ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста»
учебно-методический материал на тему

Ерошко Эмилия Михайловна

  В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_izmeneniyami_eroshko.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst_zashchity.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

629828, ЯНАО,  г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82 

E-mail: yagodka_871987@mail.ru ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП  8905026722/890501001

Городское методическое объединение воспитателей по теме:

«Индивидуализация образовательного и воспитательного  процесса в контексте развития детей раннего возраста»

«Индивидуализация образовательного процесса

через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста »

                                                                                                         Подготовил: воспитатель  

                                                                                                         Ерошко Эмилия Михайловна

                                                                                                       

2016 год

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Вопрос к аудитории:  Как вы думаете: бывают ли два одинаковых листа на дереве? А возможно ли абсолютно одинаковое развитие двух детей?

Абсолютно верно. Как не бывает двух одинаковых листьев на деревьях, так и не бывает двух детей, которые совершенно одинаково развиваются. Даже близнецы развиваются каждый по своей траектории.

Вопрос к аудитории: А почему не бывает одинакового развития детей?

Ответы коллег.

Правильно, во-первых, индивидуальные особенности каждого ребенка не равнозначны. Что-то уже заложено на генетическом уровне. А что-то зависит от условий среды, в которых находится малыш, от стиля семейного воспитания, от социальной ситуации развития. В дошкольном образовательном учреждении разные дети по-разному усваивают материал, осваивают нормы поведения.

В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной  траектории развития ребенка - индивидуализации.

Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования – становятся условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности.

 Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей.

На самом деле, индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях:

  1. Индивидуализация образования.
  2. Индивидуализация обучения.
  3. Индивидуальный подход.

Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» и др.

Вопрос к аудитории: Мы вам раздали листы бумаги, на которых предлагаем соединить стрелками понятия и соответствующие им характеристики:

«Индивидуальность»

Состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития, поведения, академической успеваемости (иногда ее определяют понятием «информированность»), требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно- развивающего воздействия.

«Индивидуальный стиль деятельности»

Связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.

«Индивидуализация обучения»

Зависит от биопсихосоциальных особенностей личности, в целом, представляет собой интегральную характеристику индивидуальности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен.

«Индивидуальный подход»

Психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Ответы коллег.

Работая в первой младшей группе, мы определили цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста:

  • Педагогическая поддержка поисково-практической активности (готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками).
  • Готовность ребенка использовать речь как средство выражения своих желаний, чувств, состояний.
  • Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического и психологического благополучия.

Структурируя поведение и проявления детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка (я начну, а вы дополняйте портрет).

  1.  «Благополучный ребёнок». У данного ребенка наблюдается регулярность биологических функций; позитивный подход к новым стимулам; он легко приспосабливается к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия);  легко идет на контакт.
  2.  (Спросить у аудитории:   Биологические функции нерегулярны; преобладает негативная реакция на новые стимулы; медленно адаптируется к переменам; преобладает плохое настроение; повышенная интенсивность реакции) Ответ -  «Проблемный ребенок»
  3. (Спросить у аудитории: Реагирует на новые стимулы, замыкаясь в себе; медленно адаптируется к новой ситуации; позитивно воспринимает окружающий мир кроме тех ситуаций, в которых он сталкивается с чем-то новым, незнакомым). Ответ - «Осторожный ребёнок». 

    Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при индивидуализации педагогического процесса. К какой перечисленной группе детей подходит характеристика ребенка из следующей педагогической ситуации?

(Вопросы для аудитории)

1. Педагогическая ситуация: Оксана посещает  детский сад первую неделю. Постоянно плачет. Негативно относится к предложениям воспитателя поиграть, обратить внимание на новую игрушку. Просится на руки ко взрослому, но на руках начинает плакать еще сильнее . Спит и кушает плохо («Проблемный ребенок»).

2. Педагогическая ситуация: Денис посещает детский сад 2 месяца. Осторожно идет на контакт со взрослыми и сверстниками. Держится обособленно. Плачет редко. Играет с одними и теми же игрушками («Осторожный ребенок»).

3. Александра откликается на предложения взрослых и сверстников, любит новые игрушки и игры, легко идет на контакт, плачет редко, оказывает детям помощь («Благополучный ребенок»).

В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления  познавательных процессов у детей младшего возраста.

1. Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде.

2. Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить.

3. Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию.

4. Познавательный процесс проходит лучше всего, когда познание является результатом каждодневного опыта.

5. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.

Мы в своей работе обозначили основные цели и задачи комплекса мероприятий под названием «Ребенок познает мир», направленных на развитие познавательных способностей детей раннего возраста:

  • Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
  • Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.
  • Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.
  • Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.

Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Мы организовываем персональные выставки детских работ, коллекций, создаем временные игровые центры с использованием опытно-экспериментальных мастерских и др.

В нашей группе созданы  микроцентры для развития познавательной активности детей:

  • Мы играем.
  • Юные спортсмены
  • Центр изобразительного искусства.
  • Театральный центр.
  • Центр развития сенсорики.
  • В гостях у сказки.
  • Маленькие строители.
  • Учимся говорить правильно.
  • Умные пальчики.
  • Начинающий исследователь и др.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Мы предлагаем небольшое видео, где в разных развивающих центрах, малыши самореализуются и удовлетворяют свои познавательные интересы. Видео «Почему кораблики не плывут?»; лего-центр «Чья башня выше?»; «Рисование на песке», «Клубничка» (превращение орехов).

На наш взгляд, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор обладают большой открытостью и гибкостью, так как дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности.

Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

     СЛАЙД №1            

Тема  «Индивидуализация образовательного процесса

через развитие познавательного интереса
у детей раннего возраста »

СЛАЙД  2

         В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. – раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования.

 Уважаемые коллеги, у меня к вам вопрос.

 Как вы думаете: бывают ли два одинаковых листа на дереве?

А возможно ли абсолютно одинаковое развитие двух детей?

          Абсолютно верно. Как не бывает двух одинаковых листьев на деревьях, так и не бывает двух детей, которые совершенно одинаково развиваются. Даже близнецы развиваются каждый по своей траектории.

А почему не бывает одинакового развития детей?

ОТВЕТЫ КОЛЛЕГ.

           Правильно, во-первых, индивидуальные особенности каждого ребенка не равнозначны. Что-то уже заложено на генетическом уровне. А что-то зависит от условий среды, в которых находится малыш, от стиля семейного воспитания, от социальной ситуации развития. В дошкольном образовательном учреждении разные дети по-разному усваивают материал, осваивают нормы поведения.

 

СЛАЙД  3

            В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации. Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования становится условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности.

 СЛАЙД 4

            Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей.

На самом деле индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях которые представлены на слайде

СЛАЙД 5

          Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход»

       СЛАЙД 6

К аудитории: Мы вам раздали листы бумаги, на которых предлагаем соединить стрелками понятия и соответствующие им характеристики.

А сейчас я предлагаю вам проверить правильность ответов

(показываете слайд №6 с правильными ответами)

 СЛАЙД 7

         Работая в первой младшей группе, мы определили цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста, которые представлены на слайде

СЛАЙД 8

 

     

Структурируя поведение и проявление детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка

( я начну, а вы дополняйте портрет).

1.«Благополучный ребенок». У данного ребенка наблюдается регулярность биологических функций: позитивный подход к новым стимулам; он легко приспосабливается к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия) легко идет на контакт.

2. Следующий: Биологические функции нерегулярны, преобладает негативная реакция на новые стимулы, медленно адаптируется к переменам, преобладает плохое настроение.

        Ответ – «Проблемный ребенок»

3.    Следующий:  реагирует на новые стимулы, замыкаясь в себе, медленно адаптируется к новой ситуации, позитивно воспринимает окружающий мир кроме тех ситуаций в которых он сталкивается с чем-то новым, незнакомым. Какой это ребенок?

      Ответ «Осторожный ребенок»

   Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при   индивидуализации педагогического процесса.

К какой перечисленной группе детей подходит характеристика ребенка из следующих педагогических  ситуаций?

1.  Оксана посещает детский сад первую неделю. Постоянно плачет. Негативно относится к предложениям воспитателя поиграть, обратить внимание на новую игрушку. Просится на руки ко взрослому, но на руках начинает плакать еще сильнее. Спит и кушает плохо («Проблемный ребенок»)

2. Денис посещает детский сад  2 месяца. Осторожно идет на контакт с со взрослыми и сверстниками. Держится обособленно. Плачет редко. Играет с одними и теми же игрушками

 («Осторожный ребенок»)

3. Александра откликается на предложения взрослых и сверстников, любит новые игрушки и игры, легко идет на контакт, плачет редко, оказывает детям помощь

(«Благополучный ребенок»)

СЛАЙД 9

      Фото детей

         В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста.

 - Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде.

- Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить.

 - Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию.

- Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.

СЛАЙД 10

           Мы в своей работе обозначили основные цели и задачи комплекса мероприятий под названием «Ребенок познает мир», направленных на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.

  СЛАЙД 11

            Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

            Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

СЛАЙД 12

       ВИДЕО

Мы предлагаем небольшое видео где в разных развивающих центрах, малыши самореализуются и удовлетворяют свои познавательные интересы. 

     СЛАЙД 13

Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

      СЛАЙД 14

                                   Спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого показа непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе детей раннего возраста.

Методическая разработка совместной игровой деятельности  с элементами  театрализации по русской народной сказке «Репка» -  «Угостим мышку горошком».Вспоминаем с детьми содержание сказки...

Доклад: «Реализация образовательных областей по средствам сенсорного развития детей раннего возраста»

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем м...

Методическая разработка: "Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

Способствовать оптимизации детско - родительских отношений, развитию психологической культуры родителей....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома тема "Ягодки рябины"

Цель: закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, воспитание бережного отношения к птицам, желание о них заботится....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома «Салют в честь Дня Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике День Победы.  Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы»....

"Игровые образовательные ситуации как средство физического развития детей раннего возраста"

Образовательная ситуация – это единица конструирования образовательного процесса. В методических рекомендациях описана структура образовательных ситуаций, даны примеры образовательных ситу...

Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей раннего возраста Тема: «Рисуем без кисточек»

Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству  прививается благодаря различным техникам рисовани...