Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
материал по рисованию по теме

Галуцких Марина Лукьяновна

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Нестабильность социально – экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи, - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей,  «социальных» сирот.  

Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально-реабилитационных учреждений  для несовершеннолетних, которая включает 14 социально - реабилитационных учреждения для несовершеннолетних: 1 областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и 13 муниципальных социально-реабилитационных учреждений.

  ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» был открыт в 1999 году в городе Белгороде, основные задачи деятельности Центра: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,  комплексная реабилитация семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, коррекция социально педагогической запущенности.

Основными проявлениями социальной запущенности в дет ском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной реф лексии, трудности в овладении социальными ролями.  Педагогическая запущенность обусловлена несформированностью ребенка как субъекта учеб но-познавательной, игровой и других видов деятельности. Не успеш ность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в социуме.

Кроме выше перечисленного социально - педагогически запущенные дети, так же  не имеют опыта изобразительной деятельности,  и не владеют элементарными знаниями сенсорных эталонов, некоторые из них никогда не держали в руках карандаши, тем более краски или мелки. У большинства детей недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти. У детей неполные, а порой искажённые представления об окружающей действительности, их опыт крайне беден, познавательные психические процессы развиты ниже возрастной нормы.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведётся по разным направлениям: защита законных прав ребёнка, восстановление физического и психического здоровья,  коррекция школьной дезадаптации, развитие личности ребенка.                                            

          Я работаю воспитателем в Областном социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних  с первого года его открытия в группе дошкольного и младшего школьного возраста. Направление моей коррекционной работы является развитие творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности через занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

        Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития всех психических процессов и поэтому развитие детского творчества является одной из главных задач дошкольного воспитания. Проблема развития детского творчества становится всё более актуальной, так как этот вопрос в современной педагогической науки ещё недостаточно изучен. А. Е. Флерина говорила о том, что: «в практике работа с детьми  носит узко дидактический характер, который направлен в основном на формирование изобразительных  умений и навыков». Л.С. Выготский писал: « Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».  Так же Л.С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве - искренность. Так считал  Б. М. Теплов в своей работе «психологические вопросы художественного воспитания». Это условие удовлетворяет творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять».

           В теории и практике наиболее освещены вопросы по обучению техническим навыкам рисования, аппликации, лепки, наименее  изучены вопросы касающееся развития творчества и уж совсем мало изучена работа развития и обучения в реабилитационном центре. Это и определило тему моего исследования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе продуктивной деятельности на основе нетрадиционных техник изображения в условиях социально реабилитационного центра» и дальнейшего обобщения опыта по этой теме.  

        Детское творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития  индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций. Под этим понятием определяется деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свои творческие способности.

           Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и применение их на практике. На мой взгляд, развитие творческих способностей составляет важную задачу процесса реабилитации воспитанников, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. Способности проявляются тогда, когда ребёнок проявляет личную заинтересованность в деятельности. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях СРЦ является открытые искренние работы. Основной задачей творческой деятельности является развитие эстетических чувств, эстетических представлений, эстетических взглядов на мир; научить детей создавать своими руками рисунок, аппликацию, лепную работу; предоставить детям, познать радость творчества, получить положительный эмоциональный заряд. Занятия  изо-деятельности в Центре, помимо обучающих задач, помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

         Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей. Я заметила что некоторые дети выполняя задание, делают это как-то по особенному, не по шаблону, а проявляя свой творческий потенциал. При этом, почти у всех детей изобразительные умения находятся на низком уровне. Мною были поставлены цели – обучить техническим изобразительным навыкам, поднять уровень развития творчества детей. С вытекающими конкретными задачами:

                  1. обучающими

- формирование специальных знаний по изобразительной деятельности, знаний сенсорных эталонов;

- формирование технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;

                 2. воспитывающими

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям,

- формирование художественного вкуса, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию природы,

- расширение представлений об окружающем мире;

                 3. развивающими

- развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии;

- развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления;

- развитие умения анализировать и давать оценку своей работе;

- развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

              Работа в социально-реабилитационном центре имеет свою специфику:   разновозрастной состав реабилитационных групп, ограниченные временные рамки пребывания детей, динамичность состава  реабилитационной группы. Занятия по типовым программам воспитания и обучения в ДОУ  не совсем  подходили для работы в условиях Центра.  Требовалась новая методика общения с детьми, другие способы объяснения, показа, пояснения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности. Поэтому много лет приходилось опробировать  разные формы и методы работы с детьми, учитывая специфику реабилитационного Центра и контингента воспитанников.

             Появился ряд вопросов: как организовать продуктивную деятельность детей, как руководить процессом, как заинтересовать детей? Как понимать и оценивать рисунки? Как развивать художественные способности детей и видеть в каракулях искренние рисунки?

Я пришла к выводу, что больше внимания нужно было  уделить психологическому аспекту. Так как дети, проживающие в Центре, относятся к категории «проблемных детей», у них неустойчивая самооценка, они чувствуют себя беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции. Решение задач творческого развития несовершеннолетних, на мой взгляд, должно идти параллельно  с  восстановлением психического здоровья ребенка,   детского доверия, уверенности ребенка в собственных силах.

Мною был разработан цикл коррекционных занятий по развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности в условиях реабилитационного центра. При подборе материала я обращалась к типовой программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, добавляя элементы программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой и программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой. В итоге занятия были оптимизированы к условиям работы в реабилитационном центре. Дети постепенно овладевали навыками работы с различными инструментами, изобразительными материалами, осваивали разные приёмы рисования, лепки, аппликации.

     Работа по развитию творческих способностей включает в себя 3 этапа.

      Первый этап – диагностический.

При поступлении ребёнка в реабилитационную группу проводится первичная диагностика умений и навыков детей. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важных педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

     Для получения объективной картины развития творческих способностей и умений детей, мною были разработаны критерии оценки уровня сформированности навыков  для каждого вида творческой деятельности.

    Рисование:

- умение свободно держать фломастер, кисть, карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.  Использовать акварельные краски при рисовании.

- знание  основных цветов и оттенков (розовый, голубой, серый)

- умение изображать предметы разной формы: округлой, прямоугольной, и предметы, состоящие из комбинации разных форм и линий: неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.

- умение передать сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (сад, елочки в лесу) или изображать разнообразные предметы.

   Лепка:

- умение лепить из целого куска пластилина, комбинированным и конструктивным способом

-умение лепить ленточным способом

-умение использовать приём оттягивания из цело куска, соединяя детали способом прижатия и заглаживания  

- умение украшать изделия налепами

- умение выразительно  передавать в лепке образы объектов окружающего мира, изображать индивидуальные и характерные признаки

- умение  создавать предметы, состоящие из 2-3 частей.

Аппликация:

-умение резать по прямой линии, перерезать квадрат, срезать углы, делать косой срез, вырезать округлую форму из квадрата

-умение правильно пользоваться ножницами, кисточками для клея и салфетками

-умение составлять узоры из квадратов, кругов, чередуя их по цвету, выполнять пейзажные композиции тематическую аппликацию

- умение самостоятельно  складывать на листе предварительно вырезанные детали в определенной последовательности.  

- умение намазывать детали клеем и распределять на листе.

-умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам или по собственному желанию

-знание базовых форм в оригами

- умение пользоваться приёмами техники оригами : сгибание, складывание, надрезание

Конструирование:

- знать, называть, использовать детали строительного материала.

- уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.

- умение изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

-умение различать части постройки по величине (большая – маленькая, узкая –  широкая.)

- умение работать с природным материалом, создавать сюжетные композиции        

       Оценка уровня творческого развития несовершеннолетних по каждому критерию  осуществляется  по 10 бальной системе:

от 0 до 3 баллов - низкий уровень развития;

от 3 до 6 баллов – средний уровень развития;

от 6 до 10 баллов – высокий уровень развития;

      Анализ первичной диагностики показывает, что большинство воспитанников реабилитационной группы (85%)  не имеют опыта работы с изобразительными материалами, не владеют сенсорными эталонами, у детей слабо развиты художественно-творческие способности). У  13 % воспитанников, диагностировался средний уровень развития творческой деятельности, переступив порог реабилитационного центра, они имели опыт взаимодействия с изобразительными материалами, но данная деятельность носила случайный характер, рисунки детей носили шаблонный характер.

      Как правило, низкий уровень развития художественно-творческих навыков отражается на мотивационной сфере детей, они уверены в своей неудачи и избегают незнакомый вид деятельности.

      Данные первичной диагностики служат основой для планирования занятий по изо - деятельности.  В процессе подготовки занятий я учитываю индивидуальные способности и возрастных особенностей детей.

         Второй этап работы по развитию творческих способностей включает в себя проведение цикла занятий.

      На занятиях я применяю традиционные и нетрадиционные техники, которые способствуют скоординированности руки и глаза, овладению техническими умениями. В своей работе я ориентируюсь на интересы и возможности каждого ребёнка. Психофизические особенности малышей - неутолимая потребность в новых впечатлениях, любознательность, желание экспериментировать, постоянный поиск контакта со взрослыми и сверстниками - способствуют тому, что занятия продуктивной деятельностью становятся для детей данной возрастной группы источником радости, как при активном постижении окружающего мира, так и при самостоятельной созидательной работе. Организовывая процесс познания, выстраиваю цикл занятий по принципу: от действия по образцу- к самостоятельному творческому поиску. В свою очередь это пробуждает стремление детей к переходу от репродуктивных видов деятельности к творческим. Занятия постепенно усложняются, обеспечивая последовательное овладение детьми техническими знаниями и умениями. Как правило, я использую  неординарные формы организации занятий, дети занимаются сидя за столами, на полу, лёжа на ковре, они могут отойти от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.. Всегда радостно воспринимаются игровые приёмы, различные пальчиковые игры, особенно дошкольники любят появление сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Не одно занятие не проходит без  художественного слова (стихи, загадки). Стараюсь атмосферу на занятиях приблизить к непринуждённой, без жёстких дисциплинарных мер, зажимающих детей, снижающих их свободу и творческий потенциал. К каждому занятию подбираются  музыкальные произведения, позволяющие ребенку постичь передаваемый объект   на эмоциональном уровне.  Любая тема занятия предполагает несколько видов как когнитивной, так и креативной деятельности, что особенно важно для детей, длительное время находившихся в ситуации сенсорной, а порой и эмоциональной депривации.

          Несмотря на то что, наши воспитанники делают первые шаги в художественном творчестве, я считаю важно знакомить детей с традиционными и нетрадиционными  приемами изображения, сочетая с другими видами искусства: музыкой, художественным словом, живописью.

        Нетрадиционные приемы позволяют решить несколько задач: сформировать устойчивый интерес к изодеятельности, развивать воображение и творческие возможности детей, формировать позицию созидателя удовлетворенного результатами своего труда, способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению детских впечатлений.           Интегрируя изодеятельность с музыкой и литературой, применяя интерактивные формы и методы обучения, используя различные художественные приемы и техники, на занятиях по изодеятельности  дети создают художественный образ, близкий их восприятию.  При восприятии  образа через различные виды искусства, воспитанники  познают и отражают окружающий их мир, ближнего, самих себя.  На занятиях с использованием нетрадиционных техник и приёмов, дети непросто копируют предложенный  образец, а наблюдают за способом действия с нетрадиционным материалом.

          Аппликация в технике «коллаж», обрывом, рисование пальчиками, лепка из опилок, солёного теста развивают мелкую моторику рук. Рисование на морских камешках и мыльным раствором гуаши развивает глазомер, воображение. Рисование «точечной живописью», «монотипия» развивает композиционное решение, цветоощущение, воспитывает усидчивость.

В летний период в работе с детьми соединяю изо-деятельность с элементами гарденотерапии. Дети с удовольствием собирают цветы и травы, семена, косточки, шишки, желуди, каштаны. Все это высушивается и хранится в бумажных конвертах и коробочках. Работая с природным материалом, дети испытывают неподдельный восторг и восхищение, создавая своими руками самолетики, бабочек, жучков. Создание декоративных поделок из природного материала позволяет быть ближе к природе. «Живой» материал передает не только цвет, фактуру, запах, но и настроение, успокаивает и умиротворяет. А всё вместе это стимулирует детское творчество, обеспечивает положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества. Позволяет работать коллективно, сближает детей, развивает навыки культуры общения.

Важным моментом формирования детского творчества является создание востребованности детских работ. «Жизнь» поделки, рисунка, аппликации не заканчивается после занятия. Все работы используются для украшения группы, сюжетных игр, инсценировок. К тематическим праздникам организовываются выставки детских работ, коллажи. Многие детские работы принимаем участие в различных творческих конкурсах.

        Отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому, я использую систему творческих игр, игр-фантазий («Живописец», «Волшебные трафареты», «Загадочные палочки», «Составь натюрморт», «Осминожки» и др.), которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять. Так же я  разработала серию дидактических игр, творческих заданий.  Например дидактическая игра « Собери букет» цель игры: научить детей различать холодные и тёплые оттенки цветовой гаммы. Игра «Волшебные верёвочки» направлена на развитие воображения и мелкой моторики рук.

Особое внимание нужно уделять анализу детских работ. Я стараюсь оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении сего прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер.

        С целью получения данных о результативности, проведенной коррекционно-развивающей работы  проводится повторная диагностика (третий этап работы). Оценка уровня развития воспитанников осуществляется по раннее указанным критериям.  Диагностические данные контрольной диагностики свидетельствуют, что у 65 % показатели развития творческих способностей и технических умений находятся выше, чем при поступлении, дети владеют сенсорными эталонами, называют цвета и оттенки, геометрические формы, смешивают краски. На занятиях и в свободной деятельности пользуются традиционными и нетрадиционными приемами изобразительной деятельности. Нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении и творческой деятельности, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного раскрашивания с аппликацией из доступного материала или лепкой из солёного теста. Дети с нетерпением ожидают эти занятия.          

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях СРЦ является открытые искренние работы. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Галуцких Марина Лукьяновна – воспитатель ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Занятие по рисованию "Зимняя сказка"


Цель:

  1. Способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей.
  2. Развитие эмоционального восприятия окружающего мира, чуткого отношения к музыкальному образу.
  3. Воспитывать у детей наблюдательность. Воспитывать умение видеть красоту снежинки,  любоваться её красотой.
  4. Учить рисовать снежинку.  Видеть красоту рисунка выполненного одним цветом.
  5. Продолжать работу над расширением и закреплением словарного запаса детей.

Предварительная работа:

 Наблюдение за снежинками, их рассматривание на прогулке; рассматривание  иллюстраций; чтение стихов, загадок, рассматривание зимних пейзажей.

Материалы и оборудование:

 шаль со снежинками, кассета со звуковыми фрагментами (явления природы: вьюга, пурга), кассета с записями «Колыбельной», «Вальса».

Ход занятия

1. вводная часть

– Здравствуйте ребята. Сегодня…

– Ребята, а скажите какое сейчас время года? (Зима.)

– А какие приметы зимы вы знаете? (Лежит снежок, дни холодные, дуют холодные ветры).

– Как можно назвать погоду, когда идёт снег? (Снегопад, вьюга, метель, пурга.)

– Ребята, а вы слышали, как воет вьюга? Давайте мы с вами послушаем (прослушивание звукового фрагмента  вьюги, пурги).

– А сейчас мы с вами сами изобразим, как воет вьюга.

– Ж-ж-ж или у-у-у.

– Спасибо. А сейчас я вам расскажу сказку, послушайте:

Жила-была бабушка-вьюга, была у неё большая и красивая пуховая шаль, украшенная снежинками. Ночью снежинки отдыхали у бабушки-вьюги на шали (играет «Колыбельная»).

Когда бабушка-вьюга просыпалась, она встряхивала свою шаль и тогда снежинки разлетались по зимней поляне в танце (звучит «Вальс»).

– А теперь давайте и мы с вами представим себя снежинками:

«Снежинки» (в темпе вальса)

Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Снежком запорошим.
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.

Дети представляют себя танцующими снежинками, под музыку имитируют движения.

– Посмотрите, ребята, все снежинки разлетелись, и шаль бабушки-вьюги осталась без узоров. И совсем не такая красивая, как была.

2. основная часть

– Вот сейчас мы с вами будем рисовать снежинку для шали бабушки-вьюги.

– Сначала давайте мы с вами прорисуем снежинку в воздухе: проведём линию сверху вниз, затем слева направо. Затем с левого верхнего угла проведём до середины, а от середины вниз. Также с правого верхнего угла до середины и вниз.

– А сейчас мы будем рисовать на голубом фоне, и рисовать будем белой гуашью.Возьмите в руки кисточки, приступим к работе.

Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает индивидуально каждому ребёнку, нарисовать свой неповторимый узор.

3. заключительная часть

Выполнив работу, дети украшают своими снежинками шаль бабушки вьюги.

– Вот какая красивая шаль стала у бабушки-вьюги. Сколько красивых снежинок. Бабушка-вьюга очень обрадуется.

Снег пушистый, серебристый                                                                                        Мягким стелется ковром.                                                                                                                  И снежинки, как пушинки,                                                                                                     Вьются весело кругом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...

Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...

Перспективный план обобщения опыта на тему «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рис...

Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей на основе знакомства с русским народным творчеством»

Сейчас, как никогда важно,   прививать детям  интерес к народной культуре: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции. В настоящее время наши ...

Обобщение педагогического опыта по теме Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллект...