Адаптация ребёнка в детском саду
консультация (средняя группа) на тему

                « В детском саду – как дома».           

Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым, ещё не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е. как вы уже поняли, каждый ребёнок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось  бы рассказать. 

  В.А.Сухомлинский писал: «…твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка».  Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. 

Для того чтобы управлять процессом адаптации педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной не зрелостью. Приспособляемость  к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебанием не совершено, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеванием. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательно уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главной задач детского учреждения.  

Замечательным педагог К.Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, из бесед с родителями и анкет важно получить сведение о составе семьи о обучающимся у ребенка опыте общения, об уровне игровых действий, привычках ребенка, которые будут иметь не мало важное значение в период его привыкания. Необходимо проводить индивидуальные и групповые консультации. Посещать ребенка на дому, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение на нужное русло.

Ну почему же одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Мой опыт работы показывает, что нужно выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или говоря словами  В.А.Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка» , чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружения детского сада: ведь для маленького ребенка каждая новая ситуация - события необычайной важности, они обращаются к воспитателю, няни, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на «достижения». А другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза, есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугают. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Мой опыт работы показывает, что воспитатель должен обратить особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, испуг);

б) характер деятельности (самостоятельной предметные или игровые действия);

в) отношения к окружающим взрослым или сверстникам (негативное, положительное, или вообще отсутствует);

г) высказывание о желаемом.

В моей практике не редки случаи, когда ребенок впервые дни приходит спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, какое либо замечание от воспитателя он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Но с помощью ласки и доброты я привлекаю внимание ребенка, подробнее знакомлю с игрушками и окружающими предметами и как правильно нужно с ними играть, используя эти приемы показа, совместных действий с ребенком я удовлетворяю его потребности в сотрудничестве со мной. Поэтому с моей стороны важно поддержать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умение и действовать с ними.

Для организации ситаутивно - действенного общения очень важен подбор игрушек и размещения их,  при этом необходимо ориентироваться на возраст детей. В моей группе имеются познавательные зоны:

для развития движений - мячи разных размеров, шары и шарики, машины и т.п.

для развития предметной деятельности – пирамидки, матрешки, крупный и мелкий строительный  материал, мозаики, пазлы, и т.д.

для развития речи – набор книг, картинок, пальчиковый театр, настольно кукольный театр, интерактивные игрушки.

для развития сюжетных игр – игрушки-забавы.

Создавая у ребенка положительное отношения ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным  возможностям, я формирую потребность в общении с взрослыми и детьми, обеспечиваю решения воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряю и облегчаю протекания адаптационного процесса. 

 

                                  Организация работы с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном  учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное учистие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребёнка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностноориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка. А, как показывает опыт, оно зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей- дошкольников. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы,анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.

                                                                        Познавательные интересы ребёнка

 

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели сформированности познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

   задаёт ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;

   стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующим его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к теле-и радио передачам и т.д.);

   рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

   участвует ли в беседе о том, что его интересует(проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

   отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка,конструирование, поделки с природного материала и д.р);

   способен ли к длительному сосредоточению внимания, как часто отвлекается, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;

    свойственны ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...