Главные вкладки

    Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Барабашина Елена Андреевна

     

    Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёнович Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Только при хорошей организации ребёнок испытает радость от труда…». И наиболее эффективным формирование положительного отношения к труду , я считаю, происходит в контакте с природой.

    Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологических знаний, закладка основ экологической культуры экологического сознания, природопользования  в настоящее время диктует нам обострение экологической проблемы в стране. Эта работа начинается в детском саду – первом уровне системы образования  и занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности.

    «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

    Тема,  над которой я работала в течение нескольких лет заключается в том,  что воспитание экологической культуры и трудолюбия у детей  - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой,   может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния,  в котором оно пребывает сейчас - экологический кризис ,  засилье компьютерных игр , отрывающих детей от деятельной жизни.  Этот процесс сложный и длительный и начинать его надо с  дошкольного возраста - самоценного этапа в развитии экологической культуры человека. Закладываются основы развития личности и её нравственно-экологических позиции,  которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, умения и желания трудиться на её благо , в осознании неразрывности с ней. Ребенок начинает ощущать себя как субъект. Формируются основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем,  практической готовности созидать вокруг себя, беречь и любить природу, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

    Ведущая идея моей педагогической деятельности  в представляемой области, которую я хотела бы донести до коллег и родителей:

    -Развитие осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребенка , ведущий к развитию творческой личности с новым экологическим мышлением, которая умеет и любит трудиться, рационально и бережно используя природные ресурсы .Распространение полученного опыта среди коллег и родителей.

     Принципы и подходы, в русле которых я осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

    Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников, главная цель которого формирование экологической культуры, происходит  во всех видах деятельности, в режимных моментах.

    Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

    «Цель и задачи педагогической деятельности»

       Цель моей педагогической деятельности  в представляемой области:

    · Организация эффективной  системной работы по формированию основ экологической культуры в сознании дошкольников через  активную трудовую деятельность, пропагандирующей экологическую значимость и деятельное отношение  к природе среди педагогов и родителей.

      Задачи педагога

    · формирование системы знаний о природе;

     · формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого     в природе , места человека в этом мире, оценка самого себя;

    ·  формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к своему труду и труду других( сверстников, взрослых);

     ·  помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его  потребности в получении определённых трудовых умений.

    ·   воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

     ·   воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного практического общения;   

       · практически через трудовую деятельность осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

     ·  средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

     · видеть и понимать связи между явлениями;

     · эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает.

    В детском саду эти задачи решаются в соответствии с ФГОС ,  возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

    Путем вовлечения детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка,  с целью активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний,  стимулировать умственную деятельность, в сотрудничестве с родителями у детей был мотивирован  интерес к исследовательской деятельности. И трое ребят, с помощью членов своей семьи, разработали индивидуальные исследовательские проекты по объектам неживой

    природы «Вода», «Воздух», «Почва»  и представили их презентацию своим сверстникам с практическими опытами. Это вызвало живейший интерес у других детей, желание самим изучать, исследовать и экспериментировать.

    Этапы работы по данной теме:

    1 этап – Поисково-аналитический (февраль2012-январь2013 учебный год) – определение тематики педагогической деятельности наиболее актуальной для детей данной группы, определение ведущей идеи, постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с  детьми и их родителями, подготовка предметно-развивающей среды группы и территории ДО, оборудования и материалов, составление подробного плана работы, сбор информации и осуществление поисковой работы.

    2 этап – Основной этап (февраль2013-сентябрь2014 учебный год) – практическая реализация ведущей идеи, цели, задач, плана действий.  Реализация кружковой деятельности «Юный эколог», проектов «Живая природа вокруг нас», «Неживая природа и ее объекты»

    3 этап - Обобщающий (заключительный) (сентябрь2014 – декабрь 2014год) обобщение результатов по данной теме, их анализ,  подготовка и презентация проектов детьми («Вода», «Воздух», «Почва»), закрепление полученных результатов, формулировка  выводов,  распространение опыта работы по данной теме среди коллег, СМИ. 

    Результаты  моей педагогической работы: организована эффективная  система работы по формированию основ экологической культуры в сознании дошкольников через  активную трудовую деятельность,  осознание экологической значимости и деятельного отношения  к природе среди педагогов и родителей.

    Главный результат – это успехи и познания моих воспитанников:

    Труд детей в природе имеет свою специфику - это единственный вид производительного труда , доступный детям дошкольного возраста. Цель отдалена во времени и требует от детей длительных  физических и умственных усилий. Зато результаты труда конкретны и понятны.

    Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

    Как писала  в своей «Методике экологического воспитания в детском саду» Светлана Николаевна Николаева: «Воспитатель является носителем экологической культуры…».

    С целью трансляции практических достижений профессиональной деятельности я стала активно использовать современные технологии для обмена опытом через интернет –ресурс. Я использую разные формы, организую  разнообразные мероприятия , на которые приглашаю своих коллег. Каждый из моих коллег - педагоги с высокой планкой мастерства и начинающие педагоги, могут почерпнуть тему, актуальную только для его возрастной группы , индивидуальной особенности воспитанников, времени года. Не маловажную роль при продвижении накопленных педагогических знаний имеют личные качества и коммуникабельность, стаж педагога, его готовность к общению.

    Ведь педагог должен уметь создавать  положительную эмоциональную обстановку при организации образовательно-воспитательного процесса детей, демонстрировать им своею заинтересованность в предстоящей деятельности, участвовать в ней на правах партнера, поощрять желания детей участвовать в совместной деятельности, что побуждает детей к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. 

    Я всегда открыта к общению, готова делиться наработками и учиться новому у других. От нас зависит, насколько мы можем поднять значимость экологического воспитания в ДОУ.

    Только по-новому воспитанный человек может решить настоящие экологические проблемы , созданные самим человечеством. Поэтому это так актуально в наше время. Природа без нас проживет, а мы без неё нет!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл barabashina_elena_andreevna_sokrashch_.pptx2.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Барабашина Елена Андреевна Мое профессиональное кредо: « Я верю, что самая честная , доверчивая, любопытная, в общем, самая лучшая часть человечества – это дошколята!» Мой девиз: Спасибо мудрому Создателю, Что Он придумал воспитателя! Вложил добро и радость в душу, Уменье молвить, чутко слушать. Он дар вам дал- любить детей, Приправил ворохом идей! Спасибо, что вы есть на свете, Без вас не вырастают человеки ! Место работы: МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды Краснобаковского р. Нижегородской области Должность: Воспитатель

    Слайд 2

    Тема презентации: «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность»

    Слайд 3

    «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно-педагогические условия Авторы теорий и аспектов в области педагогического образования Экологическое воспитание Трудовая деятельность Детская психология А.Н.Леоньтьев , Д.Б.Эльконин , А.В.Запорожец, Л.А.Венгер В.А. Шинкаренко , С.Л. Рубинштейн, Р.С. Буре , Г.Н. Година Н.Н.Кондратьева, Л.Я.Мусатова , СН. Николаева, В.Г.Грецова , М.К.Ибраимова, Г.В.Кирикэ , И.А.Комарова Обмен опытом с коллегами ДОО Участие в РМО Публикации в СМИ Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : МААМ.RU, социальная сеть работников образования «Мой мини-сайт» Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми Привлечение родителей для реализации плана Организация соответствующей предметно– развивающей среды в соответствии с ФГОС и возрастом детей

    Слайд 4

    «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» Воспитание экологической культуры и трудолюбия у детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой, может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас - экологический кризис , засилье компьютерных игр , отрывающих детей от деятельной жизни. Затруднения в педагогической практике коллег Субъективные: воспитатели выполняют большую часть работы; не учитывают возможности детей; оборудование не соответствует их возрасту большой объем работы в быстром темпе; нет планомерности и систематичности в работе; воспитатели слишком опекают детей ,не дают возможности проявить активность и самостоятельность. Объективные: недостаточное финансирование ; малое время для занятий; не прослеживается система в режимных моментах; экологический и экономический кризисы, распад семьи; пресыщения удобствами, отток детей из ДОУ; снижение внимания к формированию трудолюбия; Противоречия: между социальной значимостью экологической культуры и трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в ДОУ; между необходимостью подготовки педагога к формированию экологической культуры и трудолюбия детей и недостаточной разработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного базового качества ребенка; редко встречаются статьи по проблеме экологического и трудового воспитания.

    Слайд 5

    «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования» Ведущая идея : развитие творческой личности с новым экологическим мышлением, которая умеет и любит трудиться, рационально и бережно используя природные ресурсы . Распространение данной идеи среди коллег и родителей . Принципы Принцип научности Реализация интегрированного подхода Серия занятий -одна проблема и содержание для интеграции. Реализация через: - содержание программы ДОУ; - положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми; - выразительность и эмоциональность своей речи; - возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы; - постановку проблемных задач, задач повышенной трудности; - обязательное использование наглядности; - постоянную смену методов и приемов, форм их организации; включение моментов самоконтроля и самооценки; осуществление непрерывного воспитания; - экологизация предметно-развивающей среды и различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. Принцип гуманизации Принцип интеграции Принцип регионализации

    Слайд 6

    «Цель и задачи педагогической деятельности» Задачи: · формирование у детей системы знаний о природе: - осознанное понимание взаимосвязей в природе , места человека в этом мире, оценка самого себя; - положительного отношения к труду, трудолюбия · помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта · воспитывать : - чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; - заботливое отношение к природе путем целенаправленного практического общения; - осваивать природу через трудовую деятельность, · средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства; · видеть и понимать связи между явлениями; · эмоционально откликаться и оценивать, что наблюдает. Задачи решаются в соответствии с ФГОС, возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Формы работы с детьми: Экологические занятия. Проектная деятельность детей. Экспериментирование. Опыты. Экологические экскурсии. Уроки доброты. Уроки мышления в природе. Викторины, конкурсы. Проблемные ситуации. Языковые логические задачи. Экологические выставки, экспозиции. Неделя экологического творчества. Экологические праздники, выставки. Дидактические игры экологического содержания. Экологические сказки. Экологическая тропа. Наблюдения. Поисково-исследовательская работа. Цель - организация эффективной системной работы по формированию основ экологической культуры в сознании дошкольников через активную трудовую деятельность, пропагандирующей экологическую значимость и деятельное отношение к природе среди педагогов и родителей.

    Слайд 7

    «Ведущая педагогическая идея» Включение дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность по расширению экологического сознания детей через трудовую деятельность с привлечением родителем, распространение полученного опыта среди коллег.

    Слайд 8

    «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Целевое назначение моей педагогической деятельности: формирование умений применять детьми полученные знания и навыки в жизненных ситуациях, заложить в наших детях основания для развития и воспитания экологической культуры через практическую трудовую деятельность с дошкольного возраста. Место в структуре образовательного процесса моей профессиональной педагогической деятельности. Данный процесс касается практически всех направлений развития и образования детей в дошкольном образовании: социально-коммуникативное , познавательное, речевое, художественно-эстетическое, музыкальное, физическое и здоровье, безопасность, социализацию , а также влияет на уровень подготовленности ребенка к обучению к школе. Происходит интеграция (взаимопроникновение и взаимодействия) образовательных областей дошкольного образования , обеспечивающая целостность образовательного процесса.

    Слайд 9

    «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Этапы работы: 1 этап – Поисково-аналитический (2012- 2013 г.) 2 этап – Основной этап практический (2013- 2014 г.) 3 этап - Обобщающий (заключительный) (2014 –2014 г.) Используемые образовательные технологии Создание экологического пространства группы и на территории ДОУ Технологии проектной деятельности ИКТ - технологии Технология исследовательской деятельности Личностно-ориентированные технологии Методы: Частично-поисковый; Обследования и наглядности Мотивационный Показ воспитателя Словесный Эвристический Практический

    Слайд 10

    «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Результат работы: организована эффективная система работы по формированию основ экологической культуры в сознании дошкольников через активную трудовую деятельность, осознание экологической значимости и деятельного отношения к природе среди педагогов и родителей. Условия реализации педагогической деятельности: психолого-педагогические материально-технические финансовые Внутренние Внешние социокультурные , региональные

    Слайд 11

    « Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

    Слайд 12

    «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Используемые методы педагогического мониторинга: -наблюдения за детьми; -совместная деятельность с ними; -включенность в процесс; -беседа. Диаграмма «Результаты мониторинга уровня знаний по экологии и уровня овладения детьми трудовых навыков» 2012-2013 год (27 детей)

    Слайд 13

    «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Диаграмма «Результаты мониторинга уровня знаний по экологии и уровня овладения детьми трудовых навыков» 2013-2014 год (25 детей) Диаграмма «Результаты мониторинга уровня знаний по экологии и уровня овладения детьми трудовых навыков» на декабрь 2014 год (26 детей)

    Слайд 14

    «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника» «Воспитатель является носителем экологической культуры» С.Н.Николаева Использование современных технологий Регистрация на сайтах Обмен и передача опыта среди коллег: -присутствие других педагогов на мероприятиях: -открытое занятие, -викторины, конкурсы -циклы целевых прогулок -тематические экскурсии -заседания «Круглого стола» -мастер-класс -выступления на педсоветах Публикация своих работ в соцсетях Участие в форумах в области образован ия Мультимедийные презентации

    Слайд 15

    «Литература» 1. Р.С.Буре «Дошкольник и труд»Теория и методика трудового воспитания Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2011 г 2. Н.Е.Веракса , О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников для детей 4-7 лет» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014 г. 3. В.Н.Волчкова , Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г. 4. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г. 5. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение» 2000 г. 6. С.Н.Николаева «Юный Эколог» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2004 г. 7. В.Г.Нечаева «Воспитание дошкольника в труде» Москва «Просвещение» 1980 г. Интернет-ресурс: pedagogic . ru ; Wikipedia . org ; deti - club . ru ; MAAM . ru ; Социальная сеть работников образования nsportal.ru .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

    Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

    Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

    Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

    "Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

    Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

    Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систем...

    План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

    ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

    Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

    Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...