Главные вкладки

    Консультации для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»
    консультация на тему

    Федорова Наталья Валерьевна

    Основные требования к проведению физкультминуток.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Малиновский детский сад»

    Консультация для воспитателей

    «Физкультминутки и их место в режиме дня»

    H:\ТВОРЧЕСТВО\ТВОРЧЕСТВО\картинки СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ\look.com.ua-17872.jpg

    Инструктор по физической культуре

    первая квалификационная категория

    Н. В. Федорова

    Ачинский р-он, п. Малиновка

    2015г.

    Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

    Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

    Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу приседания,подпрыгивания,ходьба).Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

    Основные требования к проведению физкультминуток:

    • проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
    • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
    • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
    • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
    • подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

    Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

    Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

    Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

    Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

    Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

    Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

    Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

    • стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
    • преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
    • содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

    В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, например, отгадывать загадки ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

    Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

    Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей, как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

    Комплексы физкультминуток.

    1.Приплыли тучи, дождевые                        Руки вытянуты, ладоши вниз.

    Лей дождик - лей!                                 Потряхивают руками, топают

    Дождинки как живые,                                пляшут, ногами.

    Пей, рожь, пей!

    И рожь, склоняясь к земле зелёной,

    Пьёт, пьёт, пьёт

    А тёплый дождик неугомонный

    Льёт, льёт, льёт!                                           Наклоняются, садятся.

    2.Зайки, где вы пропадали?

    -Мы в капусте отдыхали,                             Трясутся от страха

    А капусту вы не ели?

    -Только носиком задели.

    Вас бы надо наказать.

    -Так попробуй нас догнать!Убегают.

    3.Сначала буду маленьким,                         Присесть, обнять колени руками,

    К коленочкам прижмусь.

    Потом я вырасту большим,                      Встать,

    До неба дотянусь,        поднять руки вверх, встать на носочки.

    4.Ветер дует нам в лицо.                     Машут руками на лицо.

    Закачалось деревцо.                           Качаются из стороны в сторону.

    Ветер тише, тише, тише.                Приседая, машут руками вверх- вниз.

    Деревцо всё выше, выше.                    Тянутся вверх.

    5.Вот помощники мои,

    Их как хочешь, поверни.

    Хочешь эдак, хочешь так ─

    Не обидятся никак.

    (Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

    6.Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    (Выполнять согласованные со словами действия).

    7.Гриша шел-шел-шел,

    Белый гриб нашел.

    Раз - грибок,

    Два - грибок,

    Три - грибок,

    Положил их в кузовок.

    (Выполнять согласованные со словами действия).

    8.Эй, кузнец, молодец,

    Захромал мой жеребец.

    Ты подкуй его опять.

    - Отчего-ж не подковать?

    Вот гвоздь, вот подкова –

    Раз, два и готово.

    (Выполнять согласованные со словами действия).

    9.Я мороза не боюсь,

    С ним я крепко подружусь.

    Подойдет ко мне мороз,

    Тронет руку, тронет нос.

    Значит, надо не зевать,

    Прыгать, бегать и играть.

    10.Дождь

    Капля - раз, капля - два,                        Хлопки руками на каждое слово.

    Очень медленно сперва,

    А потом, потом, потом –

    Все бегом, бегом, бегом.                         Бег.

    Стали капли поспевать,

    Капля каплю догонять.                                Хлопки руками на каждое слово.

    Кап-кап, кап-кап.                                        Свободные движения пальчиками.

    Зонтики скорей раскроем,

    От дождя себя укроем.                                Соединить руки над головой.

    Листопад

    Падают, падают листья,

    В нашем саду листопад.                                        Взмахи руками.

    Желтые, красные листья

    По ветру вьются, летят.                                        Повороты вокруг себя.

    Обуваемся

    Я умею обуваться,

    Топать ногами.                                                        Если только захочу,

    Я и маленького братца                                            Руки перед грудью,

    Обуваться научу.                Показывают "маленького братца".

    Вот они, сапожки,                                                Наклон вперед.

    Этот с правой ножки,                                                Погладить правую ногу.

    Этот с левой ножки.                                                Погладить левую ногу.

    Снегопад

    Белый снег, пушистый.                                                Взмахи руками.

    В воздухе кружится                                                Повороты вокруг себя.

    И на землю тихо

    Падает, ложится.                        Опуститься на корточки.

    Машина- 1

    Шла по улице машина,                                      Двигаться в заданном

    Шла машина без бензина,                                направлении, вращая

    Шла машина без шофера,                                воображаемый руль.

    Без сигнала светофора,

    Шла, сама, куда не зная,

    Шла машина заводная.

    Машина - 2

    Завели машину: ш-ш-ш.                        Вращения руками перед грудью

    Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".                        Вращение воображаемого

    Улыбнулись веселей, и поехали скорей.                Руля.

    Хлоп - топ

    Мы ручками похлопаем:

    Хлоп, хлоп, хлоп.

    Мы ножками потопаем:

    Топ, топ, топ.

    Весенний дождь

    Поутру надел на ножки        "Пробегать" пальчиками одной  руки по другой

    Дождь хрустальные сапожки,              от предплечья к кисти.

    Где наступит сапожок,                          Похлопывать руки ладонями.

    Там раскроется цветок.

    От дождя травинки

    Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.

    Солнышко

    На носочки встанем,

    Солнышко достанем.

    До пяти считаем,

    Руки поднимаем.

    Радуга

    В небе радуга висит,              В воздухе "нарисовать" радугу.

    Детвору веселит.        Потянуться вверх и помахать кистями рук.

    С нее, как с горки,                 Опустить руки вниз.

    Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                Загибать пальцы на руке.

    Пароход

    От зеленого причала

    Оттолкнулся пароход

    Он назад шагнул сначала.

    А потом шагнул вперед.

    И поплыл, поплыл по речке,

    Набирая полный ход.

    Потягушеньки

    Потягушеньки моей душеньке.

    Тянем ноженьки, тянем рученьки.        Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

    Сон, скорей уходи, сила, приходи.        Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

    Улыбнись, глазок, хоть один разок.        Улыбка - мимическое движение.

    Прогулка

    С тобой гуляем весело,

    По улице идем.

    И по дороге песенку

    Веселую поем.                                                        Шагать на месте.

    Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

    По улице идем.                                                      Шаги на месте.

    Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

    Мы песенку поем.                                                Шаги на месте.

    Фрукты

    Будем мы варить компот.                                        Маршировать на месте.

    Фруктов нужно много.

    Вот:                                        Показать руками - "много".

    Будем яблоки крошить,                                     Имитировать, как крошат,

    Грушу будем мы рубить,                                рубят,

    Отожмем лимонный сок,                                отжимают

    Слив положим и песок,                                    кладут, насыпают песок.

    Варим, варим мы компот,                               Повернуться вокруг себя.

    Угостим честной народ.                                Хлопать в ладоши.

    Птички

    Птички прыгают, летают,

    Птички весело поют,

    Птички крошки собирают,

    Птички зернышки клюют.

    Перышки почистили,

    Клювики почистили,

    Дальше полетели

    И на место сели.

    (Выполнять согласованные со словами действия).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»

    Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержание включает в себя особенности проведения физкультминуток в режиме дня....

    Консультация для педагогов на тему: "Физкультминутки и их место в режиме дня"

    Консультация для педагогов на тему: "Физкультминутки и их место в режиме дня"...

    Консультация для воспитателей (физкультминутки на май месяц)

    Физкультминутка - это кратковременные физические упражнения....

    Консультация для педагогов На тему:«Физкультминутки и их место в режиме дня»

    Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в...

    Консультация для воспитателей «Физкультминутки» 2016 г.

    Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна...

    Консультация для воспитателей. "Физкультминутки для детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей. "Физкультминутки для детей дошкольного возраста"...

    Консультация для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»

    Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии....