«Формирование основ патриотизма у дошкольников через проектную деятельность».
статья

В связи с происходящими изменениями в жизни общества в  современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ патриотизма у дошкольников через проектную деятельность».

В связи с происходящими изменениями в жизни общества в  современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к  близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

  Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонично развиваем его личность.

       

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

           Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я уделяю внимание и продумываю организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

          Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Свою систему работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от  простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».

В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается Родина», «Моя малая Родина – поселок Новониколаевский»

Блок «Армия России»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы»

Тематический блок «Космос» вводится со старшего дошкольного возраста, и использовались следующие проекты: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос». Совместно с родителями и детьми.

Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно и международным праздникам: «Новый год», «Масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.

В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали центр «Моя Родина - Новониколаевский»;

- подобрали: дидактические игры: «Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;

-Лэпбук  «Мой Новониколаевский»

- оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой любимый поселок Новониколаевский», «Новониколаевский и его достопримечательности», «Государственная символика », «Природа нашего края».

- оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.

- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах народа  в годы ВОВ.

В результате проведенной работы  я увидела, что дети проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, поселку, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему поселку, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других. Научились применять полученные знания в различных видах деятельности.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Проектная деятельность позволяет коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Метод проекта дает возможность ребенку создание целостности картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает повысить самостоятельную активность детей.



Предварительный просмотр:

«Формирование основ патриотизма у дошкольников через проектную деятельность».

В связи с происходящими изменениями в жизни общества в  современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к  близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

  Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонично развиваем его личность.

       

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

           Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я уделяю внимание и продумываю организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

          Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Свою систему работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от  простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».

В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается Родина», «Моя малая Родина – поселок Новониколаевский»

Блок «Армия России»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы»

Тематический блок «Космос» вводится со старшего дошкольного возраста, и использовались следующие проекты: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос». Совместно с родителями и детьми.

Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно и международным праздникам: «Новый год», «Масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.

В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали центр «Моя Родина - Новониколаевский»;

- подобрали: дидактические игры: «Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;

-Лэпбук  «Мой Новониколаевский»

- оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой любимый поселок Новониколаевский», «Новониколаевский и его достопримечательности», «Государственная символика », «Природа нашего края».

- оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.

- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах народа  в годы ВОВ.

В результате проведенной работы  я увидела, что дети проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, поселку, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему поселку, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других. Научились применять полученные знания в различных видах деятельности.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Проектная деятельность позволяет коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Метод проекта дает возможность ребенку создание целостности картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает повысить самостоятельную активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

"Формирование основ патриотизма у дошкольников через познавательно - исследовательскую и проектную деятельность"

Патриотическое воспитание - основа формирования будущего гражданина.Дошкольный возраст благопрятный для познавательного развития детей. Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу познания, необходимо...

Формирование эколого - патриотических представлений дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

Цель проекта:Формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств – гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться)....