Формирование межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
проект (средняя группа) на тему

Малофеева Инна Александровна

Для дружного детского коллектива необходима работа воспитателя в этом направлении.Игры на сплоченность,на воспитатние уважения и доверия к сверстникам- обо всем этом я делюсь своим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo1.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

   Основы игрового взаимодействия

   Характеристика межличностных отношений дошкольников

Изучение межличностных отношений детей в большинстве исследований  сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия.  

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

В каждом дошкольном учреждении есть специализированная программа, уже с определённым режимом и фиксированной сеткой занятий. Поэтому для того, чтобы включить в неё другие дополнительные занятия и курсы, приходится очень жёстко регламентировать время работы и отдыха детей. В связи с большим количеством и разнообразием необходимых развивающих, оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий у детей остаётся мало времени для свободного общения и развития коммуникативных навыков, тогда как этот аспект деятельности трудно переоценить.Особенно в  период адаптации к детскому саду, новой группе.

 Исследования, выполненные под руководством М. И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

 Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Как показали работы Р. А. Смирновой и Р. И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.

В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

         Для того чтобы выявлять особенности развития детских отношений необходимо понимать, в чем они выражаются и какая психологическая реальность за ними стоит. Без этого остается непонятным — что именно нужно выявлять и воспитывать: социальный статус ребенка в группе; способность к анализу социальных признаков; желание и умение сотрудничать; потребность в общении со сверстником? Несомненно, все эти моменты важны и требуют специального внимания как исследователей, так и воспитателей. В то же время практика воспитания требует выделения некоторого центрального образования, которое представляет безусловную ценность и определяет специфику именно межличностных отношений в отличие от других форм психической жизни (деятельности, познания, эмоциональных предпочтений и пр.  Эта особенность заключается в неразрывной связи отношения ребенка к другому и к самому себе.

Игры.

Сфера реальных взаимоотношений остается скрытой тем больше, чем больше дидактизирована игра. В играх  с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как членов детского общества, дошкольного коллектива. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальной потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.

Проходит немалый срок, прежде чем у ребенка сложатся простейшие формы индивидуального поведения и он станет самостоятельно двигаться, действовать по собственной инициативе. Воспитание у ребенка сосредоточенности позволяет ему развивать индивидуальную игру и как-то наладить свою жизнь в детской среде. Игры рядом становятся приемлемой формой организации жизни и деятельности детей. Каждый ребенок в своей игре находит достаточное содержание и не мешает играющему рядом. Дети относятся терпимо друг к другу именно потому, что они сосредоточены на индивидуальной игре.

 

На основании моего ознакомления с исследованиями  об особенностях взаимодействия детей в игре ,я выделила группу показателей, характеризующих это взаимодействие:

1. Вступает ли ребенок во взаимодействие?

2. Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или сверстнику?

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4. Какова длительность взаимодействия детей в игре?

В процессе наблюдения за игрой и бесед с воспитывающими ребенка взрослыми выясняется, вступает ли он во взаимодействие, или его игры носят индивидуальный характер. Ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или со сверстниками, предложив ему игровые ситуации.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования проведенные А.П. Усовой выявили следующие этапы становления взаимоотношений или как их называла А.П. Усова «общественности».

Общественностью она называла способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми и т. д. Изучая ход развития качества общественности у детей и формы ее проявления в их действиях и поступках, мы поймем, каким может быть и бывает общество детей, что можно здесь ожидать в личном поведении ребенка и в отношении его к другим детям, каким выглядит сам процесс игры.

Развитие общественности в детском возрасте имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей (в условиях общественного воспитания).

  1. Этап одиночных игр. В раннем возрасте игры с предметами дают возможность каждому ребенку спокойно быть среди детей этого же возраста, пока еще не общаясь с ними в действии. Ребенок сосредоточен на своей игре. Эта ступень очень важна для того, чтобы дети могли в большей мере быть самостоятельными в обществе своих товарищей.
  2. Игры рядом. Ребенок спокойно играет рядом с другим ребенком, не отвлекаясь на его игру. Ценность этого уровня в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого, не мешать.

3.        Уровень кратковременного общения. Взаимодействия характеризуются тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу: пытается договориться о предстоящей игре, подобрать соответствующие игрушки. Но замысел неустойчив.

4.        Взаимодействие на основе содержания игры. Дети объединяются и действуют согласованно и понимают общий смысл. На этом этапе начинают оценивать качество и результат своих действий и действий сверстника. Могут придумать интересную самостоятельную игру, организовать и долго играть.

5.        Взаимодействие на основе интереса друг к другу. Дети способны  уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей.

Таковы ступени развития общественности на протяжении жизни детей от года до семи лет. Это показатели социального развития.

В игре существуют два вида взаимоотношений – игровое и реальное. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Если это роль Карабаса- Барабаса, то он в соответствии с этой ролью будет злобно относиться к детям. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело.

Находясь в среде детей, ребенок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого и так далее. Это взаимодействие на первом этапе еще механическое – люди и вещи для играющего ребенка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте.

Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребенка своим содержанием, когда он стремится катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребенок. Еще более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности того или другого ребенка, рождаются симпатии и даже привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Это целая жизнь детской группы, детского коллектива.

Большую ценность представляют собою коллективные игры. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Игра сообща – это не сумма игр трех – четырех детей, а новое образование, сложившееся как результат взаимоотношения детей друг с другом, где они высказывают свои суждения, желания.

Изучая детскую жизнь в играх, мы находим в поведении детей и черты организованности, дисциплинированности, заинтересованности. Однако часто случается так, что дети, обладающие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового общества.

Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способными действовать друг с другом. Это свойство мы назвали общественностью.

Общественность – не врожденное, а воспитуемое качество. Развитие у ребенка этого качества зависит от детской среды, в которой он живет и которая его воспитывает; эта активная воспитывающая роль принадлежит коллективу детей. Конечно, и здесь есть свои возрастные границы и возможности.

Несогласованность действий играющих детей характерна для начального периода развития игр. Обычно она является причиной многочисленных противоречий между детьми, отсутствия прочных связей между играющими, что дает в результате короткие, отрывочные сюжеты игр, частые смены замыслов, значительную перегруппировку играющих детей. Такой характер поведения детей естественен, так как дети только начинают овладевать рядом правил, возникающих в процессе коллективной игры. Игра этим и ценна, что представляет собой первый опыт общения детей друг с другом и развивает в них общественные формы поведения.

 

 

        В центре внимания при рассмотрении игры как формы организации детской жизни стоит не тот или иной тип игры, а воспитание детей через игры, в процессе игр, воспитание в духе общественного поведения и поступков.

        Руководство играми должно быть направлено на создание условий, помогающих детям общаться друг с другом.

Чтобы избежать или минимизировать  вышеизложенные проблемы, в начале  учебного года,формируя  состав группы из детей пришедших из младшей группы и детей ранее не посещавших или редко посещавших  ДОУ,а также проведя диагностику, я решила ввести систему целенаправленного развития межличностных отношений дошкольников, базирующуюся на использовании игр коммуникативной направленности.Игры были подобраны таким образом, что они могли быть использованы и в процессе занятий с дошкольника ми, и в свободное время.

Важным процессом в начале «дошкольного пути» является адаптация- приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик  или новая группа ,новые воспитатели, несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.    Каждый ребенок привыкает по-своему.
В  любом игровом взаимодействии с ребёнком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнёром, соучастником, организатором, комментатором. В игре усилия воспитателя должны быть направлены на создание дружелюбной, раскованной обстановки, которая даёт ребёнку абсолютную уверенность в себе и в других. Проводится коррекция поведения лидеров и поддержка тех, кто не пользовался популярностью в группе.

Таким образом, игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей  дошкольного возраста обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и проявление собственной активности каждым ребёнком, развивает умения согласовывать свои действия, сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения, чётко и понятно излагать свои чувства, впечатления, знания.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Игровые технологии

главный компонент игровой технологии – непосредственно систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников, их общение между собой;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия должны проходить живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Используя  игровые технологии в образовательном процессе, взрослому самому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека . Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Хороводные игры – верные помощники в организации детей. Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма.

В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребѐнка, учитывать индивидуальные особенности . Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом сам ребѐнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса.

В среднем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении . К концу четырёхлетнего рубежа развиваются  механизмы поведения и деятельности,важные в становлении личности дошкольника  и его нравственной воспитанности.

Неоспоримо  значение  привития чувства дружелюбия,позитивного общения в группе

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда. Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; не равномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье. Всё это неизбежно сказывается на качестве меж личностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.

Чтобы избежать или минимизировать  вышеизложенные проблемы, в начале  учебного года,формируя состав группы из детей пришедших из младшей группы и детей ранее не посещавших ДОУ,а также проведя диагностику, я решила ввести систему целенаправленного развития межличностных отношений дошкольников, базирующуюся на использовании игр коммуникативной направленности.

 Игры были подобраны таким образом, что они могли быть использованы и в процессе занятий с дошкольника ми, и в свободное время.

Речевые игры коммуникативной направленности включались в материал учебных занятий: по развитию речи, введению в художественную литературу, синтезу искусств, математике, окружающему миру; на занятиях с инструктором физкультуры; в свободную от занятий деятельность: прогулки, развлечения, праздники и досуги. Условно эти игры можно разделить по основным направлениям развития речи:

для обогащения и закрепления словаря, развития грамматического строя речи; для развития диалогической речи, связной речи; для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи; для совершенствования тонкой моторики рук; для развития психической сферы детей (внимания, памяти, мышления, восприятия, творческого воображения,межличностных отношений).

Опыт системного внедрения этих игр по всем направлениям работы с детьми проводился в средней группе в течение трёх месяцев и привёл к заметной позитивной динамике межличностных отношений у детей. Специальные творческие упражнения и игры по развитию речевой коммуникации способствовали сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свой приобретённый коммуникативный и игровой опыт.

Целенаправленное развитие межличностных отношений отразилось на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, легче устанавливали кон такты со взрослыми и другими деть ми, узнавая и принимая морально-этические нормы общества и нравственные критерии.

Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстника ми, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Занятия, на которых использовались игры коммуникативной направленности, стали более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным.

 Для начала работы в этом направлении  считаю важным –знакомство с детьми.

Для этого необходимы игры для выснения путей общения в дальнейшем.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

          «Игра с собачкой»

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам.

 Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!"

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

       « Собирание "сокровищ"»

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком "сокровища" (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие "сокровища" вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо "сокровище" и просит достать его из корзины.

«Привет!»  (для детей с 3 лет)

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет!») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

«Делаем коллаж»  (Игра способствует развитию творческих навыков,развитию здоровой самооценки).

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

  «Ласковое имя» (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

Проведя диагностику и выяснив уровень взаимоотношений в сюжетных играх,в труде,в умении строить игровой диалог, я разработала три блока работы для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности детей,межличностного общения. Входящие в эти блоки игры можно использовать во всех образовательных областях – «Познание», «Социализация», «Коммуникация» и т.д.Мною была изготовлена картотека  соответствующих игр.

Первый блок направлен на активизацию такого аспекта коммуникативной деятельности детей, как взаимодействие. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, ориентированные на учёт позиции собеседника или партнера.

 «Карусели»

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

      «Мы топаем ногами»

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: "Стой". Все останавливаются. Игра повторяется.

«Перекличка – путанка» (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

«Изобрази»  (Правильная передача своих эмоций с помощью жестов, мимики, пантомимики.)

Воспитатель просит изобразить различные обьекты (грустный снеговик,весёлый гном,рассерженный шмель и т.д. ) после представления детьми, взрослый советуется со всеми о похожих эмоциях, дети высказывают своё мнение.

Эта игра, а также «Тень», «Волшебное зеркальце», «День рождения» развивают в дошкольниках способность лучше распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, расширяют их эмоциональный опыт, позволяют замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

Игры на  понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной.

«Кто прав?». Воспитатель рассказывает короткую историю (описывает ситуацию) из жизни группы. Дети должны ответить, кто прав в данной ситуации, и прокомментировать своё мнение. Другие дети могут возразить и доказать иную точку зрения. Воспитатель следит за тем, чтобы дети высказывались, дослушав собеседника.

«Что чувствуете?». Ведущий говорит какое-нибудь слово или сочетание слов, например: «Падает снег». Ребёнок рассказывает, что он чувствует в связи с этим, что ощущает («Свежо и хорошо»). Другие дети выслушивают говорящего, а затем или соглашаются («Да, мне тоже нравится снег. Я люблю играть в снежки»), или объясняют противоположное мнение («Мне нравится первый снег, но не нравится, когда его много. Постоянно двор чистим»). Педагог отмечает тех детей, кто чётко изложил своё мнение и аргументировал ответ. Время от времени, обращаясь к следующему ребёнку, он использует вопросы: «Согласен ли ты с этим мнением? А что ты чувствуешь?».

Такие игры развивают доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к ощущениям или точке зрения сверстника, умение высказать своё мнение, не ущемляя при этом интересы и достоинство других детей.

Второй блок направлен на активизацию кооперации. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности, а не обходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности.

«Ловись, рыбка» (Игра способствует развитию согласованности движений.)

Материал. Прозрачная  коробка,  "рыбки", магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры. В  коробку помещают несколько «рыбок». К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать "рыбок" из коробки, притягивая металлические скрепки магнитом.

После того как будут извлечены все рыбки, взрослый считает их ("Вот сколько рыб мы поймали!"), и игра начинается сначала.

«Ха – ха – ха! Хе – хе – хе!» Игра на создание положительных эмоций, снятие напряжения. (для детей с 4 лет)

Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

  • 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»
  • 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»
  • 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»
  • 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»

Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.

«Сочиняем сказку» ( умение договариваться, находить общее решение.)

 Дети сидят в кругу. Воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были  дед и баба …». Дальше по кругу дети сочиняют сказку, причём каждый ребёнок дополняет мысль предыдущего. В конце игры участники обсуждают, как у них получилась сказка, как ещё её можно переделать. Так можно сочинять свою версию по любой народной сказке.

«Поделись добротой»  (развитие вежливости и доброжелательности.)

 Дети встают  в круг.Передавая игрушку «солнышко»  они высказывают стоящему рядом ребёнку благие пожелания. Педагог объясняет, что добрые слова нужно говорить с душой, искренне, смотря собеседнику в глаза.

«Найди своего друга». Дети стоят по кругу. Когда звучит музыка, они танцуют, прыгают, резвятся. Музыка останавливается. Дети должны найти себе пару. Держась за руки, они говорят друг другу хорошие, добрые слова, например: «Мне нравится играть с тобой в мяч». – «Спасибо, мне тоже нравится играть с тобой» или «Спасибо. А мне нравится твоя игрушка, ты мне дашь ею поиграть?». Дети должны высказываться так, чтобы партнёры не обиделись и добрые слова понравились им.

Следующие игры и игровые упражнения  способствуют усилению сплочённости группы, помогают осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу игры, приобретение навыков коллективных действий.

«Клубочек» (для детей с 4 лет)

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. 

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Рулет  (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

 « Солнышко и дождик»

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в "окошко" {в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по всей площадке. По сигналу: "Дождик! Скорей домой!" - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Прикосновение тела (для детей с 5 лет)

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного  внимания

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом

«Поезд»

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

(Эта игра способствует отработке основных движений ~ бега и ходьбы,а также развитию чувства причастности )

«Поварята» (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

Третий блок ориентирован на активизацию коммуникативной деятельности как условие интериоризации. Основное содержание этих игр и упражнений составляет обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.

1. Правильное звукопроизношение, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

«Доскажи слово». Взрослый подбирает различные типы текста: длинное предложение, известное четверостишие, пословицу. Каждую фразу он произносит медленно, внятно,а дети договаривают её.

Кроме того, детям нравится играть в дидактические игры «Кто быстрее произнесёт скороговорки?», «Продолжи предложение» и т.д.

«Ветер дует на...» (для детей с 5 лет)

Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

  • Карие глаза
  • В одежде есть синий цвет
  • Пишет левой рукой
  • Любит танцевать

«Моя семья». Ребёнок описывает занятия одного из членов своей семьи, остальные угадывают, про кого он рассказывает. Например: «Утром рано встаёт. Готовит вкусную яичницу. Дома ходит в шортах и футболке. У него (неё) волосы короткие».   Если дети не смогли угадать, ребёнок добавляет более существенные характеристики: «Он (она) занимается с гирями (гантелями). Когда целует меня, очень щекотно – у него щека колючая» и т.д.

     « Покатаемся на лошадке» (Игра развивает речевую активность,сближение и доверие к воспитателю).

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Взрослый: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук "н" протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

«Комплименты» (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. 

Предупреждение:Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 

«Приветствие с колокольчиком» (для детей с 5 лет)

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

"Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...

Презентация "«Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий в образовательной деятельности»

Презентация для родителей "Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством игровых технологий"...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...