Образовательная деятельность "Русский костюм"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Создать условия для формирования у детей  интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_russkiy_kostyum.docx930.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОД в старшей группе «Русский  костюм»

Цель: создание условий для формирования у детей  интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Задачи:

Познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;

Обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник,  косоворотка, лапти, картуз.

Развивать фантазию и воображение при выборе узора.

 Воспитывать у детей интерес и уважение к русской народной культуре, народному фольклору, формировать  эстетический вкус.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций  картин К. Маковского «Боярышня у окна», «У околицы», «Девочка с гусями», где герои в русских народных костюмах.

Оборудование и материалы:

- картонные заготовки косоворотки и сарафана;                                                                            - гуашь, кисточки, баночки с водой, альбомные листы бумаги;                                                             - мультимедийная система, слайды по теме;                                                                                 - аудиозапись «Родина ясноглазая» композитор В.Шаинский                                                      

Ход ОД.

Дети и педагог стоят в кругу.

- С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину. 

- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (ответы детей).
- А что делает людей красивыми? (ответы детей).
 

- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «Не одежда красит человека, а человек одежду».
- Подумаете,  как можно объяснить смысл этого русского высказывания? (ответы детей).  Мы с вами сегодня поговорим о русской народной одежде.

Дети садятся на стульчики.

-  А всегда ли люди  ходили в такой, как у нас, одежде? (ответы детей)

- Давно, бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Наряд шили изо льна и украшали вышивкой. Каждая мастерица старалась, чтобы ее изделие было самым красивым.  
Одежда служила для защиты от холода, а еще люди верили, что вышивка на ней   оберегает человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни.
Одежда была повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.
- Давайте заглянем в «бабушкин сундук».

Показ слайда №1

 Одежду раньше хранили вот в таких сундуках. Давайте посмотрим, какой одежда была раньше. Самым главным в одежде женщин была рубаха.

Показ слайда №2.
- А какие, места у рубахи украшали мастерицы? (Ворот, подол и рукава.)  
- А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет).

- А почему именно красного цвета? (цвет жизни).

Использовали в вышивке и другие цвета: зеленый – цвет природы, желтый – цвет света и тепла, синий – цвет неба и воды.

В вышивке использовали  узоры: крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.

  • Извилистая линия - это вода.
  • Круг - солнышко.
  • Квадрат или ромб – земля
  •  Крест берег людей от злых сил

Украшая этими узорами свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

Показ слайда №3

Сарафан - это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан - это  платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали его вышивкой, лентами, тесьмой.
Праздничные сарафаны и рубахи  берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

Показ слайда №4
- Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.

Показ слайда №5
- Посмотрим, что еще находится в «Бабушкином сундуке». Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (ответы детей)
Демонстрация мужской одежды.
- Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Его основой была рубаха-косоворотка.
- Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот).
- Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь).
Считалось, что вышивка на груди защищает сердце.

Показ слайда №6

Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.
Мужские штаны – порты - завязывались на шнурке вокруг талии.

Показ слайда №7
- В  «Бабушкином сундуке» есть старинная обувь, как она называется?
- Конечно же, это лапти.
- Из чего изготавливали лапти? (из лыка - коры липы).

Показ слайда № 8
- Ребята, давайте мы сегодня станем ненадолго мастерами по украшению одежды. Девочки будут расписывать  сарафаны, а мальчики -  косоворотки. Постарайтесь сделать свое изделие таким, чтобы оно оберегало и защищало своего хозяина от злых сил.  

Детям предлагают силуэты: рубахи и сарафана, которые нужно украсить в традиции русского народного костюма. Под музыку «Родина ясноглазая» композитора В.Шаинского, дети выполняют творческую работу.

 В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества.

- Дети, посмотрите, какие замечательные косоворотки и сарафаны у вас получились. Вы работали дружно. Помогали друг другу, а «Если дружба велика – будет Родина крепка».

https://avatanplus.com/files/resources/mid/579f9e0501c3f1564781438f.png

Слайд №1

http://delphi-web-programmist.ru/photos/jenskaya-russko-narodnaya-rubashka-74998-large.jpg

Слайд №2

http://pochit.ru/pars_docs/refs/4/3520/3520_html_61820998.jpg        

Слайд №3

Слайд №4http://wp2u.ru/photos/kupit-na-rebenka-russkiy-narodnyy-sarafan-15962-large.jpg

http://cs616422.vk.me/v616422326/be07/qMmx5JOadeE.jpg

Слайд№5

http://artmus.culture21.ru/MuseumImages/14313/14313.jpg

Слайд №6

http://nenuda.ru/nuda/155/154401/154401_html_m62905409.gif

Слайд № 7

http://syveniry.ru/img-kakie/russkie/17-.jpg

Слайд№8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл образовательной деятельности на тему "Русский народный костюм"

В нашем саду есть музей "Русского быта", в связи с этим я разработала цикл образовательной деятельности, состоящий из трех занятий: 1. Беседа о красоте народного костюма. 2. В музее  "Русского бы...

Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"

 «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё ...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...

Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Кукла в национальном костюме»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная  группаТема НОД: «Кукла в национальном ...