Обобщение опыта:"Психолого – педагогическое сопровождение подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
материал

Парфенова Людмила Алексеевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_zam_semya_na_sayt.docx184.52 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение

системы социального обеспечения системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Обобщение опыта по теме:

«Психолого – педагогическое сопровождение подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

H:\работа\ПАРФЕНОВА Л,А,\ПЕСОК\Фото019.jpg

                 H:\работа\ПАРФЕНОВА Л,А,\ПЕСОК\Фото006.jpgH:\работа\ПАРФЕНОВА Л,А,\ПЕСОК\Фото013.jpg

                                       

     

                                        Подготовила:

                                                               Парфенова Людмила Алексеевна

                                                                 педагог-психолог ОСГБУСОССЗН

                                              «Областной социально-

                                                   реабилитационный центр                                                                  

                                                    для несовершеннолетних»

Белгород, 2018 год

Тема: Психолого – педагогическое сопровождение подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Условия возникновения и становления опыта

С августа 2013 года я работаю педагогом – психологом в отделении ранней профилактики семейного неблагополучия, семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей – сирот, детей оставшихся без попечения и лиц из их числа «Областного социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних» с детьми дошкольного возраста.

В Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних проживают дети в возрасте от 3 до 18 лет. Личная история у воспитанников каждая своя. Основной контингент - дети с непростыми судьбами. Есть среди них и такие, которые при живых родителях оказываются брошенными, лишенными любви, заботы и поддержки близких. Основные причины, по которым органы опеки вынуждены прибегать к крайним мерам (изъятие несовершеннолетнего из семьи) – алкогольная зависимость у родителей, ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, жестокое обращение с детьми.  Такие семьи ставятся на учет и находятся под постоянным контролем государственных организаций. Несовершеннолетний, изъятый из неблагополучной семьи, на время определения дальнейшего жизнеустройства помещается в наш Центр. Лучшим вариантом для ребенка является возвращение в кровную семью, но когда не предоставляется такая возможность, то по решению суда воспитаннику присваивается статус - оставшийся без попечения родителей. Такие дети становятся социальными сиротами. Также среди воспитанников нашего Центра есть дети, потерявшие самых близких людей (родителей, опекунов) из-за их преждевременного ухода из жизни. Эти несовершеннолетние  тоже относятся к детям – сиротам.

Как помочь таким детям не потерять себя, принять реальность, найти внутреннюю опору и силы, чтобы строить собственное будущее? Каждый  ребенок  мечтает  о  семье  и хочет  быть  нужным, любимым  и  значимым  для  тех,  кто  готов  стать  постоянным  взрослым, сопровождающим  его  по  жизни.

Семья – наиболее  благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы,  уважения и поддержки.

С 2014 года мною ведется работа по подготовке детей дошкольного возраста  в  замещающую семью. Данный практический опыт лег в основу программы   индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в замещающую семью «На пороге новой жизни».

Актуальность программы

 Приоритеты семейного воспитания являются очевидными, его актуальность и первостепенность закреплены в ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, где определено, что ребенок, оставшийся без родительского попечения, подлежит передаче на воспитание в замещающую  семью. Основной ориентир государственной политики в сфере защиты детства – обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение и внедрение новой модели развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность данной программы определяется необходимостью снижения риска вторичного сиротства, которое становится необратимой травмой для ребенка.

Цель программы: создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей семье.

Задачи программы:

- снижение тревожности и развитие базового доверия;

-формирование позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств;

-формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе;

        -формирование навыков адекватного ролевого поведения в различных ситуациях.

Ведущая педагогическая идея – создание комплексной системы  социально-психологического сопровождения детей дошкольного возраста,  направленной  на формирование здоровых представлений о семье у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отреагирование травматичного опыта жизни в кровной семье, проектирование позитивных представлений о будущем, повышение уровня социализации  воспитанников.

Наличие теоретической базы

 Теоретической основой опыта послужили  исследования современных отечественных педагогов и психологов   по  подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  к проживанию в замещающей семье (И.В. Дубровиной, Ж.А. Захаровой, М.В. Капилиной (Пичугиной),  В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Т.Д. Панюшевой, Л. Петрановской,  Г.В. Семья, Н.О. Сучковой, H.H. Толстых и др.).

 Новизна заключается в трансформации опыта организации групповых форм работы детских домов (центров социализации и развития) по подготовке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью к условиям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

   Этапы работы над опытом 

   1 этап – подготовительный Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки детей в замещающие семьи. В частности, ознакомление с представлениями отечественных  и зарубежных психологов об особенностях детско-родительских отношений, формировании привязанности у детей. Пройден курс повышения квалификации по теме: «Организация работы с замещающими семьями» в ФГАОУДПО «Академия повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва, 2014 г.).

2 этап - экспериментальный Разработан  и апробирован  цикл индивидуальных занятий по подготовке детей дошкольного возраста в замещающую семью, послуживший основой программы «На пороге новой жизни».

3 этап – рефлексивно-обобщающий Проведены: объективное оценивание процесса и результата психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в замещающую семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста.

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада.  В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Для предупреждения негативных последствий п...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г.

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г....