фгос самооценка ребёнка
консультация по теме

Массарова Любовь Владимировна

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают наличие таких качеств у детей: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений…….». Наличие заниженной самооценки не позволит ребёнку на этапе перехода к школьному обучению достичь целевых ориентиров, закреплённых во ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_samootsenka_doshkolnika.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.  По требованиям ФГОС дошкольного образования педагог должен уважать человеческое достоинство воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования также направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, одной их психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления.

Слайд 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают наличие таких качеств у детей: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений…….». Наличие заниженной самооценки не позволит ребёнку на этапе перехода к школьному обучению достичь целевых ориентиров, закреплённых во ФГОС.

Слайд 3 Отсюда следует, что одной из главных задач родителей, воспитателей, узких специалистов, работающих с детьми является развитие положительной самооценки у ребёнка, т.к. дошкольный период охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника. И как никогда важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки.

Согласно Федеральному закону об образовании статья 44, гласит, что первыми учителями являются родители (законные представители).

 Слайд 4 Именно родители закладывают фундамент для самооценки ребёнка. Мнение родных для малыша – истина в последней инстанции, ведь мама и папа для него – это целый мир. И все, что они говорят, воспринимается как исключительная правда. Постоянные похвалы или порицания накладывают существенный отпечаток на формирование самооценки, а транслируемый родителями образ «хорошего» или «плохого» ребенка постепенно трансформируется в собственные представления малыша о себе. Кроме того, именно семейные установки прививают ребенку критерии оценки окружающих людей, ситуаций, поступков и себя самого.

Слайд 5 Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к каждому ребенку и  позицию педагога в организации жизни детей – это партнёр- партнёр.

Слайд 6Для того, чтобы повысить самооценку ребенка, нужно очень внимательно присмотреться, а как его оцениваете вы, взрослые? Иногда одна единственная случайно оброненная, некорректная  фраза может серьёзно подорвать детскую уверенность в себе. Но многие родители и воспитатели не придают этому особого значения. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка.

Слайд 7 Низкая самооценка на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своём крайнем прявлении- отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Неуверенный ребёнок наотрез откажется  от участия в олимпиаде, хотя он умён, хорошо к ней подготовлен. И хотя малыш будет в душе мечтать об олимпиаде, из-за низкой самооценки никогда на это не решится, что аукнется ещё большим разочарованием в собственных силах и депрессией. Заниженная самооценка  в любом случае   сопровождается застенчивостью и неуверенностью в себе. Со временем застенчивые дети  замыкаются в себе, они не способны отстаивать своё мнение, сомневаются в каждом принятом решении, опасаются сложностей, неприятностей, пасуют перед трудностями, не умеют ставить цели и добиваться их.

Слайд 8 Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Самооценка дошкольника является «зеркалом» оценки значимых для малыша людей (родителей и воспитателей) – дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе.

Проводя социометрическое исследование, а затем анализируя обоснования своих выборов детьми обращаешь внимание на то, что в некоторых случаях одной из самых распространенных мотивировок у детей: «хорошо кушает». Наблюдения показали, что в этих группах воспитатели уделили данному «виду деятельности» очень большое внимание и часто его оценивали.

Эффективность влияния взрослых на формирование самооценки дошкольника определяется в значительной степени уровнем их педагогического мастерства. Относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием педагогом как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе дошкольников достигаются, когда воспитатели идут путем развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки их. Это способствует укреплению уверенности детей в своих силах, самоуважению. Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании адекватной самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке, того за что его можно похвалить.

Воспитание и обучение с раннего детства должно быть направлено на постоянное изучение детьми своих индивидуальных особенностей. В каждом поступке, любой деятельности происходит раскрытие каких-то известных или новых возможностей, способностей, качеств личности. Поэтому после завершения любой деятельности следует фиксировать внимание ребёнка на выяснение того, что он может узнать о себе, если попытается выяснить причины своего успеха или неудачи. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки. Необходимо учить ребенка ставить те цели, которые он в силах преодолеть. Ребенок в процессе общения постоянно получает обратную связь. Положительная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность.

Для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста планируется более сложным и разнообразным игровое пространство группы, которое направленно на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, снятие психоэмоционального напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

В формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки большие возможности дает игра.

В игре можно не только формировать положительную самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

Дети старшего дошкольного возраста, начинают осваивать сложные взаимодействия в сюжетно-ролевых играх, отражающие жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными.

В игровом пространстве может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В группе детского сада, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. И вот уже ребенок обращается к продавцу как покупатель-мама или покупатель-шофер, строитель и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль инспектора ГИБДД, ребенок командует водителями и подчиняется начальнику.

С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учится доверять другим. Игровое пространствопомогает ускорить и обезопасить этот процесс.

В игре дети учатся правилам хорошего тона, в них взращивается культура общения. Именно в игре закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игры учат заботиться о сверстнике, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением возводятся по маленькому кирпичику стены заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.

Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с изучением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети овладевают формами позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, создается позиция школьника. К концу дошкольного возраста дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что дает им возможность в дальнейшем успешно учиться в школе.

Помните,  что Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий,  у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—8 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.

 Проанализируйте, какие оценки,  и установки вы даёте  детям.  Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка ребёнка-дошкольника

6–7 годам, к школьному возрасту, ребенок уже способен на адекватную самооценку – на суждения о значении и значимости собственных поступков, талантов. Это очень важно для успешного обучения: ребенок до...

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Консультация для родителей...

Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка

Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

2 Инновационные технологии для повышения самооценки ребёнка в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях

Применяя различные инновационные технологии в образовательном процессе, можно добиться значительных успехов в повышения самооценки ребенка, его раскрепощении, коммуникабельности в реализации его приро...

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Процесс формирования самооценки детей дошкольного возраста.Краткая характеристика детей с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.Несколько способов выявить самооценку....

Самооценка ребёнка

Самооценка ребёнка...