Главные вкладки

    Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста
    учебно-методический материал по окружающему миру

    Ирина Вячеславовна Романова

    Методические рекомендации

    по планированию опытно – экспериментальной работы

    с детьми дошкольного возраста

    в исследовательской лаборатории

    «Хочу всё знать»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное

    дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

    города Белёва Тульской области

    Методические рекомендации

    по планированию опытно – экспериментальной работы

    с детьми дошкольного возраста

    в исследовательской лаборатории

    «Хочу всё знать»

    Подготовлены воспитателем

    Романовой Ириной Вячеславовной

    ПАМЯТКА


    Планирование работы с детьми по экспериментированию


    Младший дошкольный возраст


             Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.


            В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие
    задачи:


            1)
    сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");


            2)
    сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");


            3)
    учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений («Почему стоит автобус ?»);


            4)
    активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт («Почему песок не рассыпается ?»).


            Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них
    представлений:


            1.
    О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).


            2.
    О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).


            3.
    О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).


            4.
    О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).


            5.
    Об эталоне "1 минута".


            6.
    О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

            В процессе экспериментирования
    словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

    Средний  дошкольный возраст

            Работа с детьми этой возрастной группы направлена
    на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

           Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:


             1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);


            2)
    группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);


            3)
    классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

           Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:


            1.
    О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).


            2.
    О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).


            3.
    О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).


            4.
    О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).


            5.
    О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).


            6.
    О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).


            В процессе экспериментирования
    словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

          В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Старший дошкольный возраст

             Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

     
            Основными
    задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:


            1) 
    активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);


            2)
    классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").


            Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих
    представлений:


            1.
    О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).


            2.
    О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).


            3.
    Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).


            4.
    О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).


            5.
    О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).


            6.
    О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

            В процессе экспериментирования обогащается
    словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. 

             Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

    Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

    Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»

    Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.

    Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...

    Методические рекомендации по составлению ментальных карт с детьми дошкольного возраста

    Описаны правила создания мыслительных карт, учитывая особенность дошкольного возраста...

    Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...