Молодая семья. Основы успешного взаимодействия.
консультация на тему

Ерофеевская Валентина Николаевна

Консультация для молодых педагогов для успешного сотрудничества с родителями детей, посещающих детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_uspeshnogo_vzaimodeystviya_2.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР детский сад «Аленушка»

Консультация

«Детский сад и молодая семья.

Основы успешного взаимодействия»

Ерофеевская

Валентина Николаевна

Селенгинск

2014г.

        Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ ученых исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально - психологическая тревожность семьи, ухудшение состояние здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей,  как в информационном, так и в организационном плане.

Детский сад - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого- педагогических знаний , умения быть советчиком, консультантом- помощником каждой конкретной семье.

Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно « распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте» - гласит закон Российской Федерации «Об образовании». И современные родители, следуя этому закону, изо всех сил стараются всесторонне развивать своё чадо, благо, полки книжных магазинов кишат разнообразной педагогической литературой. Однако родители, не имея педагогического образования, не в силах разобраться, что именно необходимо их ребенку на данном возрастном этапе. Задача воспитателя дошкольного учреждения - помочь родителям правильно воспитать ребёнка, подготовить его к школьной ступеньке, помочь войти в общество. Однако не всякий родитель может сразу принять эту помощь, нужно обойти множество «острых углов», чтобы привлечь их к сотрудничеству.

Для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, воспитатель должен выработать стратегию работы с каждой отдельной семьей, а значит, без дифференцированного  подхода  при организации работы с родителями – не обойтись.

Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия).

2.Психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

3.Стиль и фон семейной жизни : какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

4.Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

5.Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

  1. Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  2. Взаимодополнение  воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  3. Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи  ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

В начале 21 века меняется позиция родителей : они становятся активными участниками процесса воспитания детей.  «Надо сделать так ,  чтобы детский сад не подменял родителей , не отторгал их от детей , соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей, родителей  в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1. изучение семей детей;

2.привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии..

Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное « разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).

 

 

Нетрадиционные формы организации

общения педагогов и родителей

 

наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

        Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах

познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные; информационно-ознакомительные; информационно-прсветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развития детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

сценарий выступления в конкурсе молодых семей «Успешная семья 2013"

в 2013 году семья моих воспитанников приняла участие в конкурсе молодых семей «Успешная семья 2013" и победила в номинации "самая творческая семья". предлагаю вам сценарий эт...

сценарий выступления в конкурсе молодых семей «Успешная семья 2015"

Семья воспитанников моей группы принимала участие в районном этапе конкурса молодых семей " Успешная семья 2015" и заняла призовое место в номинации "Самая дружная семья". Я р...

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Маленькие секреты успешного взаимодействия с родителями»

Тема семинара-практикума «Маленькие секреты успешного взаимодействия с родителями».Сегодня пойдет речь о том, как сделать встречи с родителями интересными. Девизом нашего мероприятия послу...