Каримова Мария Ришатовна .Организация непрерывной образовательной деятельности детей старшего возраста.Квест - игра "в поисках герба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Создание  условий  для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест - технологии.Расширение знаний детей о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

 на тему: Квест – игра «В поисках герба»

Описание: НОД  ориентировано для детей старшей  группы.

Конспект НОД построен в соответствии с  ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (НОД было построено на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей).

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность).

Тема: Квест – игра «В поисках герба».

Возрастная группа: старшая группа

Форма НОД: квест – игра.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная деятельность.

Форма организации: групповая, парами.

Методы  и средства:

  • наглядные (показ слайдов на проекторе, электронная запись на компьютере, работа по географическая карте, электронно-дидактическая игра, ребус, использование атрибутов, картин, фотографий);
  • словесные (составление описательного рассказа, беседа, чтение четверостиший, интервью, загадки, словесные упражнения, словесные задания, вопросы);
  • практические (игровые ситуации, составление пазлов, работа с географической картой);
  • игровые (дидактические игры, физминутка)

Технологии: технология квест – игры, технология интервью, «мозговой штурм», здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физминутка), информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Тип: интегрированное (познавательное).

Приоритетная образовательная область НОД:                                  

«Познавательная».

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Создание  условий  для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест - технологии.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: 

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, о  его достопримечательностях.

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по картинке.

Продолжать учить согласовать слова в предложении, строить сложноподчинённые предложения.

Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплочённости.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий.

Развивать связную речь, воображение, фантазию,  логическое  мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции.

Развивать  интеллектуальный  и творческий  потенциал детей.

Воспитательные:

Воспитать  у детей патриотические чувства, гордость   за место, где они живут, за свою малую Родину.

Воспитывать желание сохранить чистоту, порядок в своем городе, видеть свой город чистым.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА  С ДЕТЬМИ:

посещение родителями вместе с детьми памятных мест родного города (музей истории, дом - музей имени В.И. Чапаева, обелиск, памятник 5 стройкам;

целевые прогулки по близлежащим улицам;

беседа о названиях улиц;

просмотр картин «Достопримечательности города Балаково»;

рассматривание открыток и фотографий о городе, буклета;

рассматривание иллюстраций в книге «Мой город Балаково;

рассматривание самодельной мини – энциклопедии «Город, в котором хочется жить»;

просмотр видеофильма «Город Балаково»;

беседа «Символика Саратовского края и города Балаково».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обелиск, промышленность, балаковцы, герб, монитор, судоремонтный, гидроэлектростанция.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеозапись, электронная игра «Угадай-ка», дидактические  игры «Что лишнее», «Собери предприятие своего города», географическая карта Саратовской области, фотографии с изображением улиц города Балаково, плакат «Герб города Балаково», бумажный монитор с изображением компьютерного мальчика Микроши,  конверты для заданий, резиночки 4 цветов (красные, белые, голубые, зелёные) по количеству детей, значки с изображением города Балаково, смайлики (грустные и весёлые) по количеству детей, мольберт.

Ход  непрерывной образовательной деятельности:

1.Инициация (приветствие, знакомство)

Ритуал приветствия.

В: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У меня очень хорошее настроение. А у вас? Я предлагаю начать наше общение с игры. Встаньте в круг.

Ножки вместе, ножки врозь

Ножки прямо, ножки вкось

Ножки здесь и ножки там

Что за шум, что за гам!

Кто приплясывает там?

Ну, дружок дорогой,

Поздоровайся со мной!

В: А сейчас пусть поздороваются наши ладошки. Сделаем мы с вами   пирамиду - нужно будет положить ладонь на ладонь, и каждому назвать свое имя. Я, Мария Ришатовна, а я… (дети по очереди называют имена). Вот какие у вас красивые имена!

2. Мотивация  деятельности.

В: Ребята сегодня я включила компьютер и увидела, что на электронную почту нашего детского сада пришло необычное письмо. Я его распечатала. «Здравствуйте ребята группы № 9 детского сада «Умка». Герб вашего города  находится у меня. Если вы очень любите свой город и захотите вернуть герб своему городу, я приглашаю вас  поиграть в интересную квест – игру. До меня смогут добраться только те, кто хорошо знает свой город и сможет выполнить все мои задания». Микроша.

В: Ребята, а как вы думаете, нужен ли герб городу?

Д: Да.

В: О чём рассказывает герб каждого города?

Д: Об истории города, о предприятиях города о том, чем он  знаменит.

В: Обо всем, что любо городу.

Обо всем, что ему дорого.

Герб вам может рассказать

Увлекательно и коротко.

Город может гордиться ткачами.

Кузнецами, швеями, врачами.

Город может природой гордиться,

Редким зверем и редкою птицей.

Город может историю чтить.

Может память о предках хранить.

В: Ну что, ребята, сыграем в квест - игру?

Д: Да.

3. Основной этап. Квест – игра «В поисках герба».

В: Ребята, Микроша, подписал условия игры: «Получить свой герб вы сможете только, если постараетесь найти меня в сети. Для этого на каждом этапе игры  вы должны заработать кусочек « монитора» и собрать его. А в каком направлении двигаться вам помогут  мои  подсказки.

М: Даю вам первую подсказку:

На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
а если захочешь — в руках унесёшь.

В: Ребята, что это?

Д: Географическая карта.

В: Значит, задание надо искать около карты.

а) Работа по географической карте.

Дети подходят к карте Саратовской области. Рядом с картой лежит конверт с заданием.

В: Вот и первое задание. Как  называется ваш город? Найдите свой город на карте Саратовской области. Почему ваш город так называется?

Д: Наш город -  Балаково.

В: Давайте найдем его на карте, но сначала немного поиграем с глазками.

Зрительная гимнастика «Чудеса»

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Нарисуем букву о, получается легко (глазами рисуют букву о).

Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз).

Вправо, влево повернем (глаза смотрят вправо-влево).

Заниматься вновь начнем.

Дети находят город на карте. Флажком отмечают его.

В: На берегу какой реки он расположился?

Д: На берегу реки Волги.

В: На каком берегу реки Волги?

Д:На левом берегу.

В: А вы знаете, почему наш город назвали Балаково?

Происхождение названия Балаково исследователи связывают со словом «балакать»: мол, любили местные жители «побалакать», т.е. поговорить.

В: Мы живём  на берегу очень красивой реки - Волги. 14 декабря 1762 года Екатерина II проезжала мимо села Балаково, который ей очень понравился,  и она издала указ, чтобы люди заселялись в эту местность из других населенных пунктов и поселений. К 1913 году село значительно расширило свои границы, в несколько раз выросла его промышленность, и Балаково было преобразовано в город.

В: Если наш город называется Балаково, то, как мы называемся?

Д: Балаковцы.

В: Ребята, а посмотрите, в конверте лежит кусочек «монитора». А сзади следующая подсказка, в каком направлении нам двигаться.

Дидактическая игра «Что лишнее»

В: Найдите лишний предмет. Он обозначает место, где нужно искать следующее задание.

Д: Доска.

В: Значит, куда нам надо идти за конвертом?

Д: К доске.

б) Дидактическая игра «На какой улице я нахожусь»

Около доски лежит конверт с заданием. Дидактическая игра «На какой я улице?»

В: Ребята, в нашем городе очень много красивых и знаменитых улиц. Вы  должны взять одну  фотографию  с улицей  родного города и рассказать о том, что там изображено, что на ней находится, чем она знаменита, не называя самого места (близлежащие улицы и улицы, с которыми дети знакомы).  

Дети садятся на стульчики. Один ребёнок рассказывает, а  остальные дети должны догадаться, о какой  улице родного города им рассказывают.

(Трнавская, 30 лет Победы, Набережная Леонова, Комарова, Чапаева, Гагарина, Ленина, Бульвар Роз).

В: Ребята, посмотрите, в конверте кусочек «монитора». Это за нашу работу. А ещё здесь подсказка, где лежит следующее задание. Как вы думаете, что это?

Д: Ребус.

Ребус 100Л

В: Отгадка укажет, где искать следующее задание. Что это такое?

Д: Стол.

В: Значит, нам нужно искать конверт с заданием на столе.

В: Но сначала встаньте в круг. 

Физминутка.

Мы по городу шагаем (шаг на месте)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)

в) Дидактическая игра «Собери предприятие своего города». Работа в парах.

В: Промышленность Балаково насчитывает более двух десятков предприятий химической отрасли, машиностроения, энергетики, промышленного и жилищного строительства. И вот нам Микроша приготовил такое задание: сложи из пазлов самые важные предприятия города Балаково.

Я предлагаю вам разделится на пары по цвету резинок на ваших руках, взять по одному конверту и сложить картинку.

(Балаковская  атомная электростанция, ГЭС, БРТ, компьютер)

В: Ребята, расскажите, что у вас получилось?

Ответы детей.

В: Какие предприятия ещё есть в нашем городе?

Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель обобщает, с использованием картинок.

В: А еще у нас есть ТЭЦ, Волжский дизель им. Маминых, судоремонтный завод, хлебозавод, пивкомбинат, мясокомбинат.

А что получилось у вас?

У одной пары детей получился компьютер.

В: Ребята, а разве это предприятие? Какой хитрый Микроша. Ребята, это он дал нам подсказку для следующего этапа игры. Значит, около чего мы должны искать задания от Микроши?

Д: Около компьютера.

В: А вот и ещё один кусочек нашего будущего  «монитора». Идём к компьютеру.

Воспитатель находит конверт с заданием.

г) Работа с компьютером. Мультимедийная  игра: «Угадай-ка».

Дети садятся напротив компьютера.

В: Микроша предлагает компьютерную игру: «Угадай-ка». Надо вспомнить и назвать музеи и памятники архитектуры нашего города  и памятные места.

На компьютере слайды: памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, памятник строителям пяти Всесоюзных комсомольских строек,  дом – музей В. И. Чапаева, музей истории города, музей имени Н. Радищева, усадьба Мальцева, Балаковский драмтеатр им. Е. Лебедева, Мост Победы.

По ходу просматривания воспитатель беседует:

В: А что проходит 9 мая около обелиска?

Д: 9 мая у нас в городе Балаково у обелиска каждый год проходит парад, посвящённый победе в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем наших ветеранов. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику;

После угадывания  слайда про памятник 5 ударным стройкам  воспитатель коротко комментирует:

В: Памятник строителям пяти Всесоюзных комсомольских строек - мемориальный комплекс, посвященный 5 ударным комсомольским стройкам - комбинат искусственного (хим)волокна, Саратовская ГЭС, Саратовский оросительный канал, завод фосфорных удобрений, Балаковская АЭС.

После слайдов про музей имени Радищева комментирует:

В: Музей имени Н. Радищева - филиал Саратовского государственного художественного музея имени А .Н. Радищева, где собрана художественная коллекция профессором Императорской Академии художеств А.П. Боголюбовым.

После угадывания изображения на  слайде  «Музей истории города».

В: Скажите, для чего нужен городу свой музей? (ответы детей)

Д: Для того, чтобы люди узнавали историю города, быт людей, живущих в нем, предметы быта, которыми пользовались эти люди.

После угадывания изображения на  слайде «Музей В. И. Чапаева».

В: А кто такой В.И.Чапаев?

Д: Легендарный  командир Красной Армии времен Гражданской войны.

В: Этот музей  был создан благодаря инициативе земляков - чапаевцев и боевых друзей полководца. Место для музея искали недолго и выбрали сохранившийся в городе Балаково небольшой деревянный домик, где в 1919-1922 годах проживали родители В. И. Чапаева, и где прошли детские и юношеские годы известного полководца.

После угадывания изображения на  слайде «Усадьба Анисима Мальцева».

В: Усадьба Анисима Мальцева является ценным историческим комплексом. Это одна из самых обширных усадеб старого города. Этот памятник архитектуры 19 века принадлежал богатейшим купцам-хлеботорговцам. В 1886 году это здание выкупил Паисий Михайлович Мальцев - уважаемый купец и самый влиятельный человек в Балаково того времени.

После угадывания изображения на  слайде  «Балаковский драматический театр им. Е. Лебедева».

В: Ребята, а кто из вас был в театре? (ответы детей)

В: Именем какого артиста назван Драматический театр? (Евгения Лебедева)

В: Балаковский драматический театр им. Е. Лебедева был создан в 1997 году. Идея его создания появилась в городе давно. Много лет театра в Балаково не было. Названа в честь нашего земляка - советского российского актёра театра и кино.

В: Сколько кинотеатров в нашем городе?

Д: Кинотеатр «Россия», «Октябрь», «Мир».

д ) Встреча с Микрошей. Активные методы обучения («интервью»).

В: А вот и последний кусок «монитора», который нам нужен.

-Ребята, давайте попробуем собрать «монитор» на мольберте, мне кажется, мы нашли все части.

Дети собирают картинку, получается монитор с изображением Микроши.

На  компьютере появляется видеозапись с Микрошей.

В: Ребята, вот мы и нашли Микрошу в сети.

М: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы дошли до финала игры. Я увидел, что вы много знаете о своем городе и любите его. А вот и обещанная награда – герб вашего города. Но вам придётся ещё немного поработать. Он лежит в  запертой шкатулке. Чтобы её открыть, вы должны закончить предложения. За свои старания в шкатулке вас ждёт приятный  сюрприз.

В: Ребята, я приглашаю вас на ковёр. Встаньте в круг. Я буду бросать мяч, при этом начну предложение, а вы должны его закончить.

Дидактическая игра «Закончи предложение» с использованием мяча

Мы живём в городе ... (Балаково).

Жителей Балаково называются ... (балаковцы).

Наш город стоит на ... ( на левом берегу Волги).

В нашем городе есть улицы…(перечисляют)

Наш детский сад находится на улице ...(Трнавская).

Я живу на улице…(называют)

Каждый год 9 Мая балаковцы несут цветы к (обелиску).

У города Балаково есть свой символ ... (герб).

Синий цвет на гербе символизирует ... (реку Волгу, чистую воду и небо).

Мы очень любим свой родной ... (город).

И хотим, чтобы он был красивым, уютным и ... (чистым).

Воспитатель с детьми открывают шкатулку, находят там герб и значки с изображением города Балаково

В: Вот какие мы молодцы. Мы вернули герб своего города.

В: Ребята, а кто знает, что он символизирует? (В гербе Балаковского муниципального образования изображена плывущая ладья с золотым снопом, символизирующим историческое значение города как большой хлебной пристани на Волге. Восходящее солнце отражает реалии нынешнего дня, наличие Саратовской ГЭС и Балаковской АЭС, дающих городу статус крупнейшею энергетического центра на Волге.).

В: Ребята, я  хочу взять у вас интервью. Скажите, за что же вы любите свой город?

Д: Я люблю свой город, потому что он красивый.

Д: Я люблю свой город, потому что здесь много кинотеатров.

Д: Я люблю свой город, потому что он современный и т. д.

4.Итог НОД. Рефлексия.

В: Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наш город Балаково оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?

Ответы детей:

- Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья, трудиться, думать, мечтать, хотеть и действовать, упорно стремиться к намеченной цели.

-Я думаю, ребята, у вас все получиться, и вы обязательно внесете свой вклад в развитие и процветание нашего города.

В Балаково мы родились

В Балаково мы живем

Здесь друг с другом подружились

Вместе в школу мы идем

Будем хорошо учиться

Лишь пятерки получать

Чтобы сказке нашей сбыться

Городу - столицей стать!

В: Ребята, вам понравилось участвовать в Микрошиной игре? Я предлагаю вам, если было интересно прилепить на наш монитор с изображением Микроши весёлого смайлика, если было трудно выполнять задания - грустного смайлика.

Звучит тихо аудиозапись песни о городе Балаково.

В: Микроша, мы хотим подарить тебе твой автопортрет с нашим настроением. А еще сейчас ребята нарисуют тебе на память рисунок о нашем родном крае.
В: Дорогие ребята! Любите свою Родину, живите и трудитесь ради ее блага!

После непрерывной образовательной деятельности дети рисуют восковыми мелками  картинки о родном крае и дарят Микроше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  2. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  3. Балаковская народная энциклопедия / [авт. идеи и сост. Ю. Ю. Каргин]. — Саратов : Приволж. изд-во, 2007. — 534, [1] с. : ил., портр., [32] л. ил., портр. — Алф. указ.: с. 527–534. — Библиогр.: с. 526. — 5100 экз.
  4. Балаково/[сост. альбома и авт. текста Таран И.Д.].-тип. «Элита – Принт», 2001 г.
  5. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
  6. Энциклопедия Саратовского края : в очерках, событиях, фактах, именах / [редкол.: В. И. Вардугин и др.]. — [Изд. 2-е, перераб.]. — Саратов : Приволж. изд-во, 2011. — 443 с. : ил., портр., [20] л. ил., портр. — 5000 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме « Разноцветная осень»

«Познавательное развитие»:Ø  Познакомить детей со способом модульной аппликации – мозаики, вызвать интерес к созданию осеннего дерева адекватными  изобразительно – выразительными средствами....

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы комбинированной направленности ТЕМА: «Водоплавающие птицы»

Цель: расширить знания о птицах.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить и расширить представления о птицах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Водоплавающие птицы»;- совершенствовать ...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Синичкин день». (Конспект представлен в таблице).

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное ...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе ( старший возраст) по теме: «Чудеса у бабушки на кухне »

Учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; совершенствовать умения и навык...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе "Победим микробов"

Приобщение детей к здоровому образу жизни начинается еще в дошкольном возрасте.  Необходимо подвести ребенка к пониманию собственной ответственности за сохранность своего здоровья. В ходе предлаг...