Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_nod_itogovoe_po_rodnomu_krayu.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа - итоговое).

Разработчики:

Воспитатель МКДОУ детский сад «Берёзка» город Каргат –Бурбилова Татьяна Григорьевна, высшая категория.

Блок Программы «История».

Тема: «Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю»  (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Цель: уточнение и закрепление представлений о родном районе; формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, двигательная.

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

Закрепить и систематизировать представления детей о природных, культурных и исторических особенностях города Каргата и Каргатского района.

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • развивать связную речь, расширять словарный запас;   
  • развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие;
  • развивать общую моторику;

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • Воспитывать чувство любви  и привязанности к родному краю.
  • Воспитывать активность, инициативу в самостоятельной поисковой деятельности по данной теме.
  • Воспитывать культуру поведения  и вызвать у детей чувство восхищения красотой родного края.

Планируемый результат: умеют слушать друг друга, проявляют познавательный интерес  к окружающей действительности, узнают и называют достопримечательности родного города, умеют рассказывать о достопримечательностях родного города, об истории возникновения родного города, знают, что такое малая родина; расширяется словарный запас. У детей сформированы первичные представления о природных, культурных и исторических особенностях  и достопримечательностях города Каргата и Каргатского района. Дети знают символику  города Каргата, ее составляющие элементы,  проявляют речевую активность, с готовностью вступают во взаимодействие со сверстниками и педагогом в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.

Средства, оборудование, материалы: 

Наглядные (демонстрационный материал): фотографии с видами родного города, коробка (клубок ниток с заданиями), письмо;  фрагменты плана-карты;  фото знаменитых людей края:  поэтессы Анны Беляк, олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Евгения Подгорного, композитора, баяниста, гармониста и поэта и певца Андрея Наумова и другие фото; сундучок, мольберт.

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы, музыкально-литературные средства: интерактивная доска, презентация «Достопримечательности родного города», аудио запись песни Ю. Антонова «Места родные», песня «У моей России длинные косички», песни о родном городе Каргат.

 Раздаточные материалы: листы бумаги, кисти, краски или гуашь, мелки, цветные карандаши, фломастеры,

      раскраски с достопримечательностями города; сладкие медальки с изображёнными элементами символики    Каргатского района, карточки с  заданиями и предметами  для перечисленных дидактических игр.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

                                  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Педагог организует детей в игровой комнате.

Воспитатель  заранее  незаметно  вносит   коробку, в которой находится  клубок, и ставит  на видное место. (Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений).

Воспитатель  хвалит  детей  за  внимание. Предлагает посмотреть, от кого эта коробка и  что в ней.

Достает клубок:

- Что это такое?

- Здесь еще  что-то есть, письмо.

Воспитатель предлагает детям сесть. Читает письмо от Каргатенка.

Дети обращают внимание на новый предмет – коробку.

Дети  взаимодействуют друг с другом, интересуются:

- Что это?

- Откуда взялся этот предмет?

Затем обращаются к воспитателю и задают вопросы:

- Что это?

- Для чего?

- Что в ней находится?

Дети отвечают: Это клубок?

 Дети спрашивают от кого письмо? Давайте узнаем.

Дети садятся на стульчики.

1.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

В письме Каргатенок  просит детей помочь собрать фрагменты плана-карты, которые он по растерянности потерял. Предлагает  превратиться в маленьких путешественников и отправиться в путешествие на поиски пазлов карты, по окончании которого детей будет ждать сюрприз от Каргатенка. А поможет детям найти сюрприз   «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

 Дети слушают

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Основные этапы игры и их содержание:

Используя волшебный клубок,  дети перемещаются от станции к станции и выполняют задания; за каждое выполненное задание дети получают кусочек плана (Карта Каргатского района)

I станция «Символическая»

Д/игра «Собери картинку»

- Что у вас получилось?

- Что же это за картинки?

II станция «Из следа в след по лесной тропинке»- закрепляют знания о растениях и животных нашего района.

 Д/игра «Четвертый лишний»

III станция «Загадочная » - закрепляют знания о растениях и животных нашего района.

Предлагаю разгадать загадки о животных и растениях нашего Каргатского района.

Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Косолапый и большой,

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережёт.
Знают, рыжую в лесу –
Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Ребятам очень нравится. (Лиса)

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ёжик)

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  

Послушайте следующую загадку:

Ее всегда в лесу найдешь.  

 Пойдем гулять и встретим.  

 Стоит колючая, как еж, 

Зимою в платье летнем.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Жарким летом он зелёный,

с пышной и тенистой кроной.

Осенью он жёлтый, красный

иль оранжевый - прекрасный!

Позже листья, как перчатки,

он роняет в беспорядке.

Всё же, как зовётся он?

Догадались? Это... 

IVстанция «Что увидел расскажи» - закрепление знаний о достопримечательностях нашего города Каргат.

- Дети, перед вами картинки с изображением красивых мест нашего города. Надо рассказать, что изображено на ваших картинках. И каждую картинку повесить на стенд.

Воспитатель проводит физминутку.

Физминутка «Родина»

Утром рано мы встаём,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живёт,

Нас на улицу зовёт.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Далёкие и близкие,

Деревянные, панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные.

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном.

Для кого-то - небольшой,

А для нас - огромный.

V станция «Вопросы и ответы».

- Я предлагаю ответить вам на некоторые вопросы:

  • Как называется город, в котором мы живем?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живешь?
  • Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
  • А как называется наш детский сад?

VI станция «Наша гордость»

Участникам игры предлагаются найти фото карточки с изображением людей, прославивших Каргатский край и повесить на стенд.

Воспитатель хвалит детей. Спрашивает у детей, почему именно эту фотографию выбрали? Чем прославил свой край этот человек?

Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.

Речевая игра с мячом «Подбери словечко»

Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Как называются жители нашего города? –Каргатцы. Поймавший должен ответить: «Каргатцы» - и возвращает мяч ведущему. Тот продолжает игру:

Как называется река в Каргате? – Каргат.

Как называется главный завод в Каргате? – Элеватор.

Как называется место в Каргате, где горит вечный огонь, воевавшим солдатам в годы В.О.В? – Аллея Славы. Монумент.

Как называется стадион в Каргате? – «Атлант».

Как называется самая длинная улица в Каргате? – Советская.

Люди каких профессий, работают в нашем детском саду?

Как профессии ваших родителей связаны с ролью в развитии родного города/района?

Воспитатель показывает клубочек, который уменьшился в размерах.

Акцентирует внимание, что осталось совсем немного до конца путешествия.

Называет последнюю станцию.

VII станция «Мастерская»

Дети собирают картинки и объясняют, что означает символика флага и герба.

Дети играют в игру «Четвертый лишний». Обсуждают, рассуждают, почему растение или животное, изображенное на картинке лишнее.

Дети сидят на стульчиках. Отгадывают загадки и находят предметы с их изображением. Отгадки вывешивают на стенде.

Белка

Медведь

Заяц

Лиса

Ёжик

Берёза

Ель, ёлка

Сосна

Клён

Дети рассказывают о достопримечательностях и вывешивают их на стенд.

Дети выполняют движения

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

(показать руками на окно)

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

(ходьба на месте)

(поднять руки вверх и опустить)

(вытянуть руки и приблизить к себе)

(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

(развести руками)

(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

 (показать руками маленький предмет)

(поднять руки вверх и опустить через стороны).

Дети отвечают на вопросы, если дети затрудняются, говорит воспитатель

Дети находят фото знаменитых людей, называют их, и прикрепляют на стенд.

Ответы детей.

Каргатцы.

Каргат.

Элеватор.

Аллея Славы. Монумент.

«Атлант».

Советская.

Заведующий, повар, прачка, медицинская сестра.

Ответы детей.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

А что нужно найти здесь узнаем из подсказки.

Загадка про сундук.

Прячет гномик вещи там:

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут.. ..сундук.

Воспитатель достает из сундука шаблоны (раскраски), символизирующие достопримечательности города Каргат.

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями. 

- Как Вы думаете что это? Что с этим нужно сделать?

- Достопримечательности, какого города изображены на шаблонах?

Дети раскрашивают шаблоны достопримечательностей родного города.

Во время работы, воспитатель, используя подводящий диалог, закрепляет знания детей.  

Как называется это здание? А почему оно так называется? Что изображено на этой картинке?

Во время рисования звучат песни о городе Каргат, о Родине.

Воспитатель оказывает   необходимую помощь и  эмоциональную поддержку.

-  Какие красивые  достопримечательности   у вас получились! Давайте повесим ваши работы на стенд.

Каждый ребенок показывает свою работу, рассказывает, что на ней изображено и размещает на стенд.

-   Ребята, посмотрите, какой большой и красивый получился наш край! И пусть засветит солнышко, чтобы  лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем городе, и у солнца появятся лучики.

На каждое названное ребёнком слово воспитатель выкладывает лучик .

- Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим родным краем, над нашим городом. Это край, в котором мы живем.  Мы создали картину «Наш Край». Я предлагаю полюбоваться нашей картиной!

Слушают. Отгадывают загадку. Находят сундук. Рассматривают в нем вещи.

Дети называют, достопримечательности, которые нужно раскрасить.

Дети берут карандаши и раскрашивают картинки-шаблоны.

Дети раскрашивают и отвечают на вопросы.

Дети крепят на стенд свои работы.

Ответы детей.

Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий,  гостеприимный, чистый, зелёный, большой.

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Анализ полученных результатов от прошедшей деятельности.  

Вот и закончился наш волшебный клубок. Все задания вы прошли успешно. Какой красивый получился наш край.

- Ребята, что вы можете сказать о сегодняшнем нашем путешествии?

- Что мы с вами делали? Кому помогли?

- Что вам сегодня запомнилось больше всего? Почему?

Ответы детей.

Дети делятся своими впечатлениями.

Рефлексия

Воспитатель хвалит детей. Мы помогли Каргатёнку собрать план карту Каргатского района. Посмотрите, что это за значок на карте?

По этому значку мы найдем сюрприз, который для нас приготовил Каргатёнок.

Воспитатель хвалит детей. Мы помогли Каргатёнку собрать план карту Каргатского района. Посмотрите, что это за значок на карте?

По этому значку мы найдем сюрприз, который для нас приготовил Каргатёнок.

Воспитатель обеспечивает положительную реакцию детей. Молодцы, ребята! Вы показали, что хорошо знакомы с историей, традициями, живой природой и достопримечательностями города Каргата и Каргатского района. Вы действительно «Знатоки родного края»!

Чем больше мы будем знать о своем родном крае, тем больше будем его любить.

Проявляют радостное и восторженное настроение от полученных знаний и результатов  деятельности. Находят сюрприз (Сладкие медали с изображением символики  Каргатского района).

Отправляют Каргатенку план-карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей. Квест-игра «Осень. Осенние признаки»

Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии в игровой форме.Задачи:- Продолжать воспитывать у детей интерес, любовь и бережное отношение к природе.- Продолж...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей. Квест-игра по ПДД «Тропа безопасности»

Цель: создание условий для формирования формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде в игровой форме.Задачи ...

Каримова Мария Ришатовна .Организация непрерывной образовательной деятельности детей старшего возраста.Квест - игра "в поисках герба"

Создание  условий  для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест - т...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме приключенческой квест - игры для детей средней группы на тему «Шкатулка добрых дел»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме  приключенческой квест - игры для детей средней группы на тему «Шкатулка добрых дел», конспект разработали воспитатели: ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию, квест-игры «Путешествие по сказкам».

Цель:Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам.Создавать условия для активной...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КВЕСТ-ИГРА «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК С В.М. ВАСНЕЦОВЫМ»

Квест-игра «По дорогам сказок с В.М. Васнецовым» позволит детям старшего дошкольного возраста вместе с героями русских народных сказок, пройти интересные задания, которые развивают ко...