Главные вкладки

    "Формирование основ патриотизма у дошкольников через познавательно - исследовательскую и проектную деятельность"
    консультация на тему

    Чижик Елена Петровна

    Патриотическое воспитание - основа формирования будущего гражданина.

    Дошкольный возраст благопрятный для познавательного развития детей. Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу познания, необходимо создать соответствующие условия. Познавательно - исследовательская и проектная деятельность  - эффективные средства развития и обучения детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация

    «Формирование основ патриотизма у дошкольников через познавательно – исследовательскую и проектную деятельность».

    Приобщение детей  к  социокультурным  нормам,  традициям   семьи, общества и государства  - один из основных принципов дошкольного образования,  обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом.

                  Социально-коммуникативное развитие направлено на  усвоение  норм  и ценностей,  принятых  в  обществе,  включая  моральные  и    нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания,    формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,   формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей  и  взрослых  в  Организации.

                  Познавательное  развитие  предполагает  развитие  интересов   детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,  становление  сознания;  развитие  воображения  и    творческой активности; формирование первичных представлений о себе,  других   людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего, о  малой  родине  и   Отечестве,

    представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.  

                 В связи с происходящими изменениями в жизни общества в  современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к  близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

     Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

    Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

             Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонично развиваем его личность.

           

         Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

               В.А. Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

    Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

               Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

              Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей:

    • видеть проблему,
    •  искать способы её решения,
    • фиксировать результат,
    • анализировать полученные данные.

         

       Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

            В младшем дошкольном возрасте – это:

    - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

            В старшем дошкольном возрасте – это:

    - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми необходимо:

    •  вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

    •  предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

    • дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

    •  создать доброжелательную обстановку и со вниманием  и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

            Правила выбора темы:

    - быть интересной ребенку;

    - быть доступной для изучения;

    - должна принести реальную пользу участникам исследования;

    - быть оригинальной;

    - в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

    - чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

    Системная работа по данному направлению позволяет:

    • развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность,  познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;

    •  развивать детскую любознательность, пытливость ума;

    •  достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

              Методы, стимулирующие процесс познания:

    • метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

    • метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

    • метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

    • метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

         С  целью реализации данного направления работы используются технологии детского экспериментирования, исследовательской, поисковой и творческой деятельности, технологии проблемного и развивающего обучения, проектная деятельность. 

               Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

               Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

              Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

    Требование к проекту:

            Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.

    Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.

    Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

    Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

    Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.

    Таким образом, проект – это: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация и его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.

              Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.

              Обычно проект состоит из трех основных этапов:

    1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

    2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

    3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

              Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

    Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

    Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....

    Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

    Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

    «Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"

    Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...

    Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.

    Фотоотчёт участия в акции "Зелёная весна - 2017" при проведении мероприятия "Сохраним берёзку русскую!", направленное  на формирование  экологической культуры воспитанников средней группы ...

    «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

    Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеят...

    План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

    Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

    Познавательное развитие детей через организацию исследовательской и проектной деятельности. Работа с одаренными детьми.

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».  Это...