Первые шаги театральной студии в детском саду.
статья на тему

Грехова Юлия Евгеньевна

Первые шаги театральной студии в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.383

Грехова Ю.Е.,

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №6 «Ромашка»,

 р. п. Выездное», Арзамасский район

ПЕРВЫЕ ШАГИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Аннотация. В статье представлен первоначальный опыт работы театральной студии в МБДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» р. п. Выездное».

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, театрализованная деятельность.

   Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции.

      В работе с детьми педагоги нашего д/с стараются придерживаться слов выдающегося русского психолога Льва Семёновича Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества; важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом выражении его воплощении».

       Один из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

  У многих детей нашего детского сада существует ряд проблем, связанных с художественно-эстетическим образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, вербальным и невербальным видам общения. Достигать положительных результатов по решению данных проблем нам помогает, открытая в сентябре 2016 года, экспериментальная площадка под руководством Губанихиной Елены Владимировны, кандидата педагогических наук, доцента АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Тема площадки: «Педагогические условия реализации интегративного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

 Театрализованная деятельность – это одно из главных направлений нашей инновационной работы. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, знакомить их с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь, развить звуковую культуру речи и использовать полученные навыки в повседневной жизни.

 Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в нашем детском саду, мы стараемся решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  • развитие эмоций;
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие

  • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
  • развитие воображения;
  • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • создание выразительного художественного образа;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  • выразительность исполнения основных видов движений;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

       Занятия театром развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, совершенствуют артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждают к созданию новых образов,   несут детям радость,  пользуются у них неизменной любовью. Театрализованные представления способствуют формированию выразительности речи и движений, формируют привычку к публичным выступлениям, необходимую современному члену общества, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (любовь, дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа и преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

       Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний.  У детей развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

        Театрализованная деятельность дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности в удобном для них темпе.

      Для более глубокого погружения в театральную деятельность было принято решение создать в нашем детском саду театральную студию.  

       В октябре 2016 года руководить студией приглашена актриса Арзамасского театра драмы Керзина Елена Игоревна.

       Главными критериями для отбора детей в театральную студию стали образовательные запросы родителей и результаты диагностики творческих проявлений к сценическому искусству дошкольников 5 - 7 лет.

      Работа с детьми по театрализованной деятельности в нашем ДОУ организуется следующим образом:

  • артикуляционная гимнастика;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения для развития детской пластики;
  • упражнения для развития выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • театральные этюды;
  • разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • просмотр кукольных спектаклей;
  • просмотр спектаклей гастролирующих театров;
  • постановка спектаклей с участием детей, педагогов и родителей.

        С выбором данного направления мы не ошиблись. Дети, педагоги и родители с удовольствием включились в работу студии. С педагогами ДОУ был проведён мастер класс по актёрскому мастерству.

         При участии педагогов и воспитанников нашего детского сада в декабре был поставлен спектакль «Три ступеньки во дворец», а в январе - «Морозко». Дети увлеченно выполняли свои роли, демонстрировали выразительность речи и движений, удачно импровизировали в ходе сценария. Удовольствие от спектакля получили как зрители (воспитанники, родители, педагоги, работники ДОУ), так и сами актеры. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

          По результатам четырёх месяцев работы театральной студии были

     достигнуты следующие позитивные результаты:

  • дети начали овладевать навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
  • дети, педагоги, помощники воспитателей, родители проявляют интерес, желание к театральному искусству;
  • дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • воспитанники самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей, стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

      По итогам наблюдений за детьми в процессе театрализованной деятельности, можно говорить о перспективности использования данного направления в дальнейшей работе нашего педагогического коллектива.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с. 
  2. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. - Волгоград: Учитель, 2014. - 92 с.
  3. Зверева О.Л., Ерофеева Т.И. Игра – драматизация//Спецкурс: Воспитание детей в игре. – М., 1994. – С.12 –22.
  4. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М.: ВТО, 1984. – 528 с.
  5. Шихматов Л.М. Сценические этюды. – СПб: Лань, 2014. – 320 с.
  6. Юрина Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду//Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002. – С.60-89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги Вашего ребенка в детском саду

Как Вы можете помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду...

Теоретические основы организации и оборудования театрализованной студии в детском саду

        В любом детском учреждении желательна театрализованная студия.  Она необходима для организации взаимодействия детей со взрослым (воспитателем) и сверстниками по...

«Всем ребятам надо знать как по улице шагать...» Организация работы в детском саду по ПДД

Здравствуйте, уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю прослушать выступление  из опыта работы: «Всем ребятам надо знать, как поулице шагать…Организация работы в детском саду п...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Тематическая неделя " К нам весна шагает" в подготовительной группе детского сада

В материале отражена образовательная работа с дошкольниками подготовительной группы детского сада, осуществляемая по теме недели "К нам весна шагает" по всем образовательным областям....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Буклет для родителей "Первые шаги... или адаптация к детскому саду"

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенн...