"Психологическая готовность детей к школе".
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 города Вязьмы Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ д/с № 1
___Л.Г.Мирошниченко
15.11.2016
Конспект работы с родителями
Тема: «Психологическая готовность детей к школе»
Форма проведения «Педагогическая гостиная»
Составила и провела Леонова Елена Александровна,
воспитатель ДОУ
2016
Тема:«Психологическая готовность детей к школе»
Форма проведения: «Педагогическая гостиная».
Продолжительность: 1 – 1,5 часа.
Цель: вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Предварительная работа:
- Приготовить объявление, в котором обратить внимание родителей на дату и
время собрания;
- Подготовить презентацию к теме «Психологическая готовность к школе»;
- Подготовить брошюру (памятку) для родителей.
-
План проведения
- Приветствие «Перекличка».
- Вступительное слово ведущего (актуальность проблемы).
- Упражнение «Экзамен для родителей».
- Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
- Совместный рисунок с родителями: «Как я представляю себя в школе».
- Раздача материалов для родителей
- Подведение итогов. Выводы.
ХОД СОБРАНИЯ
(Звучит музыка). Родители проходят в актовый зал. На проекторе красочно обозначена тема собрания.
Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас на психолого-педагогической гостиной! Спасибо, что нашли время для встречи и интересного общения. Тема нашей гостиной посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Готовность ребенка к школе – одна из самых актуальных тем. И это не случайно. Ведь от того, как сложится школьная жизнь ребенка, напрямую зависит его будущее. Чем скорее и лучше ребенок сможет адаптироваться к школьной жизни, тем меньше проблем его ожидает в последующем обучении.
Вы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаете готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.
Упражнение «экзамен для родителей».
Ведущий: А теперь давайте проведем небольшой экзамен для родителей. Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках».
«На ваших столах лежат листочки бумаги и ручки, просим вас на этих листочках написать ответы на следующие вопросы:
Задание № 1 (раздать вопросы)
1. Какие занятия проводятся в детском саду, а какие предметы будет изучать ребенок в первом классе?
2. Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в первом классе?
3. Длительность занятия в подготовительной группе детского сада? Длительность урока в школе?
Ведущий: Вы правильно ответили на вопросы, знаете из школьной практики время отведенное на урок, интересуетесь занятиями в детском саду.
Большое спасибо! Давайте рассмотрим схему готовности ребенка к школе. (На слайде показаны данные). Как Вы думаете, какие из перечисленных характеристик являются основополагающим для готовности ребенка к школе:
- Умение читать и писать
- Умение считать
- Умение логически мыслить
- Психологическая готовность
- Ответственность и самостоятельность
- Умение общаться в коллективе сверстников и взрослыми
(Высказывания родителей)
Одной из основополагающих характеристик готовности детей к успешному обучению в школе является психологическая готовность к школе. Что же это такое? (слайд Психологическая готовность)
Ведущий: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы. Обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным.
Ведущий: Уважаемые родители!
Я хотела бы провести с вами опрос-игру «Корзина чувств».
Представьте, что у меня в руках корзина. Кратко сформулируйте чувства и эмоции, которые вы испытываете , думая о том, что ждет вашего ребенка в первые дни школьной жизни. Это могут быть и позитивные и негативные эмоции и чувства. Наполните ими корзину.
Родители высказываются.
Ведущий ( анализирует их переживания).
Большинство из вас назвали чувство тревоги, описали свое волнение. И это понятно. Ведь в жизни вашего ребенка скоро произойдут большие перемены.
Что же нового возникнет у ребенка с момента , как он вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. Он должен принять роль ученика, т.е.приобрести умение слушать и выполнять указания учителя. Он должен воспринять школу как символ своего дальнейшего развития.
И тут начинают возникать серьезные проблемы: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность, агрессия, апатия.
Все это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
Ведущий: И все же, что же это такое «психологическая готовность к школе»? (Высказывания родителей)
Ведущий: Психологическая готовность к школе- комплексный показатель , позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника. Она включает в себя интеллектуальную готовность , мотивационную готовность, волевую и социальную(коммуникативную).
Ведущий: Что же такое интеллектуальная готовность ребенка к школе?
Как вы ее понимаете? (Высказывания родителей)
Ведущий: Она предполагает определенный уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, восприятия и мелкой моторики рук.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
-свой адрес и название города, в котором он живет;
-название страны и ее столицы;
-имена и отчество родителей, информацию о месте их работы;
-времена года , их последовательность и основные признаки;
-название месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка-это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Развивать мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкую моторику рук ребенка можно в процессе игры. Поиграйте с ним дома.
Ведущий: Давайте поиграем. (игра «10 слов» на развитие памяти)
Проведем игру, которую мы проводим с детьми в детском саду. Называю ряд слов, не связанных по смыслу. Например: кот, книга, машина, стол, цыпленок, зонт, карандаш, лук.
После первого предъявления вы должны запомнить хотя бы три слова, после нескольких предъявлений –больше половины слов.
Ведущий: Молодцы, вы обладаете хорошей памятью.
Аналогично вы можете провести с детьми игру «Запомни игрушку».
Игра «Запретное движение»(на развитие внимания).
Ребенок должен повторить все движения взрослого, кроме того, по предварительной договоренности, повторять запрещено какое-либо движение.
Игра «Четвертый лишний»(на развитие логического внимания»
Ребенок должен выбрать из четырех представленных предметов лишний-отличный от остальных по какому-либо свойству(признаку) , например, по форме.
Игра «Дорисуй фигуру» (на развитие воображения)
Ребенок прорисовывает к предложенной фигуре детали, чтобы получилось изображение новой фигуры или предмета.
Развить тонкую моторику рук помогут такие занятия, как лепка, конструирование из мелких деталей, аппликация, рисование, вязание, выкладывание мозаики, пальчиковые игры.
Задание № 2.
Полезно предлагать ребенку задание на дорисовывание : взрослый рисует половину дерева, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение; задание на обведение намеченного точками или пунктирами изображения, штрихами.
-Давайте и мы с вами проведем такую игру(раздаю рисунки, в которых нужно дополнить изображение ).Подводит итоги.
Ведущий: Давайте поговорим еще об одной готовности ребенка к школе «Мотивационная готовность». Что она подразумевает?:
-Прежде всего подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль школьника.
Необходимо объяснить ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Формируйте у ребенка положительный образ школы:
-вызывайте интерес к новым знаниям- посещайте музеи, рассматривайте иллюстрированные энциклопедии и т.д.
-читайте рассказы смотрите кинофильмы, вызывающие эмоционально положительное отношение к школе;
-познакомьте ребенка с детьми, которые успешно учатся в школе;
-развивайте у ребенка уверенность в себе.
Учитель:
Ведущий: Мы с вами уже говорили об интеллектуальной готовности, мотивационной готовности. Давайте поговорим о волевой готовности.
(слайд волевая готовность)
-Как вы считаете, что собой представляет волевая готовность?
Правильно, волевая готовность предполагает наличие у ребенка способности поставить перед собой цель, принять решение о поле деятельности, наметить план действия, выполнить его, проявив при этом определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также наличие умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Формированию волевой готовности к школе способствую изобразительные деятельность и конструирование.
Ведущий:
-Еще нужно отметить социальную(коммуникативную ) готовность к школе .
Она означает готовность ребенка вступать в отношения со сверстниками и взрослыми(педагогами). Она проявляется в умении подчинить свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленные в школе; предполагает способность включиться в детское сообщество , действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.
- Важна адекватная самооценка ребенка. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми, на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается в дошкольном возрасте.
Самооценка может быть или слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Главное, чтобы она совпадала с реальными возможностями ребенка.
Активность, находчивость , бодрость, чувство юмора, общительность- вот качества, которые свойственны ребенку с адекватной самооценкой. Он охотно участвует в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, чрезмерная ранимость свойственны ребенку с заниженной самооценкой . При повышенной самооценке ребенок во всем стремится быть лучше других «У меня все лучше других» «Я самая красивая».
Ведущий: Предлагаю вам тест:
Задание № 3
«Какая у вашего ребенка самооценка»?
-Нарисуйте на листе бумаги лесенку из десяти ступенек, Покажите эту лесенку ребенку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые недобрые , завистливые- одним словом –плохие дети. На второй ступеньке- девочки и мальчики чуть лучше первых, на третьей ступеньке –еще чуть-чуть лучше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые и умные.
Теперь спросите у ребенка, на какую ступеньку он себя поставит. Пусть нарисует себя на этой ступеньке.
Если ребенок ставит себя на первую ступеньку, вторую или третью ступеньку- у него заниженная самооценка. Если на четвертую, пятую , шестую или седьмую- адекватная самооценка. Если на восьмую, девятую или дестятую-завышенная самооценка.
Обычно дети , посещавшие детский сад , имеют достаточный уровень социальной готовности.
Ведущий:Для развития коммуникативной готовности следует поддержать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Задание № 4.
Теперь предлагаю вам тест: (раздаю тест)
«Готов ли ваш ребенок к школе»?
-хочет ли ваш ребенок идти в школу?
-привлекает ли вашего ребенка в школе то, что там будет интересно учиться и он многое узнает?
-может ли ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут(например, собирать конструктор)?
-верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
-умеет ли он составить рассказ по картине не менее чем из пяти предложений?
-сможет ли ваш ребенок рассказать наизусть стихотворение ?
-умеет ли он изменять существительное по числам?
- умеет ли он читать по слогам или целыми словами?
-умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?*
-может ли он провести несколько четких прямых линий?
-может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
-любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
-сможет ли от собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
-знает ли он домашних и диких животных?
-может ли ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
-может ли обобщать понятия(например, назвать помидоры, морковь, лук одним словом»овощи» )?
-любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно :рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
Если их 15-18, можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.
Если 10-14-, вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов , на которые вы ответили, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
Если меньше 10, ребенку нужна ваша помощь. Почитайте специальную литературу , постарайтесь уделять вашему ребенку больше времени на занятия, обратите внимание на то, что чего он не умеет сейчас делать.
В заключение хочется отметить: как чрезмерная тревожность , так и беспечность родителей отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе. Настройте себя на успешную адаптацию ребенка к новым условиям жизни, верьте в его силы, не закрывайте глаза на его недостатки- и вы окажете ему неоценимую помощь!
Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большого напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия — они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса.
Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут — это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.
Школьная готовность — это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но сохранит ему здоровье.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ЗАДАНИЕ №1
1 | 1. Какие занятия проводятся в детском саду, а какие предметы будет изучать ребенок в первом классе? | |||
2 | 2. Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в первом классе? | |||
3 | 3. Длительность занятия в подготовительной группе детского сада? Длительность урока в школе? | |||
4 | 1. Какие занятия проводятся в детском саду, а какие предметы будет изучать ребенок в первом классе? |
Задание № 2.Тест
№п/п | ВОПРОСЫ ТЕСТА | да | Не знаю | нет | |
1 | «Готов ли ваш ребенок к школе»? | ||||
2 | -хочет ли ваш ребенок идти в школу? | ||||
3 | -привлекает ли вашего ребенка в школе то, что там будет интересно учиться и он многое узнает? | ||||
4 | -может ли ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут(например, собирать конструктор)? | ||||
5 | -верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется? | ||||
6 | -умеет ли он составить рассказ по картине не менее чем из пяти предложений? | ||||
7 | -сможет ли ваш ребенок рассказать наизусть стихотворение ? | ||||
8 | -умеет ли он изменять существительное по числам? | ||||
9 | - умеет ли он читать по слогам или целыми словами? | ||||
10 | -умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?* | ||||
11 | -может ли он провести несколько четких прямых линий? | ||||
12 | -может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? | ||||
13 | -любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? | ||||
14 | -сможет ли от собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? | ||||
15 | -знает ли он домашних и диких животных? | ||||
16 | -может ли ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции? | ||||
17 | -может ли обобщать понятия(например, назвать помидоры, морковь, лук одним словом»овощи» )? | ||||
18 | -любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно :рисовать, собирать мозаику и т.д.? | ||||
19 | Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. |
Если их 15-18, можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.
Если 10-14-, вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов , на которые вы ответили, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
Если меньше 10, ребенку нужна ваша помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...
Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...