" Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста "
статья (младшая группа) на тему

Баева Светлана Андреевна
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года)
       
 
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни.  Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
        С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.
       Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных 
видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с 
заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
       У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со 
взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают 
первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя 
определённые роли и подчиняет им своё поведение.
       В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
       Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. 
       Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. 
Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по 
внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). 
       В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию 
или имеющих общее назначение.
       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
       Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. 
Основные задачи развития:
  1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
  2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
  3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
  4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
  5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
Игровая деятельность
       В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.
      Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности 
предполагает использование пошаговой педагогической технологии, 
обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнёр), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.
       Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.
        Игра для детей четвёртого года жизни  – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.
       Для того чтобы сообщество детей четвёртого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. 
 
Главными педагогическими задачами являются:
  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Виды игр; игровая тактика педагога
     Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные  сюжетные самодеятельные  игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, 
сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры 
(игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные 
игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.
        Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий.     Постепенно игра становится не столько сюжетно - отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. 
       Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре 
с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
       Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по 
сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений 
(сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.
       Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих  (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
       Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. 
       Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня 
и включаются как в регламентированную (специально организованные 
занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения 
и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока 
ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество 
правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных 
действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких 
дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление 
здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.
       Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, 
играми-развлечениями  и празднично-карнавальными  играми.
       В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные 
игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений.   Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к  музыкально-ритмическим  и театрализованным играм, простым играм-драматизациям  с понятным и интересным для них сюжетом.
       Рациональная организация и динамичное изменение  предметноигровой среды в группе является основой для детского игрового творчества.   Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
 
Воспитание и развитие личностных качеств
       Воспитание ребёнка, развитие его личностных качеств обеспечивается всей системой работы детского сада. В этом случае физическое и социально-личностное развитие, игровая и познавательная деятельность, организация всей жизни ребёнка являются средствами воспитания.
       Жизнедеятельность детей организуется в соответствии с принципами гармоничного воспитания, предложенными В.А. Петровским: 
  1. Учёт психологического возраста детей. В первые 7 лет ребёнокпроживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и рационально осваивать мир.
  2. «Открывающаяся перспектива». Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижения гипотез; открывать новые горизонты деятельности.
  3. «Равноценность основных сфер». Согласно этому принципу, каждому ребёнку должны быть предоставлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир»,«общество», «я сам»).
  4. «Свободный выбор». Если взрослый стремится что-то внушить ребёнку, то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребёнку ничегоне вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).
       Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной 
стороны, воспитатель  обогащает представления детей об окружающих его близких людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель  помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, побуждает в беседе с ребёнком рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку. 
       Эти две параллельно осуществляемые линии воспитания имеют целью 
приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения. Важно, чтобы этот процесс протекал на яркой эмоциональной основе.    Воспитатель стремится вызвать у ребёнка положительный эмоциональный отклик на выполнение правильного действия, эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих.
       Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.
       Реализуя цели, поставленные взрослыми, дети стремятся к получению положительной оценки достигнутого ими результата. Значимость успеха и его оценки впервые порождают у ребёнка совершенно новые эмоции. Успехи и неудачи в деятельности начинают вызывать у него чувства радости, огорчения и стыда. Воспитатель должен знать это и относиться к чувствам ребёнка с пониманием и поддержкой. Незыблемым должно стать для взрослого правило: оценивать результаты деятельности, а не самого ребёнка.
       Большое внимание уделяется воспитанию навыков культуры поведения и положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: воспитатель приучает детей здороваться и прощаться с воспитателями, нянями и другими сотрудниками детского сада, со сверстниками, одновременно со словами приветствия называть их по имени (и отчеству), благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь. 
       Важно замечать и поддерживать одобрительными словами попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками. 
       В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon statya.txt14.86 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста"

В статье рассказывается о существенных изменениях, которые происходят с детьми младшего докольного возраста в этот период. Материал статьи будет полезен, как для педагогов, так и для родителей....

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста...

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.Психологи обращают внимание на «кр...

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста."

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)."...

Возрастные особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста. "

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка...

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста (консультация для родителей)Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет  большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и в...

Возрастные особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста...