«Художественно-эстетическое развитие детей младшего возраста посредством интеграции различных видов деятельности»
консультация на тему

Голубева Екатерина Константиновна

По мнению В.А.Сухомлинского «художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше ребёнок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_19.11.2015.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                       «ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

Подготовила: Голубева Екатерина Константиновна

г. Тулун

19.11.2015

По мнению В.А.Сухомлинского «художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше ребёнок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

«Художественное творчество» направлено на достижение целей:

  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности
  • удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение задач:
  1. развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликации);
  2. развитие детского творчества;
  3. приобщение к изобразительному искусству.

Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом?»

Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Увлекая ребенка сказочным миром искусства, незаметно развиваются воображение и способности ребенка. Учитывая возрастные способности младших дошкольников, доминирующей является сказочно - игровая форма преподнесения нового материала. Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим. 

Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей среды,  которая способствует:

  • эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;
  • физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
  • социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;
  • интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;
  • развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.

Важную роль при реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение  родителей к работе с детьми как единомышленников.

Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный педагогом группы.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через анкетирование, родительские собрания, консультации, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные.

Оформляют папки-передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

  • обеспечение единства взаимодействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. 

Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.

При проведении занятий я выполняю следующие правила:
1. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. Весь этот материал находится в доступном для ребёнка месте на протяжении всего времени пребывания его в саду.
2. Ребёнка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях. Сначала учу применять каждый вид изображения отдельно, затем различные виды в комплексе.

В своей работе с детьми использую: «пластилиновые сказки», нетрадиционное рисование, музыкальное сопровождение, инсценировки сказок по пройденному материалу.
Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры.

«Пластилиновые сказки» - так назвала занятия творческой лепкой с дошкольниками. Сажусь с детьми за общий стол, перед каждым ребенком дощечка, посредине пластилин разного цвета. Каждый ребенок выбирает, какого цвета и сколько взять пластилина, начинаю рассказывать сказку, одновременно леплю героев сказки. Для усиления эстетического впечатления звучит музыка, подобранная к сказке. Дети слушают сказку и лепят то, что им захочется. Дети знают, что в конце занятия все поделки поставим на одну дощечку и у нас получиться «пластилиновая сказка». И в нее можно будет поиграть. Так вылепливая курочку, мышку и яичко, обыгрываем с детьми сказку «Курочка - Ряба». А в следующий раз разнообразим сказку, добавив сделанные на занятии аппликацию или рисунок: солнышко, деревья домики.
Традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Одним из приемов, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Для младшей группы использую в работе следующие виды нетрадиционных техник: точечный рисунок, пальчиковая живопись, оттиск, печатание, объемная аппликация, рисование по мокрой бумаге. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, трафаретом.
Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их и показывали своим товарищам. С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. 
Обобщающее занятие проходит в форме театрализованного представления или в игровой форме, учитывающей возможности современных технических и мультимедийных средств.

Цикл занятий по сказке «Репка».
Рисование (пальчиковая живопись): «Вот какой огород, там репка растет»
Пластилиновая сказка: «Репка»
Аппликация: «Полезные овощи»
Инсценировка музыкальной сказки: «Репка»

В дальнейшей работе я планирую провести цикл инсценировок сказок: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Под грибом».

В перспективе - продолжать планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с ФГОС, развивать чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения, создавать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.

Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....

Семинар для педагогов ДОУ"Художественно-эстетическое развитие детей посредством интеграции различных видов деятельности"

Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие детей посредством интеграции различных видов деятельн...

Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности

Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейши...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...