Проект "Родной край - родная природа!"
проект на тему

Михайлова Наталья Александровна
Проект для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_kray.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Родной край – родная природа!»

Автор: Михайлова Наталья Александровна, 

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта:

        Тема проекта «Родной край – родная природа!» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

    Задачи:

  • Систематизировать знания об окружающем мире.
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
  • Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Забайкальского края.
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему: «Растения Красной Книги Забайкальского края!».
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Расширение знаний о растительном и животном мире Забайкальского края.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
  • Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап:

  • Разработка проекта.
  • Постановка цели и задачи.
  • Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
  • Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми:

Беседы на темы:

  • «Что такое природа?»
  • «Деревья нашего края».
  • По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  • «О правилах поведения на природе».
  • «Лес и наше здоровье».

Рассматривание картин и иллюстраций:

  • П. С. Меньшикова «Дикие животные».
  • С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».

Чтение произведений:

  • В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
  • Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
  • А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  • В. Степанов «Животные наших лесов».
  • Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
  • Разучивание стихотворений о птицах, о животных,

о деревьях.

  • В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

  • О птицах.
  • О диких животных.
  • О деревьях.
  • О природе.

Словотворчество:

  • «Сказки о лесе».
  • «Небылицы о природе».

Дидактические игры:

  • «Природа – не природа».
  • «Кто в домике живет?».
  • «Найди перелетных и зимующих птиц».
  • «Найди по описанию».
  • «Найди, кого назову».
  • «Опиши, а мы отгадаем».
  • «Кого не стало?».
  • «Чьи следы».
  • «Назови ласково».

Пальчиковые игры:

  • «Есть у каждого свой дом».
  • «Воробьи»;
  • «Птички»;
  • «Кто спит зимой?»;
  • «Осенние листья»;
  • «Дикие животные»;
  • «Осень»;
  • «Зима».
  • «Зайка».
  • «Сорока».

Игры на развитие дыхания:

  • «Чья снежинка улетит дальше?».

Игры на развитие координации слова с движением:

  • «На водопой»;
  • «Елка»;
  • «Медвежонок»;
  • «Зайка».
  • «Дикие животные».

Игровые упражнения:

  • «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
  • «Лес шумит».
  • «Хочу быть птичкой».
  • «Кто живет в лесу?».
  • «Дикие животные».
  • «Птички».

Наблюдения:

  • За сезонными наблюдениями.
  • За деревьями.
  • За птицами.
  • «Чьи следы?».

Труд в природе:

  • Установка кормушек.
  • Подкормка птиц.
  • Уборка мусора.
  • Сбор природного материала для поделок.

Театральная деятельность:

  • «Как готовятся звери к зиме?».
  • «На лесной опушке».
  • «Чудесное превращение».

Подвижные игры:

  • «Лиса и зайцы».
  • «Белка».
  • Эстафета «Собери мусор».
  • «Охотники и утки».
  • Хороводная игра «Во поле береза стояла».

Творческая деятельность:

  • Конструирование «Кормушки для птиц».
  • Рисование «Растения Красной Книги Забайкальского края!».
  • Рисование «Деревья нашего участка».
  • Лепка «Животные в лесу».

Экспериментальная деятельность:

  • Сравнение еловых и сосновых шишек.
  • Сравнение веточек сосны и ели.
  • Рассматривание семян деревьев.

Оформление экологического панно:

  • «Природа нашего края».

Оформление красной книги.

Оформление альбома

  •  «Перелетные и зимующие птицы».
  • «Деревья нашего края».

Экологическая квест-игра

  • «Зимняя прогулка».

Акции:

  •  «Покормите птиц зимой».

Взаимодействие с семьей:

  • Совместное изготовление родителей и детей Красной книги «Растения Забайкальского края».
  • Оформление пано «Природа родного края».
  • Найти и выучить стихи:

- о любимом дереве родного края;

- о любимом диком животном Забайкальского края.

- о любимой птице родного края.

  • Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, потешек, песенок о природе.
  • Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.

Заключительный этап.

         Работая над проектом «Родной край – родная природа!» мы с детьми и родителями провели:

Конкурсы:

  • «Кормушки для птиц»;
  • Рисунков ««Растения Красной Книги Забайкальского края!».

Оформили:

  • Экологическое панно «Природа нашего края».
  •  «Красную книгу».

Акции:

  •  «Покормите птиц зимой». 

Подведение итогов.

Работая над проектом

  • У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
  • Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
  • С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
  • Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
  • В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

          Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

         Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.

           Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края.  Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Приложение

 

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

  • Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
  • Развивать память и мышление детей.
  • Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

Содержание беседы:

  • Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

  • Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ. 

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

 

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

  • Формировать понятия о явлениях природы (убывание, пребывание дня, снег, заморозки).
  • Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Беседа с детьми.

Февраль – последний месяц зимы.

- Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)

- Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)

- А теперь я прошу вас отгадать загадку:

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт (иней).

Трудовая деятельность.

  • Сгребание снега в небольшие кучки.

Подвижная игра: «Снегопад».

    Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

        Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

- Надо охранять и беречь природу.

- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

 

Образовательная деятельность по экологии в средней группе на тему:

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

  • Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
  • Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Содержание:

- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

     Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

 Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

 Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

         А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной,

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что не зуб – то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

        Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,  

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

 Хвост короче уха.

 Всех зверёк пугается,

 Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

          Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

 И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

          Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

 Ворчит, как, злючка

 Чуть испугается,

 В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

           Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Игра «Лиса и зайцы»

         Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

  • Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
  • Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
  • Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
  • Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
  • Развивать память, внимание, речь.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

 

Настольная игра  «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

  • Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
  • Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

  • С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.
  • Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло,

 Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

- Почему надо подкармливать птиц зимой?

- От чего птицам так тяжело приходится зимой?

- Чем бы вы стали подкармливать птиц?

- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему:

«Растения Красной Книги Забайкальского края!».

Цели:

  • Расширять представления детей о растительном мире.
  • Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
  • Развивать творческие способности, воображение.
  • Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на заданную тему.

Выставка рисунков.

Экологическая квест-игра «Зимняя прогулка»

Цель: Обеспечить детям полноценный активный отдых на прогулке.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 «Познавательное развитие»

- обогащать и  систематизировать представления детей о свойствах льда и снега; обобщать представления детей о жизни деревьев зимой (не питаются, не растут, погружаются в глубокий сон); 

- формировать представление о помощи людей деревьям в зимнее время;

- развивать умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по внешне видимым и скрытым существенным признакам, измерение (условной меркой глубину сугробов, толщину ствола);

- развивать умение отражать результаты познания в речи, в символах (цифрах) умение видеть проблему, рассуждать, выдвигать гипотезы, пояснять, делать выводы и умозаключения.

- развивать познавательную активность детей.

         «Речевое развитие»

 - обогащать активный словарь детей за счёт слов, обозначающих признаки объекта («пушистый», «скользкий», «ледяной», «снежные хлопья», «тает», «замерзает», «толщина»; названия обследовательских действий, необходимых для выявления свойств и качеств предметов («погладить», «измерить», «подуть», «сравнить»).

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

 «Художественно-эстетическое развитие»

- развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты природы в зимнее время года, желание познать её тайны.

«Социально-коммуникативное развитие»

- развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, желание прийти на помощь;

- обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде;

- воспитывать доброжелательное отношение к людям, дружеские взаимоотношения со сверстниками;

- продолжать прививать детям любовь к труду и уважение к работе взрослого.

«Физическое развитие»

- развивать умения осознанного, активного выполнения основных, общеразвивающих и спортивных упражнений (ходьба «след в след» по глубокому снегу, подлезание);

- развивать у детей физические качества: координацию, выносливость, быстроту, силу.

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям  природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы;  владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок   может следовать   правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения;   у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,   владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими:

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки объектов окружающего мира  (признаки зимы; свойства снега и льда); 

регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

личностные – умение давать оценку усваиваемому содержанию.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: чтение «Мороз Иванович» (рус. нар. сказка), «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршак); загадывание загадок про деревья и кустарники; дидактические игры «1,2,3 – к дереву беги!»; «Времена года», рассматривание иллюстраций с изображением деревьев; наблюдение и опыты за снегом.

Оборудование для педагога: телефон с СМС от  девочки-падчерицы из сказки «12 месяцев»,  4 полена, 4 снежка с записками внутри (один изо льда), стрелки-указатели, фишки для полосы препятствий,                цифры на палочках от 1 до 15  для обозначения толщины стволов деревьев,  шарф.

Оборудование для детей: лопаты, гимнастические палки для измерения глубины сугроба.

Введение в ситуацию. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности помочь героям сказки «Двенадцать месяцев».

После проведения образовательной деятельности дети слышат музыку на телефоне. Воспитатель обращает внимание детей на то, что пришло СМС-сообщение от девочки-падчерицы:

- Привет! Это город Чита? Детский сад №10?

- Дети: Да!!!

- Ребята, вы помните сказку про 12 месяцев?

- Дети: Да!

- Девочка-падчерица: оказывается, сегодня вечером 12 месяцев должны были собраться у костра! Но таинственным образом исчезли из костровища волшебные поленья. Их спрятала в снегу злая мачеха.
Что делать? Только из этих поленьев можно сложить костер, который  будет гореть всю ночь, иначе зима никогда не закончится. Ребята, помогите вернуть поленья братьям-месяцам!

- Воспитатель: ну, что ребята, сможем найти поленья  для костра?

- Дети: Да!

- Воспитатель: где же их искать, у нас очень много снега вокруг?

- Девочка-падчерица: вам помогут «снежные секретики», разгадав которые вы получите подсказки для поиска поленьев. Выходите на улицу и ищите первый «снежный секретик» возле «Дядюшки пня» с той стороны, где намело больше снега.

Проблемная ситуация.

- Воспитатель: ребята, в каком месте участка находится «Дядюшка пень»?

(Дети отвечают).

- Воспитатель: а как мы определим, с какой стороны пня больше всего снега?

- (дети высказывают предположения: «увидим», «встанем в сугроб», «померяем»; в случае затруднения воспитатель подводит детей к заключению о том, что глубину сугроба можно измерить).

- Воспитатель: ребята, а  чем мы будем измерять глубину сугроба? (дети предлагают взять с собой линейку, палку, шнурок и т.д.)

- Воспитатель: а чем удобнее измерять? (дети приходят  к решению взять с собой гимнастические палки – они легкие,  легко будут входить в снег).

Выход на улицу. 

Дети бегут к «Дядюшке пню».

Исследовательская деятельность: измерение глубины сугроба, нахождение стороны пня, где самый глубокий сугроб.

Там дети находят  снежок-подсказку  с запиской:

«Полено совсем рядом с вами, возле дерева,  которое лучше других деревьев очищает воздух». 

- Воспитатель: ребята, какое же это дерево? Вокруг столько много разных деревьев и кустарников?

(Дети отгадывают, что это тополь и находят  возле него полено. В случае затруднения воспитатель предлагает вспомнить беседу о деревьях).

- Воспитатель: на полене красная стрелка. Что это значит?  (дальше пойдем по стрелкам).

1 стрелка. Крайстренинг – искусственно-созданная полоса препятствий.   (Бег змейкой между фишками-ограничителями, подлезание, прыжки через  снежные комья).

Далее стрелки показывают путь к участку другой группы к тополям. Возле тополя вопрос на стрелке «Найдите тополь с самым толстым стволом».

Проблемная ситуация. 

- Воспитатель: дети, давайте попробуем найти на нашем участке тополь с самым толстым стволом. Как это сделать?

Дети высказывают предположения (обхватить руками, увидеть на глаз).

Воспитатель подводит  детей к пониманию, что таким способом можно ошибиться, на участке много похожих тополей, лучше их измерить.

- Воспитатель: как вы думаете, ребята, чем удобнее измерить толщину ствола? (дети высказывают предположение – ниточкой, веревочкой и т.д.)

- Воспитатель: но их нет, чем еще можно? (шарфиком).

Воспитатель знакомит с новым  способом измерения – «пальчиковой линейкой».

- Воспитатель:Я вам предлагаю сегодня использовать пальчиковую линейку. Снимите варежки. Давайте договоримся, что это будет одна ладошка и будем измерять толщину стволов ладошками.

Практическая деятельность в парах.

Инструкция: Разойдитесь по участку парами, выберите тополь, который будете измерять. Сначала  ствол измеряет один из вас, а потом второй проверяет. Договоритесь: кто будет измерять ствол и кто – проверять. Затем найдите цифру на карточке, обозначающую количество ладошек,  и покажите.

(Дети измеряют, ставят цифры возле тополей).

- Воспитатель: ребята, посмотрите на цифры около деревьев и найдите самую большую, у кого она? Вот самый толстый тополь.

Возле этого тополя находят  «секретик».  В нем записка с загадкой «Какое дерево осыпает снегом ранней осенью?» (опора на личный опыт детей в случае затруднения: это дерево растёт на нашем участке)

- Ребята, кто догадался, где находится 2 полено?  (Предположения  детей)

Около ильма дети находят второе полено.

Работа со схемой.

Воспитатель:  Что изображено на карте? (дети отвечают – кустарники).

- Какой куст нам нужно найти? (самый высокий).

 Дети решают, что надо искать место, где растут у нас кусты, это участок средней группы.

Проблемная ситуация:

- Воспитатель: а как же мы пойдем туда, там все замело, тропинка не расчищена? Как лучше передвигаться? (дети предлагают разные способы, обсуждают безопасный способ).

Воспитатель в случае затруднения предлагает пойти «след в след».

- Воспитатель: Ребята, вставайте друг за другом, идите за мной по снегу, точно по моим следам.

Идем очень осторожно, между деревьями, чтобы не задеть веточки на деревьях. Они на морозе стали очень хрупкие, легко могут сломаться.

Ходьба «след в след» к кустам.

Воспитатель обращает внимание детей на красоту зимней полянки.

- Воспитатель: можем мы измерить кусты? (нет, они высокие).

- Воспитатель: а как мы найдем самый высокий? (увидим).

Дети  находят самый высокий куст, возле него находится «секретик».

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Дети, посмотрите, «секретик»  не снежный, а ледяной.

(Ребята рассматривают «секретик», рассуждая, что он гладкий, прозрачный, скользкий, хрупкий).

- Воспитатель: как достать записку-подсказку? (дети высказывают свои предположения: погреть руками, подышать на него, расколоть, полизать).

Воспитатель предлагает расколоть, другие способы небезопасны. Достав записку, читают: «Полено находится в мешке, а мешок в пяти шагах от беседки на вашем участке.

Дети находят третье полено.  (На полене картинка с изображением лопаты).

- Воспитатель: ребята, что бы это значило?   А где мы в детском саду храним лопаты?  (дворник их убирает в склад).

- Воспитатель: дети, предлагаю отправиться  к складу, может там мы найдём следующий «секретик».

Дети идут «след в след».

Около склада  находят «секретик» с запиской от дворника Владимира Васильевича:

«Дорогие, ребята! На улице всё замело, снега много и он такой холодный. Расчищаю дорожки, а сам думаю: «Замерзла наверно зелёненькая травка, цветочки и разные другие растения в нашем саду? Ведь под снегом очень холодно! Интересно, есть ли что-нибудь под снегом или там всё погибло? Если найдёте ответ, отдам вам то, что вы ищете. Где меня найти, вы сами знаете.»

Проблемная ситуация:

- Воспитатель: ребята, а вы согласны с Владимиром Васильевичем, что под снегом  всё замёрзло и погибло от холода. (Дети высказывают предположения).

- Воспитатель: как же нам узнать?  (раскопать снег, посмотреть).

Поисковая деятельность.

Дети раскапывают снег, находят траву, рассматривают.

- Воспитатель: ребята, почему же травка не погибла? Даже в некоторых местах – зелёная.  (Ответы детей)

Воспитатель обобщает: правильно, потому что ей тепло под снегом. Снег как одеяло, греет растения и землю, защищает от мороза. Чем больше снега, тем теплее растениям.  (дети делают вывод, что снег – это тёплое одеяло для почвы и растений).

Трудовая деятельность.

Прикопка снега к саженцам кустарников.

- Воспитатель: ну вот! Теперь деревьям никакой мороз не страшен!

После выполненной работы воспитатель говорит, что Владимир Васильевич оставил последнее полено за скамьей на нашем участке под снегом.

Ребята отдают собранные поленья и просят воспитателя научить складывать из них костёр. Воспитатель напомнил ребятам о том, что разжигать костёр будут братья-месяцы, а им этого делать нельзя.

-А сейчас можно потренироваться, перепрыгнув через сложенные поленья, не сломав их. Кто перепрыгнет, у того желание сбудется. Игра «Перепрыгни через костровище».

Воспитатель предлагает позвонить девочке-падчерице и сообщить, что выполнили её просьбу.

- Девочка-падчерица: молодцы, ребята, теперь состоится костер, соберутся все 12 месяцев и скоро наступит Весна! Спасибо вам большое! По прибытию в детский сад вас ждёт сюрприз.

Рефлексия.

- Воспитатель: что было самым трудным для вас в наших испытаниях? (дети рассказывают). Воспитатель хвалит детей за выносливость, умение проявлять смекалку, выдержку, желание оказать помощь.

Сюрпризный момент: девочка-падчерица оставила для детей в детском саду, корзину с угощениями. 

Литература

  • Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
  • Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
  • Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
  • Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

  • Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
  • Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
  • Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
  • Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если любишь край родной, Береги природу, Для потомков сохраним - Чистым лес и воду!

Берегите, люди, лесГладь озёр и синь небес.И цветы вы берегитеИх охапками не рвите.​Вы природу охраняйтеИ костры не разжигайте.Не ломайте тонких ветокНе пугайте птичьих деток.Грибы, ягоды беритеНо в л...

Воспитание любви к родному краю и природе.

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые долж­ны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе....

Консультация для родителей "Как прекрасен край родной или Воспитание у детей любви к родной природе"

Родина, Отчизна, Отечество - отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Проект "Родной край-родная природа"

Позннакомить с природой родного края с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное представление живой природы....

Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....