Мастер класс для педагогов " ЭКОмоделирование в экологическом воспитание детей"»
методическая разработка

Зимина Ольга Юрьевна

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода экомоделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическое мастерство педагогов;

2. Развивать познавательный интерес у педагогов, творческие способности, воображение;

3. Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования;

4. Формировать самостоятельность.

5. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

" ЭКОмоделирование в экологическом воспитание детей"»

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода экомоделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическое мастерство педагогов;

2. Развивать познавательный интерес у педагогов, творческие способности, воображение;

3. Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования;

4. Формировать самостоятельность.

5. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Материалы и оборудование: набор фломастеров, листы бумаги, модели, клубок ниток для игры паутина, стенд для создания экосистемы леса.

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы познакомить вас со своей педагогической находкой «Метод Экомоделирования как средство формирования экологической культуры дошкольников. Я предлагаю вам повысить свой

профессиональный уровень и пополнить свою педагогическую копилку знаниями о роли моделировании в экологическом и всестороннем воспитании дошкольников.

Организовывая этот мастер - класс, я ставила для себя следующую

Цель:

представление опыта работы по использованию экологических моделей в

образовательном процессе дошкольников.

Так же выделила несколько задач:

1. Познакомить участников мастер – класса с использованием моделей в

экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности по данной теме.

3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использованию

экологических моделей в образовательной деятельности с детьми

дошкольного возраста.

Но начать свой мастер класс я бы хотела с помощью небольшой игры.

«Паутина знакомства»
- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя + ассоциацию (образ) с любым объектом живой или неживой природы: с растением, животным, рыбой или птицей, а так же неживой природы.. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, приветливым жестом, которые непременно порадуют всех остальных. Давайте я начну с себя: «Меня зовут Оля. Я похожа на пчелку»

Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие
паутины.
- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе. Природа - это всё, чем наполнена наша планета и всё, что окружает нас в этом мире. А паутина, как и наша планета – это целая система взаимосвязей, а мы – её отдельные экосистемы и единицы каждой отдельной экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку), но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка), начнут гибнуть и компоненты экосистемы, начнёт происходить нарушение связей, в конце концов погибнет и вся экология Земли.

Поэтому наша главная задача – научить детей видеть красоту природы, чувствоать, любить, понимать и оберегать ее; дать четкое понимание, что человек – это часть природы и от деятельности человека зависит будущее планеты. Ведь природа щедра, но она не прощает ошибок.

В своей работе по формированию экологической культуры, выработке навыков гуманно- действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; пониманию детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. ... я применяю метод ЭКОмоделирования.

Доступность этого метода определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом, символом. В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод ЭКОмоделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание, отношения объектов и явлений природы в реальности.

В экологическом воспитании дошкольников использую различные модели.

Предметная модель представлена в виде конструкции одного предмета, либо в виде нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Предметной моделью может служить даже любая игровая зона в любой образовательной области (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Техническиеигрушки , модели построек.). В своей работе мы используем такие экологические модели, как: Круговорот воды в природе, Экологическая тропа детского сада, Сортируй мусор правильно, Живое-неживое, Экосистема Земля, Вода, воздух, Дикие животные, Домашние животные, Аквариум и т.д.

Предметно-схематические модели. В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Эти модели находятся всегда под рукой, так как они представляют собой любой объект природы и условные обозначения совокупности признаков этого объекта (Картинка фикуса и условные признаки: внешний вид, питание, среда обитания, звуки, приспособленность, маскировка, особенности поведения зимой и летом) и т.д.

Графические модели (графики, схемы). Передают условные признаки, связи и отношения явлений.) представляют собой графическое изображение любого объекта природы. Самые ценные для меня - модели, придуманные и изготовленные самими детьми. А как же придумать модель самостоятельно?

Для этого нам нужно совсем немного: блокнот и фломастеры, а также воображение, творчество логическое мышление, любовь к природе и накопленные знания. Эффективным методом изготовлением модели является метод мозгового штурма.

Сегодня и мы с вами попробуем самостоятельно создать экомодель с помощью обычных блокнотов и фломастеров. Готовы?

Мои слова нужно просто заменять знаком или символом.

Давайте представим, что вы пришли в лес…

-Изобразите, что вы видите перед собой (изображаем символом). ….Хорошо.

-Вы подняли взгляд вверх и …увидели (нарисуйте символ)

-Опустили взгляд вниз и…перед Вами (рисуем символ)

-Где-то неподалеку Вы услышали звук…(символ)..,

-Вдалеке вы увидели животное (какое?) (символ)

-Мимо Вас пролетела птица (какая?)

-Кого ВЫ напугались?

-Кто Вас напугался?

-Прошли немного вперёд и увидели… (рисуем символ)

Итак, уважаемые коллеги, полные впечатлений, с графическими моделями, мы вернулись из леса. Сейчас с помощью Ваших графических моделей мы попробуем создать предметную модель целой Экосистемы леса.

Предлагаем Вам каждый символ Вашей модели заменить картинкой и разместить на этом планшете. Если у кого-то совпадут объекты живой или неживой природы, мы будем выставлять его в одном экземпляре.

Все участники размещают картинки-символы на планшете.

В итоге получаем модель Экосистемы леса.

Для обобщения и объяснения приглашается один или два желающих. Вместе мы подводим итог о том, что все представленные объекты взаимосвязаны и составляют Экосистему леса.

Представленный метод Экологического моделирования является универсальным и не только в вопросе экологического воспитания дошкольников, но и творческого воображения, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

Играйте, размышляйте, моделируйте и развивайтесь вместе с детьми. Это сделает наш мир прекраснее, а детей – счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста"

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу....

Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...

Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...

Мастер-класс для педагогов по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Патриотизм начинается с детства»

Тема патриотизма стоит сейчас как никогда остро. Начинать воспитание патриотических чувств нужно с дошкольного возраста. Любовь к своей семье, к дому, к родному краю, уважение традиций предков &ndash...

Буклет Мастер — класс для педагогов. Родительское собрание: «Патриотическое воспитание детей раннего возраста».

laquo;Как воспитывать в маленьких детях патриотизм»Цель:  Формировать обобщенное представление родителей в вопросахвоспитания патриотизма....

Мастер-класс для педагогов и родителей «Патриотическое воспитание детей в детском саду»

Цель: повысить  компетентность родителей и педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.Задачи:1.Обогатить педагогические умения воспитателей и родителей...