Кружок "Умелые ладошки"
материал (младшая группа) на тему

Шмакова Наталья Николаевна

Кружок направлен на развитие мелкой моторики рук, пальцев. Кружок разделен на 2 блока: рисование пальчиками и ладошками; мелкая моторика рук. Вторая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мелкая моторика рук, пальцев.39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

РАССМОТРЕНО

решением педагогического

совета от «___» ________ г.                                                

протокол № 1.                  

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые ладошки»

для детей второй младшей группы

на 2016 – 2017 уч. год

Руководитель:

Шмакова Н.Н.

Автор – составитель:

Воспитатель МБДОУ № 60 «Теремок» Шмакова Н.Н.;

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

В данной программе предложена система занятий с применением игр и разнообразных материалов.

Программа построена в занимательной игровой форме, предназначена для развития детской речи и мелкой моторики рук; поможет сделать жизнь в детском саду более интересной, занимательной, разнообразной.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Направленность программы.
  3. Актуальность.
  4. Практическая значимость.
  5. Средства, необходимые для реализации программы.
  6. Оборудование.
  7. Цель.
  8. Задачи.
  9. Сроки реализации программы кружка.
  10.  Ожидаемые результаты.
  11.  Учебно – тематический план.
  12.  Содержание программы.
  13. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Направленность программы кружка «Умелые ладошки» является художественно – эстетической, по форме организации — кружковой.

Актуальность

Программа обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления. Оно наряду с другими видами искусства готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умению подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.  У ребенка развивается воображение и фантазия, овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Практическая значимость

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники мыслей» В.А. Сухомлинский.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Средства, необходимые  для  реализации  программы.

1.Книгопечатная продукция

  • «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е. Большаковой.
  • «Нетрадиционные техники в детском саду» А.В. Никитиной.

2. Технические средства обучения.

  • Магнитофон.

Оборудование.

  • Мячи.
  • Мягкие игрушки для сюжетных занятий.
  • Раздаточный материал (счетные палочки, пуговицы, лапша, бусинки, ниточки, фасоль, манка и т.д.).

Цель кружковой работы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшегодошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать произвольные  координированные движении пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
  2. Формировать практические умения и навыки.
  3. Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  2. Совершенствовать движение рук.
  3. Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  4. Развивать речи детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).
  2. Воспитывать и развивать художественный вкус.
  3. Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Сроки реализации программы кружка

Данная программа кружка рассчитана на  один год обучения.

Занятия проводятся с детьми второй младшей группы (3-4 года) 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в данной  возрастной группе составляет 15 мин.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • групповая

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Ожидаемые результаты:

Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки детей является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел/ Тема

Всего часов

Из них

Теор.

Прак.

1.

Рисование пальчиками, ладошками.

18

18

1.1.

«Морковка».

1

1

1.2.

«Поехала машина».

1

1

1.3.

«Зеленый лужок».

1

1

1.4.

«Рисуем мячи».

1

1

1.5.

«Осенние деревья»

1

1

1.6.

«Разноцветные хвосты».

1

1

1.7.

«Птичьи следы на песке».

1

1

1.8.

«Весенние цветы».

1

1

1.9.

«Украсим солнышко».

1

1

1.10.

«Пирамида».

1

1

1.11.

«Лыжник».

1

1

1.12.

«В лесу родилась елочка».

1

1

1.13.

«Домик для мишутки».

1

1

1.14.

«Салют».

1

1

1.15.

«Веселый снеговик».

1

1

1.16.

«Дорисуй железную дорогу».

1

1

1.17.

«Платочек для мамы».

1

1

1.18.

«Украсим бабочке крылья».

1

1

2.

Упражнения на мелкую моторику рук, пальцев.

18

18

2.1.

«Разноцветные прищепки».

1

1

2.2.

«Собери красивый букет».

1

1

2.3.

«Танк», «Звезды».

1

1

2.4.

«Солнечный денек».

1

1

2.5.

«Бусы для мамы».

1

1

2.6.

«Мы – столяры».

1

1

2.7.

«Маленький конструктор».

1

1

2.8.

«Тяжело – легко».

1

1

2.9.

«Весенняя полянка».

1

1

2.10.

«Соберем кораблик».

1

1

2.11.

«Накорми мишку».

1

1

2.12.

«Насекомые на листочке».

1

1

2.13.

«Шишки для мишки».

1

1

2.14.

«Недошитое платье».

1

1

2.15.

«Ловкие ручки».

1

1

2.16.

«Машина на погрузке».

1

1

2.17.

«Веселые пуговицы».

1

1

2.18.

«Нарви молодой травки».

1

1

ИТОГО

36

36

Содержание программы

 

Раздел 1. Рисование пальчиками, ладошками.

  1. «Морковка» - направлена на обучение детей ритмичному нанесению штрихов.
  2. «Поехала машина» - направлена на обучение  детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

1.3  «Зеленый лужок» - обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

  1. «Рисуем мячи» - направлена на учение изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.
  2. «Осенние деревья» - направлена на обучение изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

1.6. «Разноцветные хвосты» - направлена на обучение изображать простейшие предметы с помощью ладоней.

1.7. «Птичьи следы на песке» - учитьритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

1.8. «Весенние цветы» - учить изображать простейшие предметы с помощью ладоней.

1.9. «Украсим солнышко» - учить выполнять длинные штрихи и закрашивать, не выходя за пределы.

1.10. «Пирамидка» -  учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

1.11.  «Лыжник» - продолжать учить проводить прямые горизонтальные линии.

1.12. «В лесу родилась елочка» -  учить обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

1.13. «Домик для мишутки» - упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

1.14. «Салют» - упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

1.15. «Веселый снеговик» - развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

1.16. «Дорисуй железную дорогу» - упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

1.17. «Платочек для мамы» - тренировать умение создавать узор по образцу.

1.18. «Украсим бабочке крылья»-учитьаккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

Раздел 2. Упражнения на мелкую моторику рук, пальцев.

2.1. «Разноцветные прищепки» - направлена на развитие мелкой моторики рук, пальцев.

2.2. «Собери красивый букет» - совершенствовать мелкую моторику рук. Стимулировать тактильные ощущения.

2.3. «Танк», «Звезды»  - учить отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

2.4. «Солнечный денек» - учить с помощью прищепок делать солнышко.

2.5. «Бусы для мамы» - учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

2.6. «Мы – столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

2.7. «Маленький конструктор» - учить выкладывать  из геометрических фигур животного с детенышем.

2.8. «Тяжело – легко» - учить рассортировывать тяжелые и легкие предметы.

2.9. «Весенняя полянка» - учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

2.10. «Соберем кораблик» - учить собирать  разрезные  картинки.

2.11. «Накорми мишку» - учить перекладывать  фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

2.12. «Насекомые на листочке» - упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

2.13. «Шишки для мишки» - учить перекладывать  сосновые  шишки.

2.14. «Недошитое платье» -учить  детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

2.15. «Ловкие ручки» - формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

2.16. «Машина на погрузке» - учить рассортировывать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

2.17. «Веселые  пуговицы» - выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы с двумя отверстиями – в другую коробочку.

2.18. «Нарви молодой травки» - учить детей мелко рвать бумагу.

Список литературы

  1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
  2. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме».
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».
  4.         Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстегнеева Т.Д.«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры».
  5. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности».
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре».
  7. ЗейцМариелла«Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница».
  8. Казакова Т.Г.«Изобразительная деятельность младших дошкольников».
  9. Комарова Т.С. «Коллективное творчество дошкольников».
  10. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....