2 Инновационные технологии для повышения самооценки ребёнка в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях
статья по музыке (старшая группа) на тему

Применяя различные инновационные технологии в образовательном процессе, можно добиться значительных успехов в повышения самооценки ребенка, его раскрепощении, коммуникабельности в реализации его природного потенциала. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии для повышения самооценки ребёнка    дошкольном учреждении на музыкальных занятиях

(доклад из опыта работы)

Отдавая ребёнка в детский сад, родители уверены в том, что в течение дня он будет, не только окружён заботой и вниманием педагогов, здоров, но и получит развитие. С четырех  лет дети уже активно осознают себя как личность. Они хорошо ориентируются в игре со сверстниками, различая роль всех от роли ведущего, то есть главного. Многие хотят быть  лидерами, но, к сожалению, есть и такие, у которых это не получается ввиду замкнутости, стеснительности, заниженной самооценки. Применяя различные инновационные технологии в образовательном процессе, можно добиться значительных успехов в повышения самооценки ребенка, его раскрепощении, коммуникабельности в реализации его природного потенциала.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка. Цель этих технологий - организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения, учете особенностей индивидуального развития, отношения к ребенку как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий на занятиях. Очень сложно и важно подобрать “ключик” к каждому ребёнку, вызвать в нём доверие. Лучшим средством стимулирования осознания самооценки является одобрение. Я стараюсь расположить к себе застенчивых, робких, нерешительных детей, и, чаще использую положительные оценки, поощрения в их адрес. При этом никогда не прибегаю к сравнению отстающего ребёнка с другими детьми, не противопоставляю их друг другу.                                                                                         Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из основных методов (наглядный, словесный, практический) применяю в проблемной форме с нарастанием проблемности. Например, занятия приобретают характер проблемности, при показе детям не одного варианта выполнения, а двух или нескольких, часто используя при этом разные виды искусства - поэзию, живопись. Таким образом, процесс обучения строю, с целью  развивать воображение, творчество, направляю ребёнка на позиции исследователя. Немаловажное значение я придаю созданию предметно – развивающей среды на музыкальном занятии, которая способствует повышению  коммуникативной активности и интереса ребёнка к окружающему миру.

 В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется гуманно-личностная технология.                                                        Она отличается психолого-терапевтической направленностью, ставит в центр внимания идею всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергает принуждение.

Ребёнка можно сравнить с зёрнышком. Если его посадить в  благодатную почву, поливать,  то  оно прорастёт и появится стебелёк. А  как  красив будет этот стебелек, зависит от нас, взрослых. Дети очень нуждаются в  поддержке и похвале взрослого. На своих музыкальных занятиях я всегда стараюсь создать спокойную,  бесконфликтную обстановку, даю  возможность проявлять уступчивость по отношению к сверстникам. Например, в выборе солиста, ведущего в игре, или предмета (ленточки, музыкального инструмента,  флажка и др.). Обращаюсь к застенчивым и не смелым детям с просьбой или поручением (что либо, собрать, посчитать, сложить и т. д.) И ничего, что задания ими выполняются неловко, медленно, зато самостоятельно под внимательными оценивающими взглядами сверстников, желающими и готовыми выполнить то же  задание, но лучше. В данной ситуации я всегда способствую тому, чтобы воспитанники сумели  проявить терпение. И конечно хвалю и благодарю за старание, помощь.

Технология сотрудничества, так же является одним из инновационных технологий. Она направлена на реализацию демократизма, равенства, партнерства в субъект субъектных отношений взрослого и ребенка. Умение педагога заинтересовать, доходчивое объяснение и личный пример, всегда дают положительные результаты. Обращение к детям с вопросами: «как вы думаете»,   «какое  движение можно придумать под эту музыку», «как лучше», и другие аналогичные, создают  на занятиях обстановку непринужденности, творчества, воображения, что вызывает интерес у воспитанников и способствует качественному освоению материала. В период знакомства и разучивания с детьми песенного репертуара, я стараюсь расположить нерешительных детей рядом с более активными, усваивающими музыкальный материал быстрее. Таким же образом поступаю во время разучивания танцевальных и музыкально-ритмических  движений, обращаясь к более способному ребенку с просьбой помочь своему товарищу. Одобряю его согласие. Разучив танец, дети выбирают себе партнера по симпатиям. Приобретая навыки на  музыкальных занятиях, в дальнейшем ребенок с большим  удовольствием и осознанно  переносит их  в самостоятельную игровую деятельность в группе и на прогулке. Партнерство с детьми  прослеживается и в подготовке несложных праздничных декораций и костюмов, доступных для самостоятельного выполнения и с помощью взрослых. Одобрение, восторженное удивление результатами труда детей, со стороны взрослого, поощрения, вызывают у всех осознание своей значимости, пользы, радости, повышает самооценку.

Технология свободного воспитания делает акцент на предоставление ребёнку  свободы выбора и самостоятельности. Это особенно важно при подборе песенного, танцевального, игрового репертуара. Все мы знаем, что способствует выбору ребенка. Прежде всего, это музыкальный материал, соответствующий возрасту воспитанников. Доступные, интересные танцевальные движения, содержательный текст, приятная легкая в исполнении мелодия, познавательные, веселые игры. Все что детям нравится, они быстро разучивают, с удовольствием и выразительно исполняют и во время  праздников развлечений, концертов.

В музыкальном воспитании дошкольников я применяю также и такую инновационную технологию как моделирование. Использование  музыкально – дидактических игр и пособий  в виде схем, геометрических фигур, оказывает помощь в освоении детьми строения песни, определения частей в музыкальном произведении, развивает чувство ритма. Игры должны быть красочными, выразительными, способными заинтересовать любого. Пристальное внимание  уделяю стеснительным детям, и детям с заниженной самооценкой. Давая им более простое задание и, даже просто попытка такого ребенка ответить на вопрос, получает с моей стороны одобрение. А на правильный ответ, я обязательно обращаю внимание всех детей. Подобные поощрения это дополнительная гарантия его участия в играх.

Одной из инновационных технологий в музыкальном воспитании, является    использование фоновой музыки, которая, вносит разнообразие в нашу жизнь, насыщая её красками звуков. Это может быть музыка разных жанров и стилей, быть качественной и легкой для детского восприятия, нести эмоциональную и смысловую нагрузку.  В противном случае такая музыка может не только утомлять, но и травмировать хрупкую психику ребенка. Поэтому я всегда тщательно и  с осторожностью подхожу к подбору фонограммы. Предпочтение всегда отдаю качественным, «чистым» записям, вызывающим положительные эмоции, настраивающим ребенка на определенный вид деятельности. Предложение исполнить песню соло, или ансамблем под  фонограмму и привлекая детей с заниженной самооценкой  к такому исполнению,  значительно поднимает  их авторитет среди дошкольников, укрепляет уверенность в своих силах. Я считаю очень важным и полезным использование фоновой музыки не только на музыкальных занятиях, открытых мероприятия, но и в повседневной жизни дошкольника. Фоновая музыка способна обеспечить чувство психологического комфорта у детей, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

В своей работе я ищу новые направления в музыкальном воспитании и применяю инновационные технологии в подготовке и проведении праздников и развлечений. В сказках, сценках обязательно принимают  участие не только одарённые дети, но и эмоционально зажатые, которые могут сыграть второстепенную, но важную эпизодическую роль. Само участие в спектакле таких детей организовывает, вдохновляет, раскрывает творческие способности. Выступление в роли артиста перед другими повышает самооценку, доставляет им самим  истинное удовольствие. У ребенка растёт самоуважение, когда он наблюдает в глазах сверстников одобрение, как следствие, налаживается с ними более тесный контакт.

Игра на музыкальных инструментах доступна каждому ребёнку и поэтому, играть в оркестре просто необходимо закомплексованным  детям. Ведь держа в руке даже шумовой инструмент или ударный, ребёнок может перебороть свой страх и сыграть для всех  увлечённо, эмоционально на той же трещотке, деревянных ложках, маракасе, музыкальном треугольнике, колокольчике. Я придумываю и готовлю необычные шумовые инструменты, тем самым вызывая желания не только просто посмотреть, подержать, но затем и поиграть на них.

Игры - превращения, пантомимы, пластические этюды, игры - миниатюры с творческими заданиями,  на которые приглашаются дети с заниженной самооценкой,  под чутким и умелым руководством педагогов и музыкальных руководителей  делают мир ребёнка радостнее и счастливее. Дети выразительно двигаются, передают эмоционально - образное содержание музыки, раскрывают свой творческий потенциал. Значимость своих действий в играх  дети получают в позитивной оценке взрослых и детей. Для снятия эмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера на своих занятиях я  пользуюсь психогимнастикой. Такие этюды показаны детям не только с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, неврозами, но и для психопрофилактической  работы и снятия психического напряжения у практически здоровых детей. Психогимнастика способствует преодолению проблемы в общении, умению лучше понять себя и других, дают возможность самовыражения.

  Использование такой инновационной технологии как  фотосессии и видеосъемки помогает проанализировать весь ход открытого мероприятия, утренника или развлечения, обратить внимание на действия детей, дать оценку своей работе, сделать выводы. Воспитанники любят рассматривать все вместе полученные фотографии и смотреть отснятый утренник или развлечение. Они любуются собой, оценивают, сравнивают себя с другими. И всем хочется быть самым лучшим, самым красивым, самым, самым…  Важно не забывать, дорогие педагоги, после проведённых мероприятий словесно похвалить или обнять стеснительных и несмелых. Не жалейте для них душевного тепла!

   При общении со взрослыми и сверстниками происходит становление личности ребёнка, формируется его  характер. На занятиях музыкой, особенно в игровой деятельности, ребёнок раскрепощается, проявляет свои способности, повышает свою самооценку. Мой опыт показал, что, использование  выше перечисленных инновационных технологий позволяет развить творческую личность ребёнка, повышает его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными способностями,  развивает и общие способности. Доброжелательный настрой музыкального руководителя, его интеллект, дифференцированный подход к  ребёнку помогают детям с заниженной самооценкой, эмоционально зажатым, проявить свои способности и раскрыть талант. «Не талантливых детей не бывает», -  в этом я полностью убеждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

Социализация детей группы "Особый ребёнок" дошкольного учреждения посредством музыкально-игровой программы

Данная научно-методическая работа представлена в сборнике материалов IV Республиканской научно-практической конференции "Преемственность системы инклюзивного образования", которая проходила под эгидой...

Упражнение "Солнышко" ( повышение самооценки ребёнка)

Это упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребёнка и хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о ...

Консультация на тему: " Повышение самооценки у детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы ребенок имел хорошую самооценку, родители должны поддерживать его во всех начинаниях.  для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в любом окружении, в семье должно существов...

ИГРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Игры на повышение самооценки ребёнка-дошкольника...

Консультация для родителей: "Игры для повышения самооценки ребёнка"

игры для самоидентификации и повышения самооценки у ребёнка...