Семинар для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных видов ИЗОдеятельности"
учебно-методический материал на тему

Банкаева Виктория Анатольевна

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства  даёт  возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности

 

Введение:

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства  даёт  возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика.  Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

 

                      Актуальность:

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине  предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения  пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит  работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

 При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор специальных методов.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

                                   

                            Цель:

Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Сформировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости, активизировать словарь:

 Сформировать у детей зрительно-двигательную координацию. и ловкость пальцев.

 Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Научить понимать и выполнять инструкции.

                                            Задачи:

  1. Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развить  способности,  координированной работу рук со зрительным восприятием.
  3. Развить творческой активности, фантазии.
  4. Развивать память, внимание, творческое  воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес..
  5. Обучать ловкости в обращении с  различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
  6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально

 

Программа предусматривает работу по блокам:

Пальчиковая гимнастика

Творческие упражнения.

              Аппликация из салфеток:

        Считается, что особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу. Работая с детьми трехлетнего возраста, можно постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале детишки сминают кусочки салфеток размером 5на5 см. затем постепенно  квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становятся все более ловкими, комочки – более плотными. Продуктивная деятельность всегда  интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающую группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

                                

                   Пластилинография:

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей  младшего дошкольного возраста следует много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.)

Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; у детей проявляется   интерес; расширяются знания об окружающем мире.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия рекомендуется проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей.

 

             Обрывная аппликация:

 Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу, можно вместе придумывать сюжет или выбрать любимого героя.

                          Формы работы:

 Формы работы строится таким образом:

1.Учебная деятельность – даются знания, умения, навыки.

2.Совместная деятельность – закрепляются знания, умения, навыки.

3.Самостоятельная деятельность – полученные знания. Умения и навыки дети используют в свободное время.

 

                            Система работы:

 1.За столом

2.Подгрупповая

3.Индивидуальная

МКДОУ «Торга»

Конспект семинара-практикума для воспитателей

«Развитие мелкой моторики пальцев рук с помощью нетрадиционных методов и приемов в ИЗО»

Воспитатель:

Банкаева В.А.

п. Комсомольский 2012г.