Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.
материал (старшая группа)

Мазяр Елена Михайловна

Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_est_posredstvom_aktivnyh_form_obucheniya.docx59.88 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 75 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Мазяр Елены Михайловны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством организации различных видов детской деятельности»

(Название темы)

2018

(Начало изучения темы)

2019

(Окончание изучения темы)

                                                 г.о. Мытищи

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога  __Мазяр Елена Михайловна__________________

Дата рождения ____21.06.1976___________________________________

Стаж работы в должности _____7 лет_______________________________

Образование (название учебного заведения и год  окончания) _

__Московский Институт Коммунального Хозяйства и Строительства 1999г_                        

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении____2015г_________

_Российский университет кооперации по программе «Воспитатель дошкольной образовательной организации_____2014г________________

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) ___________ 

Награждения (указать год, характер награды)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2018   /2019    УЧЕБНЫЙ ГОД

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством организации различных видов детской деятельности».»

Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста различными видами деятельности, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей.

Развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

  Актуальность художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи.

           Актуальность художественно-эстетическое развития детей обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых данное направление  рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей»

          Художественно-эстетическое развитие - это следствие художественно-эстетического образования. В свою очередь художественно-эстетическое образование – это понятие очень широкое. В него входит познание природы, общественной жизни, быта, искусства. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы как особая его часть. Художественно-эстетическое образование — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее.

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся,

а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.

                                                                                         Уайльд Оскар

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество. Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

 Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами  переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.  

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми старшего дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня художественно-эстетического развития  у детей учитываются их успехи в деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети осваивают декоративно-прикладное искусств, у них формируется художественно-эстетический вкус.

II этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития творческих способностей каждого ребенка.

III этап – этап художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста  посредством использования активных форм обучения в  декоративно-прикладном искусстве.

Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомыеи неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.

Организация художественно-эстетической деятельности вызывает познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Таким образом, развитие творческих способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате художественно-эстетической деятельности, значительно повышает восприимчивость к художественным произведениям, к элементам их художественной формы: к ритму, рифме, цвету.

Формы работы:

 - художественно-эстетическая деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно-образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности: традиционные художественные произведения народного и декоративно-прикладного искусства; творчество детей в изготовлении различных предметов.

Родительское собрание с показом занятий художественно-эстетической направленности.

Работа с родителями – консультации и беседы.  

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные

Словесные

Практические

  • Наблюдение;
  • визуальное обследование предметов;
  • рассматривание образца;
  • изучение картин, репродукций и иллюстраций;
  • демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
  • анализ детских работ;
  • игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
  • Ситуативный разговор;
  • метод сравнения картин;
  • искусствоведческий рассказ, художественное слово;
  • символическое моделирование;
  • использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
  • указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
  • игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
  • Отрабатывание формообразующих движений рукой;
  • доведение движений до автоматизма;
  • работа на черновиках.

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Вид деятельности

Характеристика

Изобразительная деятельность

Рисование

Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.

Лепка

В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.

Конструирование и аппликация

Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.

Музыкальная деятельность

Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.

Театральная деятельность

Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

 Ожидаемые результаты:

Для каждого ребенка показателем успехов является:

  • познать жизнь и желание самому добиться результата в собственных делах, занятиях
  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый родителями, и педагогом;
  • Занятия создают возможности для успешного развития каждого    ребенка
  • рефлексия способов и условий действия
  • Обогащает словарный запас;
  • Аккуратность выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений;
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях
  • Окрепшая моторика рук
  • Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие работать в выставках.
  • Система контроля за исполнением является мониторинг, качественная и количественная оценка действий ребенка.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2018-2019______  УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –__________

Форма и место подведения итогов – _________________________

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Самореализация

Сентябрь

1.Чтение и заучивание стихов об осени.

2.Рисование «Осенний пей-заж». Выставка рисунков.

Проведение родительского собрания.

Подбор и изучение научно - методической литературы

Организация уголка природы и мини-выставочного центра(темы меняются)

2.Подборка иллюстраций, стихов, книг для организации мини-выставки «Золотая осень»

Разработка конспекта.

Октябрь

Рисование «Золотая хохлома» Выставка работ.

Приобщение родителей для организации мини-выставки с целью ознакомления с народным промыслом.

Подборка альбомов для ознакомления с народным промыслом. Разработка конспектов для знакомства с историей промысла. Разработка  последовательности для обучения детей  росписи. Распечатка разукрашек для закрепления.

Ноябрь

1. Мастер-класс «Плюшки-завитушки»

2.Аппликация «Кокошник для мамы» Выставка работ.

1.Досуг с бабушками и дедушками ко дню пожилого человека «Тестопластика – это увлекательно»

2.Распечатка разукрашек с костюмами народов России. Подготовка выступления родителей и детей с презентацией национального костюма.

1.Разработка сценария. Консультация с воспитателем кружка «Чудеса в ладошках» о методах работы с соленым тестом.

2.Подборка литературы для ознакомления с костюмами народов России.

Декабрь

1.«Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности» Организация музыкального ансамбля. Обучение игре на музыкальных инструментах их музыкального уголка.

2.Заучивание стихов о зиме.

3. Выставка рисунков «Красавица зима»

1.Пополнение музыкального уголка народными инструментами.

2.Помощь в заучивании стихов. Участие в Новогоднем празднике.

1.Консультация для родителей «Какую музыку нужно слушать детям»

Подбор народных песен для исполнения детьми.

Совместное изготовление нетрадиционных шумовых музыкальных инструментов.

2. Подборка стихов о зиме, к новогоднему празднику для создания эмоционального настроя.

3. Разработка конспекта по рисованию. Организация мини-выставки «Зима»

Январь

«Колядки» Досуг с привлечением специалистов.

Конструирование «Рождественская звезда» Выставка работ.

«Народные игры» знакомство и заучивание слов и правил.

Изготовление атрибутов для колядок.

Подборка фотографий с элементами украшения русских деревянных изб.

Разработка конспекта с изучением народных традиций.

Подборка народных игр, заучивание правил и слов.  Составление коллекции альбомов Гжель, Жостово, Хохлома. Подборка пальчиковых игр по закреплению частей дома, названия посуды.

Февраль

1.Участие в Звездном калейдоскопе. Сказка «Аленький цветочек» (пантомима)

2.Подготовка подарков маме и папе к праздникам.

3.Разучивание танцев с русскими народными элементами. Выступление на утреннике 8 марта.

1.Подборка костюмов для участия в пантомиме.

1.Разработка сценария «Страшный лес» Подборка костюмов и музыки. Изучение эмоций с привлечением психолога. Консультация с преподавателем из школы танцев по подбору движений, для участия в калейдоскопе.

2.Разработка конспектов для изготовления кораблика для папы и букета для мамы.

3. Закрепление движений для повторения на кружке «Каблучок»

Март

1.«Знакомство с народными промыслами. Деревянные игрушки»

2. «Масленица»

1.Организация мини-выставки «Музей деревянных игрушек»

2.Организация праздника с участием профессиональных актеров.

1.Подборка альбомов для ознакомления с народными промыслами. Разработка конспектов для изучения истории возникновения Матрешки, Богородецкой игрушки. Распечатка разукрашек.

2.Разработка конспектов для обучения закличкам, народным песням и играм характерных для масленичной недели.

Апрель

 1.«Пасхальная неделя»

2. Неделя книги.

3.Разучивание песен, вальса и стихов ко Дню Победы. Праздник.

1.Выставка работ родителей и детей «Пасхальные мотивы»

2.Разработка леп-бука «К.И. Чуковс-кий- наш любимый писатель»

3.Участие родителей в досуге (помощь в заучивании стихов).

1.Разработка конспектов по рисованию и лепке с целью ознакомления с традици-ями празднования Пасхи. Изучение народных забав.

2. Разработка проекта «К.И. Чуковский – наш любимый писатель»

3.Подготовка костюмов, разработка сценария, подборка стихов о войне, изготовление атрибутов. Закрепление движений танца.

Май

Праздник «День Победы»

Мониторинг

Выступление на родительском собрании с отчетом презентацией о проделанной работе за учебный год и с результатами итогового мониторинга

Организация мини-выставки «Все о войне».

Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете, использование ИКТ

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А.А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

7.Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

8.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

9.В.П. Новикова, Л.И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

10.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

11. Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»

12. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.

13. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.

14. Программа «Цветные ладошки» Лыкова И. А.

15. Грибовский А.А. Коллективное творчество дошкольников,ТЦ,Москва 2007

16. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парцильная программа. СПБ,Детсво-пресс, 2011.

17. Жегалова С. К. Русская народная живопись. Москва, Просвещение, 1984

18. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

19.Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

20. Программа «Цветные ладошки» Лыкова И. А.

21. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002. октябрь Изготовление подарков на праздники для родителей, организация выставок в ДОУ, участие в конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

По мнению В.А.Сухомлинского «художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)

Планируемые  результаты освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные  х...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения |Учебно-методический материал (старшая группа) на тему:Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания иобучения ребенка...