Главные вкладки

    «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Кичина Наталья Анатольевна
    «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
    посредством игровых этических бесед»
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.78 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

    «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    посредством игровых этических бесед»

    Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающим служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений.  Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать плохое  и хорошее.

    Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающим и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения.

    В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения.

    В дошкольный  период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

    Нравственное формирование дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий;

    *гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребёнку;

    *чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

    *создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные отношения.

    Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда должен учитывать место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.

    Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников.

    Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются игровые этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

    Беседу готовит, проводит и направляет взрослый, в процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

    Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

    *постановки понятных тем детям и практически важных для них вопросов.

    *подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес детей, привлечь их    

      внимание.

    *поощрение активности детей, их стремление принять участие  беседе.

    Этическая беседа помогает детям обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли и переживания), на мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и плохих поступках. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчинятся правилам, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров ввиде игровых этических бесед.

    В ходе этических бесед педагог стремиться решить следующие задачи:

    *помочь детям видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий,    

     понимать их суть.

    *дать представление о нравственной стороне  человеческих взаимоотношений.

    *способствовать обобщению и накоплению положительного отношения к образам

      героев совершающих добрые поступки.

    *помочь сформировать умение оценивать поступки не только людей, но и свои.

    *учить соблюдать нравственные нормы поведения.

    Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по подачи материала. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоционально содержательным, ярким, например: небольшой отрывок из рассказа, мультфильма, стихотворение, песенка или игра. Можно так же в конце беседы предложить детям нарисовать рисунок, так как творческие работы детей повышают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки  можно использовать как памятку в соблюдении и запоминании  тех или иных правил.

    Материалы для проведения игровых этических бесед детей дошкольного возраста.

    С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в обращении. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения конкретным примерам, игровые ситуативные беседы и  образы литературных героев помогают освоить эти правила.

    «Вежливость»

    «Чего не знал Петя?»

    В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

    Чтение стихотворения Г. Ладонщикова:

    Петя ловко ловит рыбу,

    Может плотик смастерить.

    Только «здравствуй» и «спасибо»

    Не умеет говорить!

    Воспитатель должен продумать и задать детям вопросы так, чтобы дети сами, обдумывая и осмысливая, придумали и сказали, как помочь мальчику.

    «Вежливая просьба»

    В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому - либо с просьбой.

    Воспитатель предлагает послушать и обсудить рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»

    «Ещё один секрет вежливости»

    В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что обращаться к окружающим нужно спокойно, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

    Воспитатель предлагает инсценировать сцену из сказки «Двенадцать месяцев» (как королева просила шубку у девочки на поляне).

    «Семья»

    В беседах по этой теме воспитатель помогает осознать детям, что семья, родители  – самые близкие для них люди и даже самым близким следует говорить вежливые слова.

    «Мама»

    В ходе беседы воспитатель даёт детям представление о семье, о важной роли мамы в семье. Педагог предлагает прослушать рассказ  М. Зощенко «Показательный ребёнок»

    Ориентируясь на этот рассказ, дети рассказывают о своих семьях.

    «Как дети могут заботиться о взрослых»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности и служит становлению психики ребёнка, его...

    Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

    Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

    Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

    Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

    Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

    Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

       В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Изменились ведущие м...

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Мастер класс по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...