ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста»
учебно-методический материал на тему
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_izmeneniyami_eroshko.doc | 70.5 КБ |
tekst_zashchity.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
629828, ЯНАО, г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82
E-mail: yagodka_871987@mail.ru ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП 8905026722/890501001
Городское методическое объединение воспитателей по теме:
«Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста»
«Индивидуализация образовательного процесса
через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста »
Подготовил: воспитатель
Ерошко Эмилия Михайловна
2016 год
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Вопрос к аудитории: Как вы думаете: бывают ли два одинаковых листа на дереве? А возможно ли абсолютно одинаковое развитие двух детей?
Абсолютно верно. Как не бывает двух одинаковых листьев на деревьях, так и не бывает двух детей, которые совершенно одинаково развиваются. Даже близнецы развиваются каждый по своей траектории.
Вопрос к аудитории: А почему не бывает одинакового развития детей?
Ответы коллег.
Правильно, во-первых, индивидуальные особенности каждого ребенка не равнозначны. Что-то уже заложено на генетическом уровне. А что-то зависит от условий среды, в которых находится малыш, от стиля семейного воспитания, от социальной ситуации развития. В дошкольном образовательном учреждении разные дети по-разному усваивают материал, осваивают нормы поведения.
В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка - индивидуализации.
Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования – становятся условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности.
Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей.
На самом деле, индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях:
- Индивидуализация образования.
- Индивидуализация обучения.
- Индивидуальный подход.
Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» и др.
Вопрос к аудитории: Мы вам раздали листы бумаги, на которых предлагаем соединить стрелками понятия и соответствующие им характеристики:
«Индивидуальность» | Состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития, поведения, академической успеваемости (иногда ее определяют понятием «информированность»), требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно- развивающего воздействия. |
«Индивидуальный стиль деятельности» | Связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором. |
«Индивидуализация обучения» | Зависит от биопсихосоциальных особенностей личности, в целом, представляет собой интегральную характеристику индивидуальности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен. |
«Индивидуальный подход» | Психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. |
Ответы коллег.
Работая в первой младшей группе, мы определили цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста:
- Педагогическая поддержка поисково-практической активности (готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками).
- Готовность ребенка использовать речь как средство выражения своих желаний, чувств, состояний.
- Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического и психологического благополучия.
Структурируя поведение и проявления детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка (я начну, а вы дополняйте портрет).
- «Благополучный ребёнок». У данного ребенка наблюдается регулярность биологических функций; позитивный подход к новым стимулам; он легко приспосабливается к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия); легко идет на контакт.
- (Спросить у аудитории: Биологические функции нерегулярны; преобладает негативная реакция на новые стимулы; медленно адаптируется к переменам; преобладает плохое настроение; повышенная интенсивность реакции) Ответ - «Проблемный ребенок»
- (Спросить у аудитории: Реагирует на новые стимулы, замыкаясь в себе; медленно адаптируется к новой ситуации; позитивно воспринимает окружающий мир кроме тех ситуаций, в которых он сталкивается с чем-то новым, незнакомым). Ответ - «Осторожный ребёнок».
Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при индивидуализации педагогического процесса. К какой перечисленной группе детей подходит характеристика ребенка из следующей педагогической ситуации?
(Вопросы для аудитории)
1. Педагогическая ситуация: Оксана посещает детский сад первую неделю. Постоянно плачет. Негативно относится к предложениям воспитателя поиграть, обратить внимание на новую игрушку. Просится на руки ко взрослому, но на руках начинает плакать еще сильнее . Спит и кушает плохо («Проблемный ребенок»).
2. Педагогическая ситуация: Денис посещает детский сад 2 месяца. Осторожно идет на контакт со взрослыми и сверстниками. Держится обособленно. Плачет редко. Играет с одними и теми же игрушками («Осторожный ребенок»).
3. Александра откликается на предложения взрослых и сверстников, любит новые игрушки и игры, легко идет на контакт, плачет редко, оказывает детям помощь («Благополучный ребенок»).
В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста.
1. Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде.
2. Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить.
3. Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию.
4. Познавательный процесс проходит лучше всего, когда познание является результатом каждодневного опыта.
5. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.
Мы в своей работе обозначили основные цели и задачи комплекса мероприятий под названием «Ребенок познает мир», направленных на развитие познавательных способностей детей раннего возраста:
- Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
- Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.
- Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.
- Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.
Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Мы организовываем персональные выставки детских работ, коллекций, создаем временные игровые центры с использованием опытно-экспериментальных мастерских и др.
В нашей группе созданы микроцентры для развития познавательной активности детей:
- Мы играем.
- Юные спортсмены
- Центр изобразительного искусства.
- Театральный центр.
- Центр развития сенсорики.
- В гостях у сказки.
- Маленькие строители.
- Учимся говорить правильно.
- Умные пальчики.
- Начинающий исследователь и др.
Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Мы предлагаем небольшое видео, где в разных развивающих центрах, малыши самореализуются и удовлетворяют свои познавательные интересы. Видео «Почему кораблики не плывут?»; лего-центр «Чья башня выше?»; «Рисование на песке», «Клубничка» (превращение орехов).
На наш взгляд, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор обладают большой открытостью и гибкостью, так как дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности.
Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1 | Тема «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса |
СЛАЙД 2 | В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. – раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. |
Уважаемые коллеги, у меня к вам вопрос. Как вы думаете: бывают ли два одинаковых листа на дереве? А возможно ли абсолютно одинаковое развитие двух детей? Абсолютно верно. Как не бывает двух одинаковых листьев на деревьях, так и не бывает двух детей, которые совершенно одинаково развиваются. Даже близнецы развиваются каждый по своей траектории. А почему не бывает одинакового развития детей? ОТВЕТЫ КОЛЛЕГ. Правильно, во-первых, индивидуальные особенности каждого ребенка не равнозначны. Что-то уже заложено на генетическом уровне. А что-то зависит от условий среды, в которых находится малыш, от стиля семейного воспитания, от социальной ситуации развития. В дошкольном образовательном учреждении разные дети по-разному усваивают материал, осваивают нормы поведения.
| |
СЛАЙД 3 | В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации. Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования становится условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности. |
СЛАЙД 4 | Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей. На самом деле индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях которые представлены на слайде |
СЛАЙД 5 | Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» |
СЛАЙД 6 | К аудитории: Мы вам раздали листы бумаги, на которых предлагаем соединить стрелками понятия и соответствующие им характеристики. А сейчас я предлагаю вам проверить правильность ответов (показываете слайд №6 с правильными ответами) |
СЛАЙД 7 | Работая в первой младшей группе, мы определили цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста, которые представлены на слайде |
СЛАЙД 8
| Структурируя поведение и проявление детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка ( я начну, а вы дополняйте портрет). 1.«Благополучный ребенок». У данного ребенка наблюдается регулярность биологических функций: позитивный подход к новым стимулам; он легко приспосабливается к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия) легко идет на контакт. 2. Следующий: Биологические функции нерегулярны, преобладает негативная реакция на новые стимулы, медленно адаптируется к переменам, преобладает плохое настроение. Ответ – «Проблемный ребенок» 3. Следующий: реагирует на новые стимулы, замыкаясь в себе, медленно адаптируется к новой ситуации, позитивно воспринимает окружающий мир кроме тех ситуаций в которых он сталкивается с чем-то новым, незнакомым. Какой это ребенок? Ответ – «Осторожный ребенок» Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при индивидуализации педагогического процесса. |
К какой перечисленной группе детей подходит характеристика ребенка из следующих педагогических ситуаций? 1. Оксана посещает детский сад первую неделю. Постоянно плачет. Негативно относится к предложениям воспитателя поиграть, обратить внимание на новую игрушку. Просится на руки ко взрослому, но на руках начинает плакать еще сильнее. Спит и кушает плохо («Проблемный ребенок») 2. Денис посещает детский сад 2 месяца. Осторожно идет на контакт с со взрослыми и сверстниками. Держится обособленно. Плачет редко. Играет с одними и теми же игрушками («Осторожный ребенок») 3. Александра откликается на предложения взрослых и сверстников, любит новые игрушки и игры, легко идет на контакт, плачет редко, оказывает детям помощь («Благополучный ребенок») | |
СЛАЙД 9 Фото детей | В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста. - Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде. - Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить. - Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию. - Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения. |
СЛАЙД 10 | Мы в своей работе обозначили основные цели и задачи комплекса мероприятий под названием «Ребенок познает мир», направленных на развитие познавательных способностей детей раннего возраста. |
СЛАЙД 11 | Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. |
СЛАЙД 12 | |
ВИДЕО | Мы предлагаем небольшое видео где в разных развивающих центрах, малыши самореализуются и удовлетворяют свои познавательные интересы. |
СЛАЙД 13 | Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю. Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации. |
СЛАЙД 14 | Спасибо за внимание!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого показа непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе детей раннего возраста.
Методическая разработка совместной игровой деятельности с элементами театрализации по русской народной сказке «Репка» - «Угостим мышку горошком».Вспоминаем с детьми содержание сказки...
Доклад: «Реализация образовательных областей по средствам сенсорного развития детей раннего возраста»
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем м...
Методическая разработка: "Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Способствовать оптимизации детско - родительских отношений, развитию психологической культуры родителей....
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома тема "Ягодки рябины"
Цель: закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, воспитание бережного отношения к птицам, желание о них заботится....
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома «Салют в честь Дня Победы»
Цель: Сформировать знания у детей о празднике День Победы. Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы»....
"Игровые образовательные ситуации как средство физического развития детей раннего возраста"
Образовательная ситуация – это единица конструирования образовательного процесса. В методических рекомендациях описана структура образовательных ситуаций, даны примеры образовательных ситу...
Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей раннего возраста Тема: «Рисуем без кисточек»
Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству прививается благодаря различным техникам рисовани...