"Идём в школу с радостью" -тренинговое занятие с родителями
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сидоренко Ольга Борисовна

Зачастую родители испытывают тревогу за ребёнка перед его поступлением в первый класс, либо начинают считать  первоклассника самостоятельным ребёнком, считая, что их малыш сам справится с новой жизнью, теперь он "взрослый". Тренинг поможет родителям выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, ребёнка со сверстниками и взрослыми, расширить возможности понимания своего ребенка, развить умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны, развить умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Идём в школу с радостью»

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации к школе.

Задачи:

Развитие коммуникативных умений родителей и детей для успешной адаптации к школе.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, ребёнка со сверстниками и взрослыми — будущего школьника.

Расширение возможностей понимания своего ребенка.

Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Предварительная работа: создание газеты «Школьные годы чудесные» (на плакате приклеены фото родителей в школьном возрасте, дети должны отгадать, кто из родителей на фото. Газета помещена в приёмной.

Материалы: листочки, ручки, «Школьные объяснялки» (Презентация «Говорят дети… »), бланки для обратной связи

Содержание.

1.Игра-перекличка. Для её организации используются сведения о детях, собранные заранее со слов детей. Например,

-есть ли у нас родители мальчика, у которого  живут собака, кот и кролик? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры.

2. Учим детей знакомиться.

Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми. Поэтому могут существенно повлиять на процесс адаптации к школе. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребёнку. Если будут знать сигналы неблагополучия. То, оставаясь спокойными, помогут ему. Что важно для ребёнка в первые дни в школе? Суметь познакомиться с другими детьми.

Задание 1. Знакомство в роли взрослых.

Предлагается как родителю назвать своё имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.

Задание 2. Предлагается представить себя ребёнком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность возможность обучения детей этим способам знакомства.

3. Учим устанавливать дружеские связи.

Детям важно не только знакомиться, но и устанавливать дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.

Задание 3. Войдя в роль ребёнка, нарисовать словесный портрет ребёнка, с которым хочется общаться, и с которым не хочется. (запись на листочках или на доске). Подумать, какому портрету ближе собственный ребёнок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.

Задание 4. Вспомнить игру, интересную 6-летним детям и провести её с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. (Ведущему нужно в запасе иметь игры в запасе на случай, если родители ничего не могут вспомнить.)

Разминка.

Игровое упражнение «Инструкция».

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.

Итак, «Нарисуй столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе». Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й».

Ещё одно задание. Перед Вами геометрические фигуры. Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая, имеет углы, но их не три, а стороны не все одинаковые.

4. Общий язык со взрослыми. 

Для ребёнка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определённых ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребёнку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребёнка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы  воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.

Вариант 1.

Задание 5. Подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребёнка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листочке бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. Например:

Уважение к себе

Уважение к окружающим

Доброта

Честность

Любовь

Ответственность

Отзывчивость

Любознательность

Порядочность

Мужественность

Волевые качества

Самодостаточность

Трудолюбие

Старательность

Уверенность в себе

Понимание других

Вариант 2. Упражнение «Образ учителя, которому я доверяю».

Вопросы:

-Из чего складывается ваш образ учителя, мнение о педагоге, к которому желаете отдать ребёнка?

-что делать, чтобы лучше узнать педагога школы?

- каким образом будут отдавать ребёнка в школу, будет ли важна личность учителя, будут ли специальные запросы в школе. Объяснение того, как формируются сейчас классы. (поровну детей по способностям). Типы педагогов: стремящиеся дать знания через дисциплину, но без привязанности и эмоций, эмоциональные добрые, но может хромать дисциплина, жёсткие, к которым нежелательно отдавать тревожных детей и т.п.

5.Учимся хвалить. 

Когда ребёнок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае, ребёнок почувствует себя в ситуации неопределённости: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают и даже ругают.

Задание 6 .

Запись на доске с ответами на вопросы: За что буду хвалить ребёнка; За что буду ругать? (2 колонки).

Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике. » Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.

Родители называют слова и способы похвалы.

Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль первоклассника, а другой – роль учителя. Первая ситуация: Ваш ребёнок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребёнка в субботнике. Похвалите ребёнка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию.

Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда Вас хвалили?

Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?

Ваши ощущения после похвалы?

Хотелось получить ещё пятёрку и стать ещё активнее?

Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалу! Хвалите своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызывает у будущих наших первоклассников желание быть ещё лучше! (памятки «99 способов похвалы»)

Задание 7.

Упражнение «Ваша реакция»

«Представьте, что ребёнок приносит Вам тетрадь с некрасиво написанными буквами или цифрами. У Вас меняется выражение лица, поза, вы что-то говорите. Обратите внимание на свои жесты, на то, какие слова вы произносите. Подумайте, какой эффект могут вызвать у ребёнка следующие Ваши высказывания (уверенность в своих силах, чувство тревоги, нежелание идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы):

 - сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет ещё лучше; (уверенность)

 - если ты напишешь лучше, я буду любить тебя ещё сильнее; (чувство тревоги, нежелание ходить в школу)

 - учись так, чтобы мне не приходилось за тебя краснеть; (чувство вины)

 - ты, наверное, будешь двоечником. (неверие в свои силы)

Текст выводится на экран, со слов родителей эффекты вписываются красным шрифтом.

6. Учим справляться с конфликтами. 

Важная проблема – как научить ребёнка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Думается, что полное отсутствие конфликтов приведёт к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.

Задание 8. Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные им ведущим.

Н-р, «Вспыльчивый мальчик толкнул другого».

Разминка.

 Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, ребёнок захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие . дополнительно Презентация «Говорят дети… » .

Обсуждение ответов детей, выделяется общие тенденции.

Вывод по презентации.

7. Учимся сами реагировать на конфликт ребёнка. 

Важно не только научить ребёнка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребёнка конфликте. Главное здесь – не обещать ребёнку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребёнку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Задание 9. Каждый участник получает листок с жалобой ребёнка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.

Задание 10. Участники становятся в 2 круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказать поддержку друг другу. По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом движение идёт до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.

Презентация стенгазеты «Школьные годы чудесные».

А ещё мы хотим поблагодарить родителей, которые принесли фотографии из своего школьного прошлого, благодаря которым мы оформили стенгазету «Школьные годы чудесные». Ребята среди множества фотографий будут искать знакомое лицо мамы или папы, познакомившись таким образом со школьной жизнью родителей.

8.Итог занятия. Обратная связь. Участникам предлагается поделиться своими мыслями и чувствами по поводу занятия.

Либо как вариант.

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

  • Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
  • Чем полезная именно для Вас была данная встреча?
  • Узнали ли Вы что - то новое о себе и своем ребенке?
  • Ваши пожелания педагогам.

Литература.

  1.  «Школьный психолог» № 20, октябрь 2006 г.
  2. http://nsportal.ru-Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ-  Карпова О.В.

МКДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 1

с. Парабель

«Идём в школу с радостью»

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

Провела педагог-психолог

О.Б. Сидоренко

Апрель 2015 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Говорят дети…

Слайд 2

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы учиться. Для чего надо учиться? Расти, развивать здоровье. Учиться – это весело или скучно? Скучно, это долго. Трудно или легко? Трудно, задания трудные всякие. Как ты будешь учиться? Хорошо. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Трудно, очень долго учить надо. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Доброй. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Телефон, портфель, учебники, окружающий мир. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы родители уроки помогали делать, а лучше бы папа помогал.

Слайд 3

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы учиться. Для чего надо учиться? Быть умным и не баловаться. Учиться – это весело или скучно? Не знаю, не была, думаю надо быть серьёзнее и веселиться не надо. Трудно или легко? Трудно, потому что сестра двоюродная говорила. Как ты будешь учиться? Хорошо, буду внимательно слушать и выполнять все задания. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нелегко, потому что надо очень стараться, сильно учиться, если будешь рисовать в тетради, то получишь двойку. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Хорошая, добрая, чтобы хорошо учила и сильно не ругалась. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Портфель, школьные принадлежности, азбуку и свою отдельную тетрадку для рисования. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы родители меня похвалили, а учитель ставил пятёрки.

Слайд 4

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Хорош всё знать. Для чего надо учиться? Чтобы учиться читать и потом на машине учиться ездить. Учиться – это весело или скучно? Весело, моя сестра учится и ей нескучно. Трудно или легко? Трудно, потому что надо читать, писать. Как ты будешь учиться? Меня мама отправит в строгий класс, поэтому хорошо буду учиться. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Трудно, так сестра говорила. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Нестрогая, которая должна учить, похожая на Ирину Никитичну. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Мультики. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы мама помогала уроки делать и не ругала.

Слайд 5

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы учиться. Для чего надо учиться? Знания хорошие получать и оценки. Учиться – это весело или скучно? Весело, потому что надо повторять задания, чтобы легче было учиться. Трудно или легко? Легко, если правильно послушаешь, тогда всё поймёшь и будет легко. Как ты будешь учиться? Хорошо, потому что мама так сказала. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Трудно, потому что надо стараться. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Хорошей, доброй, чтобы была рада детям. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Учебники, пенал, а на перемене поиграть кубики (кости). Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы мама помогала в уроках.

Слайд 6

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Знания получать, открывать новое. Для чего надо учиться? Знать, как всё установлено. Учиться – это весело или скучно? Весело, потому что всякие вопросы интересные задают и надо на них отвечать. Трудно или легко? Трудно, потому что трудные задания будут давать. Как ты будешь учиться? Хорошо, потому что я хочу знать всё на свете как моя сестра Маша. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нет, нелегко, потому что надо все задания выполнять, тихо сидеть, ждать звонок. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? С палочкой (указкой), хорошей, чтобы давала время поиграть и занятия проводить. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Портфель, учебник, ручку, стиралку и т.д. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? От учителей хорошей оценки, чтобы с нами обращались как в д/с, чтобы родители купили всё, что надо для школы.

Слайд 7

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы знания получать. Для чего надо учиться? Чтобы всё было сделано правильно, чтобы получить хорошую работу и много денег зарабатывать. Учиться – это весело или скучно? Скучно, потому что надо долго сидеть уроки делать. Трудно или легко? Трудно, потому что сложные задания дают и надо писать письменные буквы. Как ты будешь учиться? Хорошо, на одни пятёрки. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Сложно, надо хорошо себя вести и не баловаться. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Чтобы была хорошая, хорошо разговаривала с детьми, не кричала. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Ручку, рюкзак, тетрадку, учебник. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы показывали, как делать уроки, а учитель понятно объяснял.

Слайд 8

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы учиться. Для чего надо учиться? Чтобы знать буквы и учиться читать и писать, чтобы на работу устраиваться. Учиться – это весело или скучно? Скучно, потому что чуть-чуть хочется поиграть, а мы устаём на занятии. Трудно или легко? Трудно, потому что нелегко писать и читать. Как ты будешь учиться? Хорошо, потому что, если мы не будем хорошо учиться, мама ремня будет давать. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нелегко, потому что некоторые не справляются с заданиями. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Хорошая, если похожа на мою маму: и строгая, и добрая. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Книги, пенал, карандаши, картон, какую-нибудь мелкую игрушку. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы мама помогала уроки делать, мама и учитель хвалили бы.

Слайд 9

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы учиться на пятёрки, можно научиться хорошо себя вести. Для чего надо учиться? Чтобы работу хорошую найти, пойти в училище, а потом в армию. Учиться – это весело или скучно? Скучно, там нельзя играть, только в коридоре, на уроке нечего делать. Трудно или легко? Трудно, занятия трудные задают, будет трудно на физкультуре. Как ты будешь учиться? Хорошо может быть. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нет, нелегко, потому что некоторые плохо себя ведут. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Хорошей, доброй, хорошо бы к нам относилась. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Дневник, тетрадку, ручку, линейку. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы помогали бы задачки решать, хвалить меня не надо, не люблю, когда хвалят..

Слайд 10

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы учиться. Для чего надо учиться? Чтобы потом всё знать. Учиться – это весело или скучно? Это интересно. Трудно или легко? Трудно, не знаю почему. Как ты будешь учиться? На пятёрки. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нелегко, надо хорошо учиться. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Хорошей, доброй, чтобы она нас хорошо учила. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Портфель, тетради, может игрушку поиграть. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы хвалили, подбадривали.

Слайд 11

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы заниматься. Для чего надо учиться? Чтобы потом в армию поступить, чтобы грамотным быть. Учиться – это весело или скучно? Весело, потому что в микроскоп можно заглянуть. Трудно или легко? Т рудно. Как ты будешь учиться? На пятёрки, чтобы папу не расстраивать. И маму. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нет, потому что иногда забываешь, что писать. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Доброй, весёлой. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Учебники и ранец. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы помогали делать домашнее задание, чтобы хвалили.

Слайд 12

Говорят дети… Для чего нужно идти в школу? Чтобы пойти в институт. Для чего надо учиться? Чтобы многому научиться, много чего знать, если в школу не идти или в садик, то профессию не получишь. Учиться – это весело или скучно? Весело, потому что много чего можно узнать, чего в садике не узнаешь, в садике учат только детскому. Трудно или легко? Трудно, потому что задание трудно писать, рисовать по клеточкам. Как ты будешь учиться? Думаю, хорошо, буду стараться на пятёрки учиться. Как ты считаешь, легко ли оценку «5» получать? Нет, потому что в школе трудные задания, чем больше хорошо учишься, тем больше получаешь хороших оценок. Какой бы ты хотел (а) видеть свою учительницу? Похожую на Ольгу Ивановну, чтобы показывала детям, где что находится. Что бы ты с собой взял (а) в школу? Только букет, потом все в школу ходят с портфелями и с учительскими вещами: карандашами и т.д.. Чего ты ждёшь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? Чтобы помогали делать некоторые сложные задания. Хвалить точно не надо, даже если будут «5», просто не хочу, когда меня благодарят, мне неприятно, мне кажется, что всё равно я сделал неправильно, криво.

Слайд 13

Школьные объяснялки . Звонок - когда начинается урок и перемена, им пользуются в школе. Урок - это когда учатся, когда прозвенит звонок, там тебе говорят: сдай завтра д/з, чтобы послезавтра принести, там показывают упражнения. Ученик - это первоклассник. Доска - где пишут мелом. Портфел ь -эго носят в школу, там школьные принадлежности, где учебники складывать. Директор школы - который командует и может уволить или выгнать из школы, помогает учителю учить детей, отвечает за школу. Старшеклассни к - перешёл с 1 класса на второй, кто старше нас, кто ходит в3 класс, а может 6-й, 5-й. У читель физкультуры - тот , кто делает испытания, нас учит, делает зарядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы скоро идём в школу!»

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе....

«Идём в школу смешариков».

Развлечение с мячами в подготовительной группе....

Идём в школу

Статья помогает родителям расставить приоритеты при подготовке детей к школе. Указывает на роль и задачи, поставленные перед ними в процессе обучения своего ребёнка....

Идём в школу!

Речевая готовность ребёнка к школе.На что родителям обратить внимание....

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител...

Консультация для родителей «Идём в школу с радостью»

Когда надо начинать готовить будущего первоклассника, учитывая сегодняшний темп жизни, постоянно усложняющиеся и разнообразные программы обучения? И многие другие вопросы, которые возникают у родителя...

Консультация для родителей «Идём в школу с радостью»

Вот и миновала макушка лета, наступает пора подготовки к новому учебному году. Больше всего ждут сентября будущие первоклашки, а их родители волнуются. Приобрести портфель, костюмчик, тетрадки и книжк...