ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Акбашева Лилия Мубараковна

Содержание

 

 

Введение......................................................................................................

3

1.

Формирование толерантности  у дошкольников в условиях современной системы образования

 

1.1.

Принципы воспитания толерантности……………………………....….

4

1.2.

Методы и формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.............................................................................................

 

 

8

2.

Средства воспитания толерантности

 

2.1.

Влияние воспитателя и семьи в развитии толерантного ребенка……

13

2.2.

 

2.3.

Игра как средство формирования отношений детей разных национальностей

Воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью

 сказок ……………………………………………………………………..

 

 

16

 

 

20

 

Заключение..................................................................................................

Приложение ……………………………………………………………….

24

 

26

 

Литература…………………………………………………………………

34

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx66.03 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа

город Салават Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» городского округа город Салават

Республики Башкортостан

РЕФЕРАТ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

 В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                                  Сведения об авторе:

                                                  воспитатель Акбашева Лилия Мубараковна

                                                  Имеющаяся квалификационная категория: -

                                                  Заявляемая квалификационная категория: первая                                                  

                                                   

                                                       

                                                       

                                                        г.Салават - 2014г.

Введение

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от  чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения.

Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности. Традиционно толерантность означала терпимость к чужому, готовность сосуществовать с ним. И это, прежде всего, относилось к различиям в образе жизни, привычках, культурных и эстетических различиях. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. Детство  дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Поэтому, работу по воспитанию у детей межличностной толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста, и ведущая роль в этом отводится педагогам. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения в семье, на работе, в коллективе, в повседневной жизни.

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой национальности, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

  1. Формирование толерантности

 у дошкольников в условиях современной системы образования

  1. Принципы воспитания толерантности

Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Рассмотрим принципы воспитания толерантности.

- Общепедагогические принципы:

Принцип целенаправленности - воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности.

 Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены). При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

Принцип культуросообразности - в процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности - независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип опоры на положительное в ребенке - воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

- Частные принципы:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения - данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

  1. создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;
  2. использование демократического стиля педагогического руководства;
  3. организация диалога и сотрудничества в коллективе;
  4. организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества - диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.  

Принцип воспитывающей рефлексии - формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Таковы принципы воспитания толерантности.

  1. Методы и формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. На примере сказок и пословиц народов России демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. Эти богатые источники информации используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;  театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре», «Аҡ тирәк, күк тирәк», «Мы веселые ребята»,  «Юрта»,  «Платочек» и другие;

4) проведение народных праздников, например, таких как «Сабантуй», «Масленица»  в соответствии с народным календарем;

5) знакомство детей с традициями народов разных стран.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями.

Продуманность подбора методического материала, развивающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирование детских взаимоотношений в целом.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. Это огромная каждодневная работа.

В нашем детском саду применяются нестандартные методы по формированию толерантности у дошкольников:

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

-  развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

-  развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

-  развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;

-  гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

-  развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

-  развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

-  регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения, направленные на:

-  воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок», «Вежливые слова»;

-  воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов, народных сказок и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

2. Средства воспитания толерантности

2.1. Влияние воспитателя и семьи на развитие толерантного ребенка

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры.

От работы воспитателя зависит очень много. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить себе, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм. Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка.

Итак, какими же качествами должен обладать педагог:

1. общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия;

2. глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении;

3. профессиональное мастерство, освоение новых методов и приёмов работы;

4. психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;

5. отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;

5. стремление к самоанализу и саморазвитию.

Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом.

Профессия воспитателя требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей.

В задачи воспитателя также входит обогащение предметно-развивающей среды внесением известных и неизвестных детям инструментов (музыкальных, строительных и других) разных народов, пособий, материалов: должны быть доступны книги (сказки, рассказы, стихи литераторов разных народов), сюжетные картинки с изображением предметов быта, национальных костюмов,  разучивание с детьми игр разных народов, способствующих формированию дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки между детьми. К имеющейся в наличии фонотеке необходимо добавить музыкальные произведения композиторов тех национальностей, представители которых есть в группах.

Главное всегда помнить, что воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. В формировании толерантности у дошкольников большое значение имеет развитие умение понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, люди мысленно обращаются в тяжелую минуту жизни. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Ребенок, даже еще не умея говорить, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения. Начинать формирование таких качеств в сознании ребенка как терпимость, миролюбие необходимо с младенческого возраста, а лучше, если этот процесс формирования начнется в тот период, когда ребенок будет еще в утробе матери. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру, в нем преодолевается врожденный эгоизм или эгоцентризм. Однако формирование этих качеств необходимо постоянно подкреплять не только словом, но и делом, примером и разъяснением.

Как известно, у людей передача новому поколению необходимой информации происходит через устное народное творчество, через пословицы, поговорки и т.д. Они издавна передавались как закодированная информация, звучали как аксиома, не требующая доказательств.

Семья при этом выступает основным каналом, ячейкой передающей информацию. С малых лет учат детей уважать, старших братьев и сестер. Если не привить ребенку уважение к старшим в семье, то он не будет уважать и других. Хорошо, если в семье сильно развито чувство взаимоуважения и взаимопомощи.

Для воспитания у молодежи чувства терпимости, уважения, великодушия, толерантности из народных преданий можно черпать бесконечное множество пословиц и поговорок: «Будет твоя дверь для людей открыта - будут двери людей открыты для тебя», «Добро добру не во вред», «Когда семья не в ладу, гость их стороной обходит», «Лучше простить, чем обидеть», и т.д.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Обучение миротворчеству и миролюбию не должно скатываться к скучному назиданию. У детей должно быть гораздо больше практики по овладению способами разрешения эмоциональной напряженности, проявлению терпимости и нахождению разумных компромиссов. Задача заключается не в объеме информации, а в проживании духовных смыслов в деятельности, общении, отношениях.

Концепция культуры миролюбия основана на том, чтобы возродить роль семьи, которая должна формировать человека и отвечать за него. В последние годы наука усилила свое внимание к семье как к объекту исследования. Наиважнейшие свойства личности и основа социального «Я» закладываются не только в детском коллективе - там они могут получить лишь поддержку в развитии, а в самом раннем возрасте, в семье. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Таким образом, именно в семье происходит становление человеческого индивида, формирование его социальной сущности, поскольку здесь ребенок непосредственно включается в систему социальных отношений, которые обусловливают формирование его как личности

2.2. Игра как средство формирования отношений детей разных национальностей

Проблема формирования взаимоотношения детей решается в совместном труде и на занятиях, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирование нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Однако взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.

Детская игра – вид деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действия и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Увлекательные игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать рациональные приемы для решения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Игра своим содержанием определяет степень организованности детей и уровень взаимоотношений.

Характерным для игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету роли, и реальных отношений участников игры.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками. В игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе, ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. Наличие в игре коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел.

Играя с детьми, мы реализуем некоторые из основных принципов  дошкольного образования в соответствии с ФГОС:

-        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации  развития детей.

К сожалению, молодые родители,  молодые педагоги практически не используют в своей работе с детьми столь ценный материал, как народные игры, ведь игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей, воспитывают чувство толерантности.

У народов России особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось детям 5-7 лет, а т.к. игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности ребенка, то естественно, особое внимание уделялось именно игре у всех народов. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке. В этих играх дети отражают характер взаимоотношений людей, передают процесс труда, достижение результата.

Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и, что не маловажно, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам и их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что способствует улучшению общения детей. Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня невозможно без участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры.

Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Количество ролей, как и количество участников в одной игре, определяется знанием детей о явлениях окружающей жизни.

Осуществляя руководство игрой, педагог использует явления жизни для обогащения игры. В процессе формирования положительных отношений при помощи совместных игр, педагогу нужно сосредоточить внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за услугу, соблюдать очередность. Воспитатель должен помочь детям выстраивать взаимоотношения в игре. В процессе игры педагог должен акцентировать внимание ребенка на самом процессе, а не на тот факт, какой национальности ребенок, участвующий в игре. Он должен прививать детям отношение уважения, терпимости к ребенку другой национальности, корректно давая понять, что в игре не существует понятия «национальность», «другой», «не как я», что в игре все равны, и что распределение ролей в игре должно быть равноправным. Он обязан помочь ребенку строить правильные взаимоотношения каждого ребенка с партнером по игре как равным, а не по тому, какого цвета у него кожа, каков разрез глаз или в какой степени он владеет языком общения в данном детском сообществе.

Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослым ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям среднего и старшего дошкольного возраста.

2.3. Воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью сказок

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать разные виды деятельности дошкольников. Вся наша жизнь неразрывно связана с книгой, а в книге – сказка!  

Сказка для ребенка – это не только литературное произведение, не просто игра, это –  жизнь, перевоплощение, это – приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка может многому научить, в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь, поэтому мы в работу по воспитанию толерантности обязательно включаем чтение сказок.

Сказка – большой помощник в воспитании толерантности. Чему она только не учит!

 - Сказка учит тому, что мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача.

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

- Сказка учит тому, что каждому человеку нужен друг. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

- Сказка учит тому, что хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

- Сказка учит любви и уважению к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери, всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу»

- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

-  В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Сказки могут нас многому научить. Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Например:

- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.

- В башкирской сказке «Гульбика»бедная падчерица получает награду за свое трудолюбие, а ее мачеха оказывается наказана за жестокость и жадность.

- А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему,  готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни.

- Башкирская народная сказка «Камыр-батыр» учит тому, что правда все равно раскроется, и справедливость восторжествует.

- Сказка «Репка». И это сказка вовсе не про репку, а про дружную совместную работу.

 - Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда?

В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, добро всегда побеждает зло. Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

Таким образом, сказки позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для детей народные сказки разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающих аспектов формирования толерантности.  

Заключение

Межличностная толерантность – это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Межличностную толерантность мы рассматриваем как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

Формирование межличностной  толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Поэтому период  дошкольного детства является наиболее подходящим для становления личности ребенка, для воспитания  его добрым, отзывчивым человеком. Особенности формирования межличностной толерантности в дошкольном возрасте заключаются в совершенствовании содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, способов толерантного взаимодействия. Так как толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

В процессе формирования у детей межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия: возрастные и индивидуальные особенности; возможности предметно-развивающей среды; уровень сформированности знаний детей о культуре других народов. Необходимо следовать принципам систематичности, универсальности, безопасности.

В работе с детьми воспитатели используют устное народное творчество:  сказки, народные игры, пословицы и поговорки, песни.

Формирование межличностной  толерантности у детей дошкольного возраста невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Ребенка-дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Приложение 1

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Общепедагогические принципы

Частные принципы:

Принцип целенаправленности

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей 

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка 

Принцип культуросообразности 

Принцип единства знания и поведения 

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении

Принцип уважительного отношения к личности 

Принцип диалогичности и сотрудничества 

Принцип опоры на положительное в ребенке 

Принцип воспитывающей рефлексии 

Приложение 2

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Юрта (Тирмэ)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок. 

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Медный пень (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой. 

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Палка-кидалка (Сойош таяк)

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.


Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.


Стрелок (Уксы)

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Гуси-лебеди! Домой!

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой! 

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Палочка-выручалочка

Дети выбирают водящего считалкой:

Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води! 

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 - 60 см, диаметром 2 - 3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» – и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» – стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки –  краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой. 

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Пятнашки

Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах – он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих – пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой. Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.


Молчанка

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок! 

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Литература

  1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.,1999.
  2. Вострухина Т. – Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. М., 2011 г.
  3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. - М., 2007
  4.  Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с.
  5. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов СССР» - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st036.shtml
  6.  Немов Р.С. Психология; Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-кн. 1. Общие основы психологии.- 688 с.
  7.  Немов Р.С. Психология; Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн.2.-М.: Гуманит. изд. центр Владос,2001.- 534с.
  8. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
  9. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
  10.  Сухова Е.Н. Уроки народной педагогики.// Управление ДОУ, 2005, №1- С.118-121.
  11. Эльконин Д. воспитательное значение сюжетно-ролевой игры//Дошкольное воспитание, 2008, №8 с 17-23.

Содержание

Введение......................................................................................................

3

1.

Формирование толерантности  у дошкольников в условиях современной системы образования

1.1.

Принципы воспитания толерантности……………………………....….

4

1.2.

Методы и формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.............................................................................................

8

2.

Средства воспитания толерантности

2.1.

Влияние воспитателя и семьи в развитии толерантного ребенка……

13

2.2.

2.3.

Игра как средство формирования отношений детей разных национальностей

Воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью

 сказок ……………………………………………………………………..

16

20

Заключение..................................................................................................

Приложение ……………………………………………………………….

24

26

Литература…………………………………………………………………

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности....

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

       Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Сов...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...