Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Милованова Светлана Владимировна

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявление и развитие интеллектуального потенциала личности каждого ребенка и помощь детям, имеющих интеллектуальные способности.

Данная  программа предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие: логического мышления детей старшего дошкольного возраста,  визуально-пространственных и кинестетических навыков у детей; формирование  способности анализировать, комбинировать и преобразовывать, рассуждать и делать выводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Медвежонок» г.Тамбов

 

 Развивающая психолого-педагогическая программа

«Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Милованова Светлана Владимировна педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад  «Медвежонок»

Содержание

Актуальность  

Вид программы и описание участников программы                    

Цели и задачи программы                                                              

Научные, методологические и методические основания программы                                                                                      

Обоснование необходимости реализации программы                  

Программные мероприятия                                                            

Календарно-тематический план                                                            

Используемые методики и технологии, диагностический инструментарий    (со ссылкой на источники )                                                                        

Список литературы                                                                      

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания

на участие в освоении программы                                                

Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы                                        

Сферы ответственности, основных прав и  обязанностей участников программы                                                                

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы                                                                                                            

Сроки и этапы реализации программы                                            

Ожидаемые результаты реализации программы                          

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы                                                                                    

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Сведения о практической апробации

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявление и развитие интеллектуального потенциала личности каждого ребенка и помощь детям, имеющих интеллектуальные способности.

Данная  программа предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие: логического мышления детей старшего дошкольного возраста,  визуально-пространственных и кинестетических навыков у детей; формирование  способности анализировать, комбинировать и преобразовывать, рассуждать и делать выводы

Актуальность темы

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.  Инициатива обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых детей и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».

Сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен большим потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.  Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.  Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.

Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Важными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития интеллектуальных способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с детьми, имеющими интеллектуальные способности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

              Вид программы: развивающая психолого-педагогическая, направленная на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала воспитанников.         

  Участники реализации программы

  Руководители:

- заведующий ДОУ

- заместитель заведующего

  А так же:

- воспитанники детского сада 6-7 лет

- родители детей

- педагоги ДОУ

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 35 минут.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по интеллектуальному развитию детей 6-7 лет. Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, памяти, восприятия, воспитание нравственно-волевых качеств.

На каждом занятии проводится ритуал приветствия. Он создает положительный настрой на предстоящую деятельность, учит детей слушать педагога, радоваться своим успехам, адекватно реагировать на ошибки.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях», работа с «Волшебными квадратами» Воскобовича, игра «Танаграм», игры-задания на трансфигурацию. Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: приветствие, проблемная ситуация, игры и упражнения по теме, работа в тетради, рефлексия.

Для детей   в первой части занятия представлены более сложные упражнения и задачи в виде чертежа, рисунка, схемы.

Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств. 

 Вторая часть занятия - компьютерные задания. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 6 - 7 лет - 15 минут, что отвечает правилам и нормам СанПиН.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития детей, имеющих интеллектуальные способности, их самореализации.

Задачи программы.

  1. Создать систему раннего выявления и отбора детей, имеющих интеллектуальные способности, поиск и систематизация методов диагностики.

  2.     Развивать интеллектуальные способностей и познавательную активности: любознательность, интерес к учебной деятельности, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение и фантазию.

3.  Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

4.   Создать условия, способствующие организации работы педагогов с детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных возможностей.

5.    Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

6.  Обмен опытом педагогов по работе с детьми, имеющих интеллектуальные способности на муниципальном и региональном уровне.

Научные, методологические и методические основания программы

Первые упоминания о практической одаренности (политиков, военачальников и др.) встречаются у Аристотеля, но предметом серьёзных исследований это стало только в XX веке. Впервые экспериментальные исследования по данной проблеме были проведены английским антропологом Френсисом Гальтоном. Его заслуга состоит в том, что он первым разработал исследовательскую программу, ориентированную на изучение уровня одаренности, которая была опробована им в 1884 году. К числу первых работ в этой области исследования в нашей стране относятся исследования Г.И. Россолимо. В своей работе «План исследования детской души» (1906) он представил первую в отечественной психологии схему наблюдения за ребенком. Этим учёным была создана система диагностики. В последующие годы данной проблемой в области продуктивного мышления занимались западноевропейские и американские психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Р. Майер, Л. Секкей, П. Торненс. В отечественной психологии данное направление представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.В. Брушинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, Ф.М. Матюшина, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других. Изучение умственной одаренности, как интегративной личностной характеристики было предпринято известными советскими психологами Н.С. Лейтес, Д.Б.Богоявленской. В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и други [2].

Выделяют несколько видов одаренности, но преимущественно в публикациях речь идет об исследовании интеллектуальной.

Интеллектуально одаренный ребенок – ребенок, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и на длительное время погружающийся в то или иное занятие, охотно и легко учащийся, выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли.

Обоснование необходимости реализации программы

Реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, имеющего интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста» необходима для выявления  детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Перечень и описание программных мероприятий

Реализация программы осуществлялась в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей.

Участники

Мероприятия

Воспитанники

  • Использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий (ТРИЗ, РТС);
  • Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по развитию логического мышления, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.
  • Работа по индивидуальным планам.
  • Исследовательская деятельность.
  • Творческие мастерские. Кружки по интересам.

Педагоги

  • Консультации «Что такое одаренность», «Учет индивидуальных особенностей при работе с одаренными детьми»
  • Выступление на педсовете «Портрет интеллектуально одаренного ребенка»
  • Психологические консультации, тренинги

Знакомство педагогов с индивидуальными особенностями детей, имеющими интеллектуальные способности.

Родители

  •  Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим интеллектуальные способности
  • 2 Чтение научно-популярных циклов лекций по проблемам развития одаренных

детей.

  • 3 Подбор научной и практической литературы для родителей.
  • 4. Размещение материала по проблеме в уголке для родителей.
  • 5. Изготовление буклетов «Мой одаренный ребенок. Советы психолога».
  • 6. Размещение информации по данной теме  на сайте учреждения

Календарно-тематическое планирование занятий  с детьми 6-7 лет

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

                     Сентябрь

1неделя

Занятие №1

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи

Развивать логическое  и пространственное мышление, память,  восприятие формы, величины.

11.Упражнение « Веселое путешествие мышонка»

2.Упражнение «Ребус»

3.Упражнение «Секретная паутина»  (Игры «Мерсибо»)

  СД- 001 часть1
1. Задание1.Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие пространственного мышления.

Занятие №2

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.. Упражнение «Логическая цепочка»

2.Упражнение «Случайная фигура» (Игры «Мерсибо»)

 

СД- 002
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

2неделя

Занятие №3

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение

«Загадочный шкаф»

2.Упражнение

« Загадки и отгадки»

3.Упражнение «Близкие родственники» (Игры «Мерсибо»)

СД- 003
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №4

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.  Упражнение

« Рассеянный художник»

2.Упражнение «Загадки-заплатки» (Игры «Мерсибо»)

СД- 004
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие пространственного мышления.

3 неделя

Занятие №5

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. .Логические задачи «Мальчики и девочки»

2.Упражнение «Недостающее звено»

СД- 005
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Занятие №6

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи «Общее название»

2.Упражнение «Подходящие слова»

СД- 006
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

4 неделя

Занятие №7

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи «Подходящая пара»

2.Упражнение «Страшное животное»

СД- 007
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №8

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

  1. Упражнение «Противоположности» 2.«Ребусы»

3.Танграм «Квадрат»

СД- 008
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

Октябрь

1неделя

Занятие №9

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.  Логические задачи «Подходящий транспорт» 2.Упражнение «Лишний предмет»

3.«Ребусы»

СД- 009
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №10

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

« Загадочная дверь»

2.Логические задачи 3.Читай,думай,скажи

СД- 010
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

2неделя

Занятие №11

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. «Ребусы»

2. Логические задачи «Перепутаница»

3.Упражнение «Одинаковые буквы»

СД- 011
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №12

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. «Ребусы»

2.Упражнение «Качества человека»

3.Танграм «Волк»

СД- 012
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

3 неделя

Занятие №13

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. . «Ребусы»

2.Логические задачи  «Сказочные герои»

3.Упражнение «Необычный кросс» ( игры «Мерсибо»)

СД- 013
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №14

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. 1.Упражнение «Четыре фотографии»

2.«Упражнение «Удивительные узоры»

3. Танграм  «Животные - заяц»

СД- 014
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

4 неделя

Занятие №15

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. «Ветерок-озорник»

( игры «Мерсибо»)

2.Упражнение

 « Спрятанные слова»

3.Задание на трансфигурацию «Корабль»

СД- 015
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №16

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

«Модный удав»

( игры «Мерсибо»)

2.Упражнение

«Развертка»

СД- 016
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

Ноябрь

1неделя

Занятие №17

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение «Найди недостающую фигуру» 2.Упражнение «Переменка» (игры «Мерсибо»)

3. Танграм  «Птицы - лебедь»

СД- 017
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №18

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Пингвины-невидимки» (игры «Мерсибо»)

2.Упражнение «Найди ошибку»

СД- 018
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

2 неделя

Занятие №19

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение «Разбиралка-собиралка» (игры «Мерсибо»)

2.Упражнение « Найди ошибку в каждом ряду»

СД- 019
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №20

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение «Найди закономерность»

2.Упражнение

«Прятки под шапкой»

 (игры «Мерсибо»)

СД- 020
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

3 неделя

Занятие №21

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Найди ошибку»

2.Задание на трансфигурацию «Воздушный змей»

СД- 021
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №22

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

 « Пуговицы»

2.Упражнение «Угадай мальчика»

СД- 022
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

4 неделя

Занятие №23

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

«Букет»

2.Задание на трансфигурацию «5 квадратов»

СД- 023
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №24

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение « Повара»

2.Упражнение «Дорисуй недостающий»

СД- 024
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

                     Декабрь

1неделя

Занятие №25

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое  ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

 «Новосел» (игры «Мерсибо»)

2.Упражнение «Найди закономерность»

  СД- 001 часть2
1. Задание1.Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие пространственного мышления.

Занятие №26

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.. Упражнение

 « Маскарад»

2.Упражнение «Найди дерево»

 3. «Волшебный квадрат» (Воскобович)

СД- 002
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

2неделя

Занятие №27

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.

1.Упражнение

«Покупка»

2.Упражнение « Собери фрукты»

3.«Волшебный квадрат» (Воскобович)

СД- 003
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №28

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Трансфигурация «3 квадрата-1»

2. Упражнение

« Выполни по образцу» 3.Упражнение «Выяви закономерность»

СД- 004
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие пространственного мышления.

3 неделя

Занятие №29

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи «Помоги бабушке» 2.Упражнение «Узнай ширину »

СД- 005
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Занятие №30

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи «Покупки»

2.Упражнение

«Выполни по образцу»

СД- 006
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

4 неделя

Занятие №31

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Трансфигурация «5 квадратов -2»

2.Логические задачи

3.СД- 007
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №32

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

 «СУДОКУ» 

2.Танграм «Квадрат»

СД- 008
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

                     Январь

1неделя

Каникулы

2неделя

3 неделя

Занятие №33

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

  1. Упражнение

«Тир-выбивалка» (игры «Мерсибо»)

2.Упражнение «Дорисуй» (круги)

СД- 025
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №34

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Выбери картинку»

2.Задание на трансфигурацию «Письмо»

СД- 001(2)

Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

4 неделя

Занятие №35

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

« Закономерность»

2.Упражнение «Дорисуй фигуру» (квадрат)

СД- 002(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №36

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

 «Логика и внимание»

2.Игра

 « Танграмм» (дома)

СД- 003(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

        Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

Февраль

1неделя

Занятие №37

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Трансфигурация

2.Упражнение

« Дорисуй фигуру» (треугольник)

СД- 004(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей.

Занятие №38

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение « Пересечение множеств»

2.Упражнение

« Определи сказку»

СД- 005(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

2неделя

Занятие №39

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Классификация предметов»

2.Задание на трансфигурацию «Ракета»

СД- 006(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №40

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение

« Где чей дом?» 2.Упражнение «Дорожные работы» (игры «Мерсибо»)

СД- 007(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

3 неделя

Занятие №41

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Логические задачи «Ареал обитания»

2.Упражнение «Развиваем сообразительность»

СД- 008(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей.

Занятие №42

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение

«Гончарная логика»

2.Логические блоки Дьенеша

СД- 009(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

4 неделя

Занятие №43

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Танграм « Здания- дом с трубой»

2.Упражнение « В посудной лавке»

«Волшебный квадрат» (Воскобович)

СД- 010(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №44

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение «Веселые задачки»

2.Задание на трансфигурацию «Палатка»

СД- 011(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

                     Март

1неделя

Занятие №45

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи  «Раскрась фонарики» 2.Упражнение « Внимание и сообразительность»

СД- 012(2)        
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Нахождение пропущенного члена последовательности

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №46

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Логические задачи «Пасхальные задачи» 2.«Пространственное мышление»

СД- 013(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

2 неделя

Занятие №47

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи  «Запутанные истории» 2.Упражнение «Приметы времени»

СД- 014(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №48

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи  «Логика цвета»

2.Упражнение « Найди закономерность»

СД- 015(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

3 неделя

Занятие №49

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Логические задачи «Осторожно, пчелы»

2.Упражнение «Школьные задачки»

СД- 016(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №50

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. 1.Логические задачи  «Куда пойти в выходной» 2.Упражнение « Дорисуй фигуры» (ромб)

СД- 017(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

4 неделя

Занятие №51

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Разминка – отвечайка 1

2.Логические блоки Дьенеша

2.Упражнение « Сравни картинки»

СД- 018(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №52

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Разминка – отвечайка 2

2.Упражнение «Измени фигуру»

3.Задание на

 трансфигурацию

 «Квадраты»

СД- 019(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

еализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

                     Апрель

1неделя

Занятие №53

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Разминка –

 отвечайка 3

2.Упражнение

«Продолжи ряд»

СД- 020(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №54

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Разминка –

отвечайка 4

2.Упражнение «Измени фигуру»

3. Танграм «Человек»

СД- 021(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

2неделя

Занятие №55

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Разминка –

 отвечайка 5

2.Упражнение

« Сравни картинки»

3.Упражнение «Продолжи ряд»

СД- 022(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №56

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Разминка –

отвечайка 6

2.Упражнение «Измени фигуру»

3.Задание на трансфигурацию «Квадраты»

СД- 023(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

3 неделя

Занятие №57

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение «Невнимательный художник» (игры «Мерсибо»)

2.Упражнение «Продолжи ряд»

СД- 024(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №58

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Измени фигуру»

2.Упражнение «Сравни предметы по 3 признакам»

СД- 024(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

4 неделя

Занятие №59

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое  ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

 «Дружные гусеницы»

 (игры «Мерсибо»)

2.Упражнение

«Продолжи ряд»

СД- 025(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Занятие №60

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое  ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Сравни предметы по 3 признакам»

2. Упражнение «Разбитая чашка»

СД- 025(2)
Задание 1. Развитие внимания и умения действовать по правилам

Задание 2. Изучаем множества
Задание 3. Развитие наглядно-образного мышления.

Задание 4. Поиск последовательности

Задание 5. Заполнение ячейки логической таблицы

Задание 6. Работа с логической таблицей

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Меяц

Неделя

№ занятия

п/п

                     Май

1неделя

Занятие №61

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи

Развивать логическое  ипространственно мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение

«Секретная паутина»

2.Упражнение

 «Футболка»

  СД- 001 часть3
1. Задание1.Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие пространственного мышления.

Занятие №62

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение

 «Прятки под шапкой»

2.Упражнение

«Пассажиры»

СД- 002
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

2неделя

Занятие №63

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Упражнение «Яблоко» 2.Упражнение « Сравни картинки»

СД- 003
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №64

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. «Ребусы»

2. Упражнение « Сравни картинки»

(

3.Упражнение «Пассажиры»

СД- 004
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие пространственного мышления.

3 неделя

Занятие №65

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи

2.Упражнение «Модный удав»

СД- 005
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Занятие №66

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические

 задачи

2.Упражнение

 «Пассажиры»

СД- 006
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

4 неделя

Занятие №67

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1. Логические задачи 2.Упражнение «Свеча»

СД- 007
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

Задание 5. Развитие логического мышления

Занятие №68

Формировать умение сравнивать, обобщать.

Учить выявлять закономерности

Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины.

1.Упражнение «Птицы в клетке»

2.Танграм «Квадрат»

СД- 008
Задание 1. Развитие наглядно-образного мышления.

  Задание 2. Последовательности и множества.

  Задание 3. Развитие памяти.

  Задание 4. Развитие логики и пространственного мышления.

  Задание 5. Развитие внимания.

Используемые методики и технологии, психологический и психолого-педагогический инструментарий

Здоровье сберегающие технологии:

- тренинговые упражнения;

- игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения;

- дыхательная гимнастика;

Информационно-коммуникативные технологии:

- создание компьютерных презентаций

- оформление консультаций;

- оформление результатов первичной и  итоговой диагностики;

- использование компьютерных игр Психологического центра «Адалин», компьютерные игры на  электронных носителях «Мерсибо»;

- знакомство с психологическими новинками в Интернет;

- использование мультимедийного проектора на занятиях и во время                 демонстрации презентаций.

Личностно-ориентированные технологии:

- по результатам первичной  и итоговой диагностики (выявление особенностей развития тонкой  моторики руки и зрительно-двигательной координации, уровня интеллектуального развития ребенка, усидчивости, произвольной концентрации внимания, исследование внутренней позиции школьника) даются рекомендации педагогам данных возрастных групп по работе с каждым воспитанником;

- при планировании своей деятельности ориентироваться на запросы родителей и педагогов детского сада;

- с целью повышения эффективности работы на занятиях используются тренинговые упражнения, элементы релаксации, проективные методики, игровые технологии, разработка проектов и презентаций.

Диагностический инструментарий:

Для более точного определения одаренности,  также исходя из наблюдений, педагогом-психологом  заполняются  следующие  опросники:

     1.Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева)    (gnpbu.ru - Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО)

2.Опросник  «Креативности Дж.Рензулли» (в адаптации Е.Е.Туник). Туник Е.  (Журнал «Школьный психолог» № 4/2004)

       Анкетирование родителей:

     1.«Методика диагностики детской одаренности для родителей» (Сайт дошкольное развитие-doshvozrast.ru)   разработанная американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером. Охватывает возрастной   диапазон от одного месяца до семи лет. Состоит из трех относительно самостоятельных частей: «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».

   2.Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (Методическое пособие «Диагностика детской одаренности» Составитель: Майданенко С.В). Эта методика позволяет сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Она адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5до 10 лет.

   3.Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника», включающая  7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям. Автор  В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.  Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Для углубленного  определения уровня развития  интеллекта у детей используем следующие методики:

 1. «Методики для проведения   экспресс-диагностики развития познавательных процессов детей 6 - 7 лет»       А. Л. Венгер (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста).

 2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине (Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006). Индивидуальный тест, направленный на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого  и IQ

   3.Индивидуальный тест Д.Векслера («Диагностика структуры интеллекта: тест Д.Векслера -  детский вариант», методич. рук-во., состав. Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, «Иматон», С-Пб., 1998) Диагностика структуры интеллекта (детский  вариант) включающий  следующие задания:

Субтест общей осведомленности - исследует запас относительно простых сведений и знаний.

Субтест общей понятливости - оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.

Арифметический субтест - оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Субтест установления сходства - оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Словарный субтест - направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Субтест повторения цифровых рядов - направлен на исследование оперативной памяти и внимания.            

4.Прогрессивные матрицы Равенна (Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогреccивные Матрицы — «Когито-Центр». — М., 2012 Эта методика предназначается для  проверки уровня развития наглядно - образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.

Список литературы

1.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.Д. Гурович: Спб: Детство-Пресс, 2012.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4.В мире логики. Развиваем мышление. Ростов - на-Дону ООО «Феникс +»

5.Дмитриева В.Г.Развиваем логику.- М.:Издательство АСТ,2016

6.Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт-сост. Е.Н. Носова, Р.Л. Непомнящая /(Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 2013.

7.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. – М.: Мозаика – Синтез,2007.85

8.Попомаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта в 2-х частьях. Издатель-Пономеренко А.С., 2009

9.Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогреccивные Матрицы — «Когито-Центр». — М., 2012 

10.Развиваем мышление и логику. Автор- составитель В.Полушкина.-М.: Астрель;СПб.,2009

11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста

12.Смолярчук И.В. Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. Тамбов, ИПКРО, 1995

13. Ткаченко Т.А. Мышонок в царстве логики: тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет.-М.:ВАКО,2016

14. Ушинская Т.В. Развиваем логику и сообразительность-СПб.: Издательский дом «Литера».2017

15.Черенкова ЕФ. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. –М.: «Дом 21 век».

15. http://grigo-school.ucoz.ru/dir/psikhologicheskij_centr_adalin

Ограничения и противопоказания

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, имеющего интеллектуальные способности» не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:

1) дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью;

2)дети с психопатоподобным поведением, дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения);

3) дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе;

Способы, которыми обеспечивается гарантия прав

участников программы

Одним из главных условий реализации психолого-педагогической программы является соблюдение  права ее участников, основанными на принципах: взаимоуважения, конфиденциальности высказываний, свободы участия. Психолог, реализующий программу, действует, руководствуясь «Этическим кодексом психолога».

Сферы ответственности участников программы

Участники несут ответственность за:

– соблюдение правил взаимодействия друг с другом;

– свое поведение.

Психолог несет персональную ответственность  за:

– жизнь и здоровье воспитанников во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 – адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;

Психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, развивающей  работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.

В ходе реализации программы  психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

1. Требования к специалистам, реализующим программу

Для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.

2. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.)

Занятия проводились в кабинете психолога, с использованием компьютера, мультимедийного проектора для вывода информации на экран.

Необходимое оборудование: развивающие игры, настольно-печатные игры, краски, тетради, набор цветных карандашей  по количеству участников, записи с музыкой для релаксации, записи мультфильмов, диск  "Комплексная программа развития интеллекта» (Психологический центр «Адалин»), компьютерные игры на  электронных носителях «Мерсибо».

3.Требования к организации занятий с использованием цифрового оборудования(согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвержденным 22.07.2010)

Занятия с использованием компьютера с детьми 7 лет следует проводить не чаще одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности:  во вторник, среду и четверг.

Продолжительность занятия для детей 7 лет-15 минут.

Занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)  желательно проводить в первой половине дня. Рекомендуется включать в занятия физкультминутку  и гимнастику для глаз.

Монитор компьютера должен быть на уровне глаз ребенка или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы, окна следует закрывать легкими светлыми шторами. В вечернее время работа с компьютером проводится при освещении комнаты верхним светом или местным источником света, расположенном вне поля зрения детей. Недопустимо использование компьютера для одновременного занятия двух и более детей.

4. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы

Для реализации программы в учреждении необходим Интернет.

Сроки и этапы реализации программы

Реализация психолого-педагогической программы осуществлялась поэтапно с 2019 по 2021 год.

Программа состоит из 4-х этапов:

1 этап – диагностический;

2 этап – коррекционно-развивающие занятия с целью развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в эмоционально-волевой и познавательной сферах воспитанников;

4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение. Представление опыта работы в форме выступления на педагогическом совете в МБДОУ «Детский сад «Машенька» г.Тамбова

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы работы с педагогами для целенаправленной работы с детьми, склонными к интеллектуальной деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  6. Повышение ответственности педагогов детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  7. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  8. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
  9. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

10. Повышению профессиональной компетентности родителей, педагогов.

Система организации контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществлялся администрацией образовательного учреждения. Психолого-педагогическая программа утверждена на педагогическом совете. По завершению занятий педагогом-психологом была проведена итоговая диагностика и составлен итоговый отчет, в котором отразились качественные и количественные результаты реализации программы. Педагог-психолог выступила с отчетом на заседании педагогического совета.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Система тем и заданий, разработанных в программе,  дала воспитанникам детского сада возможность хорошо подготовиться  к  Всероссийскому интеллектуальному конкурсу для выпускников детских садов «Классики - скоро в школу».

Участники конкурса выполняли задания  на развитие логических операций, умственных способностей, на проверку умений ребенка сравнивать предметы, находить сходство и различие между ними, классифицировать предметы по различным признакам, называть группы предметов обобщающим понятием, устанавливать простые закономерности, ориентироваться в пространстве, делать несложные умозаключения. Двое воспитанников детского сада  заняли 2 место по  РФ

Сведения о практической апробации

Программа «Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» была апробирована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  «Медвежонок» г.Тамбов в период с 01.09.2019г  по настоящее время. Доказала свою эффективность. Дети владеют основными логическими операциями. Умеют мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Могут объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеют мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Дети находят закономерности в явлениях, умеют их описывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предме...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...

Программа психолого – педагогического сопровождения для детей дошкольного возраста с нарушениями развития

программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...