«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кичина Наталья Анатольевна
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
посредством игровых этических бесед»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

                       

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

посредством игровых этических бесед»

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающим служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений.  Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать плохое  и хорошее.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающим и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения.

В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения.

В дошкольный  период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий;

*гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребёнку;

*чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

*создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные отношения.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда должен учитывать место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются игровые этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет взрослый, в процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

*постановки понятных тем детям и практически важных для них вопросов.

*подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес детей, привлечь их    

  внимание.

*поощрение активности детей, их стремление принять участие  беседе.

Этическая беседа помогает детям обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли и переживания), на мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и плохих поступках. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчинятся правилам, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров ввиде игровых этических бесед.

В ходе этических бесед педагог стремиться решить следующие задачи:

*помочь детям видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий,    

 понимать их суть.

*дать представление о нравственной стороне  человеческих взаимоотношений.

*способствовать обобщению и накоплению положительного отношения к образам

  героев совершающих добрые поступки.

*помочь сформировать умение оценивать поступки не только людей, но и свои.

*учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по подачи материала. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоционально содержательным, ярким, например: небольшой отрывок из рассказа, мультфильма, стихотворение, песенка или игра. Можно так же в конце беседы предложить детям нарисовать рисунок, так как творческие работы детей повышают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки  можно использовать как памятку в соблюдении и запоминании  тех или иных правил.

Материалы для проведения игровых этических бесед детей дошкольного возраста.

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в обращении. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения конкретным примерам, игровые ситуативные беседы и  образы литературных героев помогают освоить эти правила.

«Вежливость»

«Чего не знал Петя?»

В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

Воспитатель должен продумать и задать детям вопросы так, чтобы дети сами, обдумывая и осмысливая, придумали и сказали, как помочь мальчику.

«Вежливая просьба»

В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому - либо с просьбой.

Воспитатель предлагает послушать и обсудить рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»

«Ещё один секрет вежливости»

В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что обращаться к окружающим нужно спокойно, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Воспитатель предлагает инсценировать сцену из сказки «Двенадцать месяцев» (как королева просила шубку у девочки на поляне).

«Семья»

В беседах по этой теме воспитатель помогает осознать детям, что семья, родители  – самые близкие для них люди и даже самым близким следует говорить вежливые слова.

«Мама»

В ходе беседы воспитатель даёт детям представление о семье, о важной роли мамы в семье. Педагог предлагает прослушать рассказ  М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Ориентируясь на этот рассказ, дети рассказывают о своих семьях.

«Как дети могут заботиться о взрослых»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»

Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Мастер класс по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...