Обобщение опыта:"Психолого – педагогическое сопровождение подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
материал
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение
системы социального обеспечения системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Обобщение опыта по теме:
«Психолого – педагогическое сопровождение подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»
Подготовила:
Парфенова Людмила Алексеевна
педагог-психолог ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-
реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Белгород, 2018 год
Тема: Психолого – педагогическое сопровождение подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Условия возникновения и становления опыта
С августа 2013 года я работаю педагогом – психологом в отделении ранней профилактики семейного неблагополучия, семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей – сирот, детей оставшихся без попечения и лиц из их числа «Областного социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних» с детьми дошкольного возраста.
В Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних проживают дети в возрасте от 3 до 18 лет. Личная история у воспитанников каждая своя. Основной контингент - дети с непростыми судьбами. Есть среди них и такие, которые при живых родителях оказываются брошенными, лишенными любви, заботы и поддержки близких. Основные причины, по которым органы опеки вынуждены прибегать к крайним мерам (изъятие несовершеннолетнего из семьи) – алкогольная зависимость у родителей, ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, жестокое обращение с детьми. Такие семьи ставятся на учет и находятся под постоянным контролем государственных организаций. Несовершеннолетний, изъятый из неблагополучной семьи, на время определения дальнейшего жизнеустройства помещается в наш Центр. Лучшим вариантом для ребенка является возвращение в кровную семью, но когда не предоставляется такая возможность, то по решению суда воспитаннику присваивается статус - оставшийся без попечения родителей. Такие дети становятся социальными сиротами. Также среди воспитанников нашего Центра есть дети, потерявшие самых близких людей (родителей, опекунов) из-за их преждевременного ухода из жизни. Эти несовершеннолетние тоже относятся к детям – сиротам.
Как помочь таким детям не потерять себя, принять реальность, найти внутреннюю опору и силы, чтобы строить собственное будущее? Каждый ребенок мечтает о семье и хочет быть нужным, любимым и значимым для тех, кто готов стать постоянным взрослым, сопровождающим его по жизни.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы, уважения и поддержки.
С 2014 года мною ведется работа по подготовке детей дошкольного возраста в замещающую семью. Данный практический опыт лег в основу программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в замещающую семью «На пороге новой жизни».
Актуальность программы
Приоритеты семейного воспитания являются очевидными, его актуальность и первостепенность закреплены в ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, где определено, что ребенок, оставшийся без родительского попечения, подлежит передаче на воспитание в замещающую семью. Основной ориентир государственной политики в сфере защиты детства – обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение и внедрение новой модели развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность данной программы определяется необходимостью снижения риска вторичного сиротства, которое становится необратимой травмой для ребенка.
Цель программы: создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей семье.
Задачи программы:
- снижение тревожности и развитие базового доверия;
-формирование позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств;
-формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе;
-формирование навыков адекватного ролевого поведения в различных ситуациях.
Ведущая педагогическая идея – создание комплексной системы социально-психологического сопровождения детей дошкольного возраста, направленной на формирование здоровых представлений о семье у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отреагирование травматичного опыта жизни в кровной семье, проектирование позитивных представлений о будущем, повышение уровня социализации воспитанников.
Наличие теоретической базы
Теоретической основой опыта послужили исследования современных отечественных педагогов и психологов по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в замещающей семье (И.В. Дубровиной, Ж.А. Захаровой, М.В. Капилиной (Пичугиной), В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Т.Д. Панюшевой, Л. Петрановской, Г.В. Семья, Н.О. Сучковой, H.H. Толстых и др.).
Новизна заключается в трансформации опыта организации групповых форм работы детских домов (центров социализации и развития) по подготовке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью к условиям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Этапы работы над опытом
1 этап – подготовительный Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки детей в замещающие семьи. В частности, ознакомление с представлениями отечественных и зарубежных психологов об особенностях детско-родительских отношений, формировании привязанности у детей. Пройден курс повышения квалификации по теме: «Организация работы с замещающими семьями» в ФГАОУДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва, 2014 г.).
2 этап - экспериментальный Разработан и апробирован цикл индивидуальных занятий по подготовке детей дошкольного возраста в замещающую семью, послуживший основой программы «На пороге новой жизни».
3 этап – рефлексивно-обобщающий Проведены: объективное оценивание процесса и результата психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в замещающую семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста.
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Для предупреждения негативных последствий п...
Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особе...
Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"
Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г.
Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г....