Мастер-класс «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей»
материал (старшая группа) на тему

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.  Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

 «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей».

Салацкая Т.Г., воспитатель МАДОУ «Золушка»

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 

Теоретическая часть.

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.  Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

          В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.

          Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.

          Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.

          О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К.С.Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

           Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

           Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

           Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.

           Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

           Дошкольник, научившись наблюдать и прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту природы. А в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

           После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.

           Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

           В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

           Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

           Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Практическая часть.

Тема: «Птичьи разговоры».

Все участники мастер – класса делятся на две команды.

1-й конкурс: «Представление команд».

1 команда: Маленький мальчишка

                      В сером армячишке

                      По дворам шныряет,

                      Крохи собирает.

                                             (Воробей).

2 команда: Я выступаю перед вами,

                     Как молодой весны гонец!

                     Я рад увидеться с друзьями,

                      Ну, а зовут меня…

                                            (Скворец).

Ведущая: Теперь мы знаем, что команды называются «Скворушки» и «Воробышки».

2-й конкурс: «Конкурс капитанов».

Звучит музыка И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача – «Песенка капитанов».

Ведущая: Внимание! Начинается наш 2-й конкурс – конкурс капитанов «Знаете ли вы птиц?». Капитанов выбираем птичьей считалкой. Капитаны надевают эмблемы. Загадки для капитанов:

Капитану 1 команды:

1.Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

 Бестолковых попрыгушек.

                 (Журавль).

2.На вид неказист,

  Зато голосист.

                 (Соловей).

3.Днём спит, ночью летает,

   Прохожих пугает.

                 (Филин, сова).

4.Назовите зимующих птиц (помогает вся команда).

Капитану 2 команды:

1.Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

   Это очень важный стук.

   В красной шапочке, серьёзный,

   Он воюет очень грозно.

        И с личинкой, и с жучком,

        Кто зелёный рушит дом.

        Сколько сил он здесь потратил,

        Доктор леса птица…   (Дятел).

2.Говорливей всех на свете,

   Чернохвосты, белобоки,

   Как газета птицы эти,

   А названье их…    (Сороки).

3.Удивительный ребёнок!

   Только вышел из пелёнок –

   Может плавать и нырять,

   Как его родная мать.     (Утёнок).

4.Назовите перелётных птиц (может помогать вся команда).

Ведущая: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3-й конкурс: «Разминка».

Ведущая: А сейчас у нас следующий конкурс – «Разминка». Задание даётся всей команде, на обдумывание каждого задания у вас по 3о секунд.

(Музыкальный аккорд).

Задание 1 команде:

1.Как охотится серая цапля?

(Неподвижно стоит, вытянув шею и поджав одну ногу).

2.Как пеликаны-матери кормят своих птенцов?

(Отрыгивают из зоба размягчённую рыбу.)

3.Какая птица выводит птенцов в дождь?   (Лебедь.)

Задание 2 команде:

1.Какую пользу приносят синицы?

(Поедают вредных жучков, личинок.)

2.Какие птицы имеют очень длинный хвост?

(Павлин, фазан, сорока.)

3.Какая птица в мире самая большая?

(Страус.)

4-й конкурс: «Рисуем птицу».

Ведущая: Мы продолжаем наш мастер – класс.

Каждая команда на мольберте будет печатать силуэты летящей стаи. Рисовать птиц должны все вместе.

(Под музыку участники мастер- класса выполняют задание.)

Ведущая: Хорошо! Вы все старались, молодцы! А сейчас мы немного развлечёмся. Поиграем в игру «У каждой птицы – своё гнездо». Вы должны найти гнездо, соответствующее птице, нарисованной на картинке. От каждой  команды выходит по 3 человека. Главное – правильно найти гнездо.

(Скворец, дятел, грач, ласточка.)

5-й конкурс: «Конкурс знаний и умений».

Задание 1.

Ведущая: Вспомните, пожалуйста, и назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются птицы.

Ласточка день начинает, а  соловей кончает.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по разному поют.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Сколько ворона ни каркает, не быть ей соловьём.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Задание 2.

Стихи о птицах. Оценивается выразительность речи.

                  Ласточка.

     Уж ты ласточка,

     Ты касаточка,

     Ты возьми ключи,

     Лети на небо,

     Ты запри зиму,

     Отопри лето.

                   Грач.

Всех прилётных птиц черней,

Враг личинок, друг людей.

Взад-вперёд по пашне вскачь

Прыгает весёлый грач.

                       Воробей.

Воробьи-воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

          Нет, с ладошки не клюют

          И погладить не дают,

          Как бы нам поладить,

          Чтоб дались погладить?

                         С. Егоров.

                    Скворцы.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну, когда же, ну когда же

Наши гости прилетят?

           А сегодня поглядели –

           На ольхе сидит скворец.

           Прилетели, прилетели,

           Прилетели, наконец!

                Чиж.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье, чуть дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

                             А. Кушнер.

        Кукушка.

Солнцем залита опушка,

Разогрелся летний день,

А проказница-кукушка

Куковать уселась в тень.

        Где она – никто не знает,

        На каком сидит суку,

        В прятки с солнышком играет

        И кричит ему: «Ку-ку!»

Задание 3.

Мы – артисты (имитация движений): «Гусь», «Цыплёнок», «Пингвин», «Лебедь», «Аист», «Птица».  

Задание 4.

Ведущая: А сказки вы любите?  Тогда ответьте на вопросы.

Команде «Скворушки»: Кто написал сказку «Гадкий утёнок»?

(Г. Х. Андерсен.)

Команде «Воробышки»: «Какие ещё сказки Андерсена с «птичьими» названиями вы знаете? («Соловей», «Дикие лебеди».)

Задание 5.

Ведущая: Хорошо! А знаете ли вы скороговорки?

Давайте будем называть их по очереди, и та команда, которая назовёт больше скороговорок, будет победительницей. Тогда не повторяться, согласны?

6-й конкурс: «Очень умелые ручки».

   Презентация игрушки-самоделки сопровождается стихами, поговорками, чистоговорками, загадками.

Угощение участников мастер-класса конфетами «Ласточка», «Пташка», «Журавушка», «Птичье молоко».

Участники  приглашаются на выставку игрушек-самоделок, рисунков и других работ (лепка, аппликация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"

Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация на тему:«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"

Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольниковПодготовила: воспитательШиянова Т.А.Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожа...

Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"

laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонПрирода - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, п...

Консультация для воспитателей на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...

Мастер-класс на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей».

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического восп...