Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья на тему

Ушакова Елена Вячеславовна

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dobrozhelatelnyh_otnosheniy_doshkolnikov.docx118.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование доброжелательных отношений дошкольников

в условиях дошкольного образовательного учреждения

       Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

     Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

          Проблема развития доброжелательных отношений у детей - одна из наиболее актуальных в современном дошкольном образовании и, как следствие, является объектом научных исследования ведущих  педагогов и психологов.

           Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому. Гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которое проявляется в различных жизненных ситуациях. Необходимо воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но, прежде всего, нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

  Анализируя практику своей работы я пришла к выводу, что одной из основных проблем  всегда являлась и является проблема межличностных отношений детей. Поэтому с 2012 года я стала более углубленно заниматься данной проблемой.

Работа проводилась в три этапа:

        диагностический;

        коррекционно-развивающий;

        контрольно-диагностический.

   На диагностическом этапе с помощью специально подобранных методик была получена информация о положении ребенка в группе сверстников, выявлены дети с тревожным состоянием, агрессивным, импульсивным поведением, с помощью структурализированной схемы наблюдения предложенной С.И.Романовым, был просмотрен характер нарушений поведения (конфликтность, обидчивость, демонстративность и т.д.).

        На основании проведенной диагностики были сформированы коррекционные группы.

     На втором этане возник вопрос составления программы по развитию и коррекции межличностных отношений дошкольников.

   В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения, на материале сказок, рассказов или драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников — игровой или продуктивной, где дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты.

  Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения.

Наиболее распространенным методом социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных  состояний, познание себя, своих переживаний.

Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Ощущение и осознание своей боли (как физической так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

 Исходя из вышеизложенного основной стратегией формирования должно быть снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности.

 Главная цель моей работы по формированию доброжелательных отношений у детей заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.

В своей практике я придерживаюсь таких  принципов, как:

1. Безоценочность.

Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2.Отказ от реальных предметов и игрушек.

Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится целью, а средством взаимодействия.

3.Отсутствие соревновательного начала в играх.

Поскольку фиксированное на собственных качествах и достоинствах может порождать яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих.

   

        В своей работе я, использую игры для детей 4-6 летнего возраста предложенные известными детскими психологами, доктора психологических наук Е.О. Смирновой и кандидата психологических наук В.М. Холмогоровой.

       Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Были выбраны именно те игры каждого этапа, которые соответствуют нашим возможностям и интересам наших детей. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по - разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, они начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий.

     

    Игры на непосредственное взаимодействие способствовали актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращало возникновение конфликтов по поводу  предметов и предметных действий.

Данная система игр состоит из нескольких этапов:

 

 1 этап.  «Общение без слов»

            Главной целью этапа "Общение без слов" был переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этих игр – запрещение разговоров между детьми.

   2  этап. «Внимание к другому»

      Основной задачей второго этапа является формирование внимания к сверстнику, дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

3этап. «Согласованность действий»

На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Правила игр задавались таким образом, что для достижения определенной цели (например, всем вместе изобразить сороконожку) дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

4этап.  «Общие переживания»

Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

5этап.  «Взаимопомощь в игре»

              На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях.

6этап.  «Добрые пожелания»

      На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.). Например, нужно лучше всех похвалить своего соседа, найти в нем как можно больше достоинств. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

 И, наконец, на заключительном этапе «Сотрудничество» проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков), учатся договариваться, уважать чужое пространство, делиться своим.  Вся коррекционная работа        направлена не только        на коррекцию имеющихся нарушений, но и на профилактику        возникновения эмоционального   дискомфорта        у детей, а также        на развитие психо - эмоциональной сферы.

Опыт проведения данной системы игр показывает достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты.

мальчик и девочка

       

  Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети стали чаще участвовать в совместных играх.

            Анализируя проведенную работу можно отметить, что цель коррекционной работы, направленной на формирование доброжелательных отношений дошкольников и оптимизацию межличностных отношений в основном достигнута.

           Только при наличии системы в коррекционной работе с детьми и взаимодействии при проведении этой работы психолога, воспитателя и родителей мы будем иметь положительные результаты и здоровое в морально-нравственном аспекте поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Содержание  Введение......................................................................................................31.Формирование толерантности  у дошкольников в условиях соврем...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...