Образовательная деятельность "Русский костюм"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Создать условия для формирования у детей интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 930.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД в старшей группе «Русский костюм»
Цель: создание условий для формирования у детей интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Задачи:
Познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;
Обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, косоворотка, лапти, картуз.
Развивать фантазию и воображение при выборе узора.
Воспитывать у детей интерес и уважение к русской народной культуре, народному фольклору, формировать эстетический вкус.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций картин К. Маковского «Боярышня у окна», «У околицы», «Девочка с гусями», где герои в русских народных костюмах.
Оборудование и материалы:
- картонные заготовки косоворотки и сарафана; - гуашь, кисточки, баночки с водой, альбомные листы бумаги; - мультимедийная система, слайды по теме; - аудиозапись «Родина ясноглазая» композитор В.Шаинский
Ход ОД.
Дети и педагог стоят в кругу.
- С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (ответы детей).
- А что делает людей красивыми? (ответы детей).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «Не одежда красит человека, а человек одежду».
- Подумаете, как можно объяснить смысл этого русского высказывания? (ответы детей). Мы с вами сегодня поговорим о русской народной одежде.
Дети садятся на стульчики.
- А всегда ли люди ходили в такой, как у нас, одежде? (ответы детей)
- Давно, бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Наряд шили изо льна и украшали вышивкой. Каждая мастерица старалась, чтобы ее изделие было самым красивым.
Одежда служила для защиты от холода, а еще люди верили, что вышивка на ней оберегает человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни.
Одежда была повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.
- Давайте заглянем в «бабушкин сундук».
Показ слайда №1
Одежду раньше хранили вот в таких сундуках. Давайте посмотрим, какой одежда была раньше. Самым главным в одежде женщин была рубаха.
Показ слайда №2.
- А какие, места у рубахи украшали мастерицы? (Ворот, подол и рукава.)
- А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет).
- А почему именно красного цвета? (цвет жизни).
Использовали в вышивке и другие цвета: зеленый – цвет природы, желтый – цвет света и тепла, синий – цвет неба и воды.
В вышивке использовали узоры: крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.
- Извилистая линия - это вода.
- Круг - солнышко.
- Квадрат или ромб – земля
- Крест берег людей от злых сил
Украшая этими узорами свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Показ слайда №3
Сарафан - это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан - это платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали его вышивкой, лентами, тесьмой.
Праздничные сарафаны и рубахи берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Показ слайда №4
- Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.
Показ слайда №5
- Посмотрим, что еще находится в «Бабушкином сундуке». Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (ответы детей)
Демонстрация мужской одежды.
- Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Его основой была рубаха-косоворотка.
- Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот).
- Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь).
Считалось, что вышивка на груди защищает сердце.
Показ слайда №6
Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.
Мужские штаны – порты - завязывались на шнурке вокруг талии.
Показ слайда №7
- В «Бабушкином сундуке» есть старинная обувь, как она называется?
- Конечно же, это лапти.
- Из чего изготавливали лапти? (из лыка - коры липы).
Показ слайда № 8
- Ребята, давайте мы сегодня станем ненадолго мастерами по украшению одежды. Девочки будут расписывать сарафаны, а мальчики - косоворотки. Постарайтесь сделать свое изделие таким, чтобы оно оберегало и защищало своего хозяина от злых сил.
Детям предлагают силуэты: рубахи и сарафана, которые нужно украсить в традиции русского народного костюма. Под музыку «Родина ясноглазая» композитора В.Шаинского, дети выполняют творческую работу.
В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества.
- Дети, посмотрите, какие замечательные косоворотки и сарафаны у вас получились. Вы работали дружно. Помогали друг другу, а «Если дружба велика – будет Родина крепка».
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд№5
Слайд №6
Слайд № 7
Слайд№8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл образовательной деятельности на тему "Русский народный костюм"
В нашем саду есть музей "Русского быта", в связи с этим я разработала цикл образовательной деятельности, состоящий из трех занятий: 1. Беседа о красоте народного костюма. 2. В музее "Русского бы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-118118-1351528658.jpg)
Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/22/picture-79988.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: "Русский народный костюм".
Знакомим детей со своими истоками....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232338-1364632534.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-369728-1387365196.jpg)
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1188653-1581591922.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Кукла в национальном костюме»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная группаТема НОД: «Кукла в национальном ...