Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Михеева Ольга Михайловна

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_detskoy_initsiative.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Михеевой О.М.

      Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию мой опыт работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.  

          Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, которая рассматривается как деятельность, выполняемая без непосредственного участия воспитателя. Моя задача поддерживать эту инициативу в различных видах деятельности. Очень важно было продумать и создать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет вызывать у ребенка интерес.

         Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, я видела, что они объединяются в мини группы по интересам. Именно поэтому, в качестве одной из основных форм работы по поддержанию детской инициативы и самостоятельности, я выбрала такое направление работы, как группы по интересам. Работа групп не была строго регламентированной, и начиналась, как только появлялась интересная идея. Иногда я сама заинтересовывала детей решением определенной проблемы, возникающей в реальной жизненной ситуации.  Я старалась создавать такие условия для наблюдений и исследований, которые бы переживались детьми на эмоциональном уровне.

       Над экологическими проектами «Комнатные друзья» и «Зеленый подоконник» начала работу небольшая группа детей, любимым занятием которых было заниматься в уголке природы, именно они стали инициативной группой экологов.  Мне оставалось только оказывать не директивную помощь и поддерживать инициативу детей в проектно-исследовательской деятельности, которая со временем, подключила к себе и родителей и тех ребят, которые не заинтересовались работой на начальном этапе. Позвольте рассказать об этих проектах чуть подробнее, и вы поймете почему в работу захотели включиться практически все дети группы.

        Проект «Комнатные друзья», темой которого были комнатные растения, родился спонтанно: я принесла в группу огромный цветущий куст пеларгонии, и мы с детьми решили поставить эту красоту в приемной. Каково же было наше разочарование, когда цветок начал умирать. Ребята изо всех сил старались спасти пеларгонию, применяли все знания об уходе за растениями: поливали, рыхлили, опрыскивали, обирали сухие листья и цветы. Но проблема была в том, что знания детей о цветах слишком обобщенные, они не осознавали, что каждый цветок индивидуальность и требует особого ухода и условий для жизни. Пеларгонию спаси не удалось, и мы с детьми сделали вывод о том, что мы что-то делали не так. У ребят возник вопрос: «А вдруг все цветы в нашей группе погибнут?» Чтобы этого не произошло мы решили создать паспорт для каждого цветка, живущего в нашей группе, где содержалась бы вся необходимая информация о растении и уходе за ним.

            Мы с напарницей сделали вот такие паспорта, которые несли лишь информацию, лишенную эмоциональности. А вот дети вместе с родителями создали такие паспорта, где провели аналогию между собой и цветком. Составили дома рассказ о цветке и о себе, с которым выступили перед всей группой. А двое из родителей принесли еще и отростки пеларгонии, за место погибшего цветка.

         В феврале прошлого года, мы с группой экологов начали реализовывать проект «Зеленый подоконник». Изучая необходимые условия для роста лука мы создали для луковиц четыре различных условия и наблюдали как растет в этих условиях лук.  

1-        Лук посажен в землю, поливается, стоит на солнце

2-        Лук опущен в воду, стоит на солнце (без земли)

3-        Лук посажен в землю, стоит на солнце (не поливается)

4-        Лук посажен в землю, поливается, нет доступа к солнцу (в закрытой тумбочке)

 Не буду рассказывать об этом исследовании подробно, так как все, наверняка, проводят его в своих группах. Скажу лишь о том, как на протяжении всего проекта поддерживался интерес детей к наблюдению за луком, и какие эмоции переживали ребята во время исследования. Наблюдая за детьми, проводившими это исследование, я заметила, что эмоциональный отклик вызвала у них лишь одна единственная луковица, попытайтесь догадаться какая?

            Через две недели после посадки они начали уговаривать меня поставить луковицу на солнце, чтобы она выздоровела, ребятам было ее очень жалко. Утром, только войдя в группу, каждый бежал заглянуть в тумбочку, жива ли еще бедная луковка. По многочисленным просьбам детей, мы начали проводить работу по спасению, не видевшей солнца луковицы.  Влияние солнца на жизнь и здоровье растений стало осознанным. За ростом других луковиц было обычное наблюдение, без эмоций, которое фиксировали в дневнике наблюдений. Даже луковица, не получавшая воду, не вызвала эмоций. «Она же не болеет, потом вырастет, когда польем»,- сказали мне дети.

        Когда мы с ребятами садили лук в ящичек я задала вопрос «можно ли из луковиц смастерить луковое дерево?», ответы были разные, кто-то говорил категоричное «нет», другие считали, что можно, но не знали как. Пообещала ребятам подсказать ответ, но лишь после того как они предложат мне свои варианты по решению этой проблемы, дома родители с детьми подумали, и на следующий день проблема была решена.

    Мы посадили лук в бутылку, и новая проблема как полить, вся вода стекает вниз, а земля остается сухой.  И снова я не даю готового ответа, но обещаю детям дать подсказку, лишь после того, как они предложат мне свои 3 варианта решения проблемы (хочу добавить, что часто в работе с детьми при решении возникающих проблем использую прием, который называю «3 варианта»). Лук еще на сутки остается не политым. Дети при помощи родителей, как всегда находят выход – бутылку с луком на пол часа замачиваем в ведре с водой - лук полит и должен начать расти, но в какую сторону, если луковка посажена боком? Все как один, уверенно говорят, что зелень лука будет расти в стороны (показывают поднятые в стороны руки).   Мне приходит в голову предложить детям еще один вариант посадки лука – в верх корнем, сразу обрезаю бутылку - садим. Спрашиваю: «А как будет расти зелень у такой луковицы?». Все показали руками в пол, Захар сказал, что может даже прорастет землю насквозь.

        По моей просьбе дети зарисовали свою гипотезу. Спустя время, когда лук вырос, а все наблюдения были отмечены в дневнике, я вновь попросила ребят нарисовать на листках как вырос наш лук. После раздала каждому его первый рисунок и попросила сравнить. Было такое недоумение (они уже забыли о первых рисунках), реакция была разной: кто-то пытался доказать, что рисунок не его, потому что он всегда знал, что растение тянется к солнцу, другие удивлялись почему сразу не догадались, ведь все так просто. В конце этого наблюдения дети сами подвели итог, сделали вывод не только о том, что все растения тянутся к свету, но и о том, что догадки и предположения не всегда могут быть правильными.

        А из рисунков мы решили сделать игру «Луковое лото», сделали сами, своими руками, вместе придумали правила, и поэтому она очень ценная и не даст нам забыть об этом исследовании.

   Так же в процессе реализации проекта мы с ребятами создали необычных травянчиков и оживили их. Хотела бы отметить, что когда травянчики были готовы и пришло время их полить – вода не впитывалась, а скатывалась по ткани мимо. Ребята, уже имея опыт особенностей полива лукового дерева, сразу сами догадались замочить травянчиков в тазик с водой. Я было рада тому, что опыт выращивания лука дети смогли применить к другим объектам.   Сейчас вы видите на экране процесс создания травянчиков.

        Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, то идеи для творческой группы «Клуб путешественников», чаще всего исходили от детей. Так в прошлом году мы путешествовали по разным уголкам России прошлого и настоящего, побывали в Японии и Англии, совершили морское путешествие, были в гостях у сказки. Иногда, вдруг, спонтанно возникший интерес детей менял все мои планы на предстоящую деятельность, приходилось на ходу перестраиваться, чтобы поддержать спонтанно возникшую игру. Так, например, я запланировала заинтересовать ребят такой новой техникой работы, как декупаж, совершить небольшое путешествие во Францию и выполнить декорирование бутылочек для духов. Но утром Данил, пришел в группу с самодельным мечем и сказал, что он самурай. Никто из детей не знал кто такие самураи и где они живут, но всем захотелось сделать себе такой же меч.    Помощник воспитателя по нашей просьбе нашла нам большую картонную коробку, все остальное для работы дети нашли в группе. Работа в группе кипела, и руководил ей Данил. На одном столе дети вырезали из картона мечи, на другом украшали их, каждый по своему желанию.   Если в начале работы на столе была только фольга и картон, то к завершению на столе был рабочий беспорядок: клей, цветная бумага, нитки, фломастеры и т.д. А чтобы узнать кто такие самураи, мы совершили путешествие в Японию и познакомились не только с самураями, но и с особенностями японского письма, даже сами попытались изготовить панно с иероглифами.  Изображали иероглифы краской ребята на ткани, и возникла проблема как же сделать так, чтобы ткань во время выставки держала форму. Перебирали разные варианты и приклеить к картону, и повесить на веревочку на прищепках. И снова я не дала готового ответа, но обещала детям дать подсказку, лишь после того, как они предложат мне свои 3 варианта решения проблемы. На следующий день Алексей принес в группу готовую рамочку из веток и целый пакет нарезанных веточек. С гордым видом он проводил мастер-класс для всех желающих.

         Подобные матер-классы формируют у детей способность самостоятельно осваивать материал, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми, развивает самостоятельность и инициативность.

         Итогом путешествия в Японию стали выставка японских иероглифов, самурайские мечи (сделанные своими руками, а значит имеющие особую ценность) и огромное количество положительных эмоций.    

          Создавая условия для свободного выбора детьми деятельности, я даю возможность ребятам самим изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями. Так во время морского путешествия за считанные минуты нашу группу было не узнать. Почти все включились в строительство корабля. Занимая роль наблюдателя, я незаметно вносила некоторые изменения в деятельность детей. Так, один вопрос: «А под каким флагом поплывет ваш корабль?» - способствовал созданию новой творческой подгруппы, которая взялась за изготовление Российского флага.  «А что на дне морском?», и дети начинают совещаться друг с другом, выбирать кто же будет дайвером. Таким образом, я веду работу по созданию условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

        Наш клуб путешественников на ковре-самолете летал по сказкам, дети встречались с разными сказочными героями, и решили придумать новых героев, которые нигде не встречались. Ребята, даже не подозревая, сделали себе не просто игрушки, а тренажер для развития мелкой моторики рук.

        Не с первого раза получалось крепко держать игрушечные глазки между пальцев, а ведь еще надо и диалог вести от лица своего персонажа. Ребята с удовольствием используют в играх самодельные игрушки и очень бережно к ним относятся. Данная работа также способствовала развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества, а еще и развитию мелкой моторики рук.

     Макет улицы города в нашей группе, со временем, потерял свой эстетический вид, и я попросила ребят помочь сделать новый макет. Ребятам предстояло продумать все этапы строительства, распределить свою деятельность, составить план работы чтобы достичь одной цели. Перед началом работы дети садились и зарисовывали символами, чем каждый из них, хотел бы заняться, и какие материалы ему понадобятся для работы. Затем планы вывешивались на доску, и авторы схожих по содержанию работ объединялись в подгруппы: одни занимались освещением города, другие – озеленением, третьи непосредственно строительством. В результате каждый занимался тем, чем он сам запланировал и в группе с теми, чьи интересы совпадали с его личными.  Как вы видите на фото, дети довольны результатом совместной деятельности.

       Мы с ребятами любим фотографироваться и фотографируемся много, я дома на принтере распечатываю фотографии и приношу их в группу показать детям.  Хранили фотографии мы в обычной мультифоре, не было у нас альбома. И вот, совершив путешествие в Англию, мы узнали, что у англичан есть очень необычная техника оформления семейных или личных фотоальбомов, называется «Скрапбукинг». Ребята сами предложили, что для наших фотографий не надо покупать готовый альбом, а захотели сделать его самим, красивый, необычный и оригинальный. Перед началом самостоятельной деятельности мы с ребятами обсудили план работы. Если бы мы не начали с планирования, то наш замысел был бы обречен на провал. Объясню почему, увидев образцы оформления фотографий в технике «скрапбукинг», глаза детей загорелись, и они готовы были тут же схватить фотографии, ножницы, клей, бумагу, казалось, что все можно сделать очень просто и быстро. Но, начав задавать такие вопросы как «Сколько у нас фотографий? Можно ли все изображения на фотографиях разделить по темам? Сколько фотографий возможно поместить на один лист, чтобы осталось место для украшения?» и т.д. Обсудив все рабочие моменты, и составив план-схему работы, ребята поняли, что нужно серьезно подготовиться к работе. В течение недели мы собирали различные украшения: бантики, кружева, бусины, пуговицы, ленточки, салфетки и многое другое. Находили в группе, покупали, приносили из дома. Разбирали фотографии по изображенным сюжетам, подбирали к ним основной фон. Все материалы складывались на общий стол. Когда все приготовления были завершены ребята приступили к оформлению листов для будущего альбома. Эта работа была полностью самостоятельной, и я могла бы занимать позицию наблюдателя, но удержаться в стороне просто не смогла. Вы не представляете насколько это творчество было заразительным, я тоже подсела к детям, и сама оформила один альбомный листок. Если вы посмотрите наш альбом, то увидите, что у детей получилось лучше, чем у меня. Каждый лист – это воплощение детской фантазии и творчества. В любое время мы можем рассматривать страницы альбома, вспоминать и рассказывать о самых ярких и эмоциональных событиях, пережитых вместе. И работа по оформлению альбома будет продолжаться по мере появления новых фотографий, до самого окончания детьми детского сада.  

     Все детские работы выставлялись в ИЗО уголке, кроме того я заботилась о том, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в группе способствовала творческому движению, поэтому, там же, рядом с выставкой, предоставлялись, образцы возможной работы, заботилась о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов, для всех желающих продолжить работу, и чтобы дети при желании могли создать такие же поделки. В таких случаях на помощь в изготовлении работ приходила не я, а дети, уже имеющие опыт в этой работе. Это и есть, на мой взгляд, признаки проявления самостоятельности: внимание, заинтересованность ребенка в определенной деятельности, умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность и рассказывать о ней другим участникам деятельности.

             Конечно же, не оставались в стороне родители, они помогали нам в подготовке материала для поделок, подсказывали детям идеи, о том какие сувениры можно создать по обсуждаемой теме. А иногда даже дома вместе с детьми клеили, рисовали, мастерили и приносили готовую работу в группу.

       Самые интересные творческие работы детей я с согласия родителей отправляю на конкурсы и нередко мои ребята занимают призовые места, дети очень радуются и стремятся к новым победам, у них формируется высокая самооценка и ориентация на успех в достижении цели.

        Организации самостоятельной деятельности детей, я отвожу большое количество времени в течение дня. Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-развивающую среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Педагогический опыт по теме: Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством игры с неоформленным материалом.

  Проблема формирования у детей инициативности и самостоятельности  была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольн...

Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей на основе знакомства с русским народным творчеством»

Сейчас, как никогда важно,   прививать детям  интерес к народной культуре: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции. В настоящее время наши ...