Картотека. Весенние прогулки
картотека (подготовительная группа) по теме

Морозова Надежда Валерьевна

В данном комплекте представлен материал для развивающих прогулок с детьми, который даст возможность взрослым - воспитателям, педагогам, родителям и т. д. сделать прогулки интересными, полезными, развивающими и оздоровительными. Все прогулки тематически разбиты по временам года.   Тематическая беседа, которую взрослый может проводить с детьми во время прогулки, и подвижная игра.В детских садах прогулки запланированы, но от этого они не становятся скучными. Для воспитателей прогулка - это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п. В режиме дня ДОУ выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой (СанПиН 2.4.1. 1249-03). В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (трудовая, игровая, индивидуальная работа с ребенком, наблюдение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_progulki.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Цели развивающих прогулок

  • Расширять кругозор детей;
  • научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;
  • научить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
  • развивать творческую фантазию и воображение;
  • развивать память, внимание, речь детей,
  • поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  • прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
  • формировать желание стать другом и защитником природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать активность, коллективизм, настойчивость в достижении
    поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
  • совершенствовать основные виды движений.

ВЕСЕННИЕ ПРОГУЛКИ.

 «Ворона»

Цель прогулки

Закреплять знание дней недели, весенних месяцев. Уточнить представление у детей о птицах родного края. Развивать речь детей, слуховое восприятие. Воспитывать любовь к природе бережное к ней отношение.

Ход беседы

Педагог спрашивает у детей, какие птицы улетели в теплые края и теперь возвращаются на родину.

А к каким птицам -  перелетным или оседлым — относится ворона? Правильно, ворона - оседлая птица.

После прочтения стихотворения показывает иллюстрацию с изображением вороны и предлагает поикать глазами такую птицу на территории, на которой они находятся, среди других пернатых гостей

Воспитатель рассказывает о любви птицы к блестящим предметам.

Как кричит ворона? Как выглядит ворона по сравнению с синицей? Она больше по величине? А по сравнению с грачом? Со скворцом?        

Вороны — на редкость интересные птицы. Они на расстоянии умеют отличить мужчину женщины. Первого, от которого они видели больше зла, они облетают стороной, вторую - могут подпустить и вплотную. Более того, вороны иногда отличают человека с ружьем от человека с палкой и более доверчивы к последнему. Постепенно вороны перестают бояться людей городах, где, конечно, никто их не стреляет. Эти птицы учатся не только на «горьком опыте: но и заимствуют полезные навыки у других птиц. А, например, раздобыв черствую корку хлеб; ворона летит с ней к ближайшей луже и размачивает ее.

Вороны - очень умны и сообразительны. Вороны проявляют изумительную изобретательность, например при ограблении птичьих гнезд.

Педагог предлагает описать внешний вид птицы. Он показывает, какие следы оставляет ворона на мором песке, и предлагает детям самостоятельно поискать ее следы на их участке.

«Дыхание весны»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать представление о весне по основным существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес к явлениям живой природы. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Ход беседы

Представьте, что вы художники. Какие краски вы используете, чтобы запечатлеть всю красе ту весеннего дня? (Ответы детей.)

Что будет обязательно нарисовано на вашей картине? Какое настроение вы попробует передать? Что вы хотите рассказать людям этой картиной? А какие картины с изображение весенних пейзажей вы видели? Чем вам запомнилась эта картина? Как можно рассказать о весне:
не человеку, который не может выйти на улицу, не может ощутить ее запахи и звуки?

Задача взрослого -  следить, чтобы дети давали ответ полными предложениями.

Игра на прогулке. «Иголочка-ниточка»

По считалке выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются 3-7 человек, которые составляют «ниточку». Остальные размещаются на площадке, стоя по одному. Игрою
составляющие «ниточку», и «иголочка» берутся за руки, образуя цепочку. Впереди -  «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания. Играют по уговору до 5-10 фантов. Если цепочка разорвалась, то платят фанты игроки, расцепившие руки.

«Березка»

Цель прогулки

Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли березы в жизни человека.

Материалы

Кукла-перчатка Котенок.

Ход беседы

Педагог читает детям стихотворение В. Бокова и обсуждает его с детьми.

Какое по настроению это стихотворение? Почему вы так решили? Как относится поэт к березке? За что же ее так любят?

О Педагог надевает на руку куклу-перчатку Котенка. Говорит за него.

Котенок.        

                Я домашний котик, мягонький животик.

Я в лесу не бывал и деревья не видал.

На окошечке сидел, через стеклышко глядел

Расскажете мне, ребята, про березку?

Педагог. Лес, в котором растут одни березы, называется березняк или березовая роща;

Береза -  самое распространенное дерево наших лесов. В России растут два вида березы:  повислая (пониклая) и пушистая. Как раз сейчас, весной, их можно различить по внешнему виду у повислой березы ветки пониклые, «плакучие», ствол старых деревьев у основания почерневший, с потрескавшейся корой. Эту березу называют еще и «бородавчатой» из-за того, что на коре тонких побегов светлые железки -  «бородавочки». У пушистой березы бородавочек не ее ветки короче и отходят вверх и в стороны, ствол всегда белый от основания. Немного отличаются у нее и листья. Растет она в сырых местах.

Береза — ценное лекарственное растение. Издавна на Руси лечились березовым соком. Березовыми вениками парились в бане. Чай из березовых почек очень полезен для здоровья.

«Верба»

Цель прогулки

Систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Продолжить знакомство с деревьями и кустарниками родного края. Учить использовать полученные знания в играх, рисовании. Развивать наблюдательность.

Ход беседы

Внимательно посмотрите вокруг. Вспомните, как выглядел наш участок зимой. (Голые деревья и кусты.) Что изменилось стой поры? (На деревьях и кустарниках набухли почки, некоторые уже лопнули. Ветки словно объяты зеленой дымкой.) Что за покрывало украшало крыши на  весы, скамейки? (Весь участок был покрыт снегом и льдом.) А теперь снега стало больше ил
меньше? (Он практически исчез, растаял.) А что это на краю крыши поблескивает на ярко весеннем солнце? (Сосульки.) А что за аромат распространяется вокруг? (Это цветет верба.) Что за гости кружатся над «барашками» вербы? (Насекомые.) Обратите внимание, листьев на нашей вербочке нет. Только пушистые «барашки» сидят на веточках. Это и есть цветы вербы. Он издают тонкий армат, привлекая насекомых. Пчелы, шмели и крошки-мушки стараются успеть полакомиться сладким нектаром.

Игра на прогулке. «Липкие пеньки» Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображаю
липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, кого коснулись, становятся пеньками.

«Куда девались снежинки?»

Цель прогулки

Закрепить знания о весенних явлениях, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход беседы

Ребята, скажите, куда весной исчезают все снежинки? (Ответы детей.) А когда снег выпадает чаще -  зимой или весной? Почему? Что происходит весной со снегом? (Ответы детей.) Весной
солнце греет сильнее, чем зимой, поэтому снег подтаивает, темнеет, становится пористым, ноздреватым, рыхлым.

Давайте мы с вами немного порассуждаем, откуда берется снег. Маленькие льдинки в высоком небе -  это замерзший водяной пар. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. С приходом весны температура воздуха становится теплее. И весной снежинки не долетают до земли. Они тают в теплом весеннем воздухе, превращаясь в дождинки. Весной солнце греет землю дольше и сильнее, чем зимой. Снега становится все меньше и меньше. А тот снег, что остался лежать на земле, быстро «съедают» весенние дожди и яркое солнце.

Игра на прогулке. «Ветер и снежинки»

Дети становятся в круг. По считалке выбирают игрока, который будет ветром. Все остальные — снежинки. Произносят слова:

Ветер дует, поддувает,

Со снежинками играет.

«Ветер» дирижирует руками. Дети-снежинки кружатся на месте, вальсируют.

Вдруг поднялся ветер ввысь.

Эй, снежинки, берегись!

С этими словами ветер догоняет снежинок, а те разбегаются в разные стороны.

«Про пчелку-труженницу»

Цель прогулки

Расширять знания детей о жизни насекомых (пчел). Воспитывать бережное отношениемиру природы. Формировать звуковую культуру речи. Расширять словарный запас детей, активизировать речь дошкольников, вводить в речь прилагательные.

Ход беседы

Мы с вами можем отправиться в интересное и увлекательное путешествие в лес на поезде.

Едет поезд скрежеща:

Же-че-ша-ща, же-че-ша-ща, же-че-ша-ща.

Остановка на поляне, на которой много цветов. Как она может называться? («Цветочная «Лютик», «Ромашково», «Лесная полянка» и т. д.) Что мы видим вокруг? (Помогите детям увидеть необычное в обычном.) Назовите лесные цветы. (Ромашки, лютики, кашка, душица, мать и - мачеха, одуванчики и т. д.) Какие они? (Разнообразные, разноцветные, яркие, нежные, милые и т. д.) Кто любит собирать на цветах пыльцу и нектар? (Пчелы, осы, шмели, мухи.)

Подумайте и скажите: было бы столько красивых цветов, если бы к ним не прилетали насекомые? (Намного меньше, так как насекомые переносят на своих лапках, на брюшке, крыльях много пыльцы.) Некоторые люди ловят насекомых, сажают их в стеклянные банки, убиваю, насаживая на булавки для коллекции. Не стоит этого делать.

Педагог читает стихотворение Г. Остера.

Конечно, это шуточное стихотворение.  На самом деле все гораздо серьезнее Дело в том, что пчела после укуса погибает. Если понаблюдать за пчелами, то можно у них многому поучиться Пчелы очень трудолюбивы.

Игра на прогулке. «Догони свою пару»

Дети становятся в две шеренги на расстоянии 1 м одна от другой. По команде взрослой «Раз, два, три — беги!» дети первой шеренги убегают, а второй -  догоняют, стараясь пойма! (запятнать) свою пару, прежде чем она пересечет линию финиша (дистанция 10 м).

«Черемуха»

Цель прогулки

Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание стать другом и защитником природы. Расширять представления и знания детей о первоцветах, об их значении нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память.

Ход беседы

Черемуха — это листопадное дерево, реже кустарник. Ствол у черемухи прямой и стройный Крона широкая, густая. Растет черемуха быстро. Морозов не боится. Весной она вся покрыт
кисточками из белых с сильным запахом цветов. Черемуху очень любят не только люди, и насекомые. Это прекрасный медонос.

Ягоды у черемухи черного цвета. Ими лечились люди даже много веков назад. Об этом говорят археологические раскопки: косточки были обнаружены при раскопках построек каменного и бронзового веков в предгорьях Альп.

С черемухой связаны и весна, и возврат холодов, с которыми обычно совпадает время ее цветения. Воздух, напоенный слегка горьковатым ароматом, словно говорит о том, что наконец-то закончилась зимняя пора и наступило долгожданное обновление приводы.

Дерево это чрезвычайно полезное: цветы и листья черемухи выделяют так много летучи фитонцидов, что очищают воздух вокруг, убивая болезнетворные микроорганизмы и даже мелких насекомых — комаров и клещей. Правда, по этой же причине не стоит вносить букет!
черемухи в дом: может заболеть голова.

Игра на прогулке. «Схвати змею за хвост»

Ведущий держит в руках конец веревки длиной 1,5 м. Он бежит впереди, а дети пытаются догнать его и схватить за «змею» (веревку) за хвост. Тот, кому это удается, становится водящего, веревка переходит к нему, и игра продолжается.

«Ландыш майский»

Цель прогулки

Закреплять знания детей об изменениях в весенний период. Расширять знания детей о весенних цветах. Работать над развитием связной речи. Воспитывать любовь к родной природе

Ход беседы

Много цветов растет в садах, на лугах и на лесных полянках. Но один из них я люблю особенно. Это не просто цветочек. Это настоящий букетик. Посмотрите: широкие крепкие листья бережно хранят как в ладонях крупные бусинки цветов. Роса не спешит испаряться с листьев.
Она как будто хочет превратиться в беленький цветочек и навсегда остаться на тонком зелено стебельке. Солнце ласкает лилию долин, так еще называют ландыш, говоря ему о своей любви. Ландыш отвечает солнышку тонким ароматом, как будто говоря: «Я тоже люблю тебя!» Ландыш - это гимн весне. Она наделила его любовью к жизни. Цветок благодарит весну ласковым перезвоном маленьких белых кувшинчиков.

Не счесть числа легендам о происхождении ландышей. Древние греки и римляне думали, что это капельки пота с лица богинь-охотниц - римской Дианы, убегавшей от решивших поймать ее фавнов; греческой Артемиды, преследующей оленя.

Древние кельты полагали, что ландыши - сокровища эльфов. По легенде, молодые охотники, устроив засаду в лесной чаще, увидели эльфа, летевшего с тяжелой ношей в руках, и выследили его путь. Он нес жемчужину на гору перлов под старым раскидистым деревом. Не устоя перед искушением, один из охотников решил взять себе крохотный перламутровый шарик, но при прикосновении к нему гора сокровищ рассыпалась. Люди кинулись собирать жемчужины,  забыв о предосторожности, и на шум прилетел эльфийский король, обративший весь жемчуг душистые белые цветы. И с тех пор эльфы мстят алчным людям за потерю своего клада, а ландыши любят настолько, что еженощно натирают их салфетками, сотканными из лунного света...

«Первоцветы»

Цель прогулки

Формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять представления и знания о первоцветах. Развивать речь, активизировать внимание и память.

Материалы

Кукла-перчатка Подснежник.

Ход беседы

Сегодня на улице особенно красиво. Скажите, какая сегодня погода? Можно такой денек назвать теплым? Чем пахнет воздух? Он пропитан нежными ароматами весны. Благоухание идеи от каждой веточки, от каждой травинки.

Еще не везде растаял снег, а уже появляются первые весенние цветы. Зачастую их называют подснежниками — некоторые цветки появляются прямо из-под снега, но подснежник это совершенно определенный цветок, а, в общем, первые цветы, появляющиеся ранней весной называют первоцветами.

Предлагаю вам пройтись по участку и поискать цветы мать-и-мачежи, одуванчиков. Рвать их мы с вами не станем. Это  пушистые головки будут приносить радость и людям, и животным  и насекомым.

После того как дети погуляют по территории, педагог надевает на руку куклу-перчатку Подснежник.

Подснежник. Здравствуйте, ребята! Я — Подснежник. Я совсем недавно появился на свет.  Добрая и ласковая Весна проходила по лесу, и от ее тепла появилось много цветов. Вы можете  назвать другие первоцветы? (Ответы детей.)

Педагог. Молодцы, дети. Вот у меня есть фотографии с изображением первоцветов. Крокусы, пролеска сибирская, печеночница благородная, примула и, конечно, подснежник. Подснежник. А может, вы стихи и загадки про цветы знаете?

Можно провести конкурс рисунков на асфальте «К нам пришла Весна».

«Грачи прилетели»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать знания детей о жизни перелетных птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения. Развивать интерес к живой природе. Расширят словарный запас детей. Учить подбирать синонимы.

Ход беседы

О Взрослый читает стихотворения и обсуждает их с детьми.

О ком оба эти стихотворения? (О грачах.) Как кричат грачи? (Громко, пронзительно.) Где чаще всего можно встретить этих птиц? (Они любят прохаживаться по пашне за тракторами. Что ищут грачи на пахоте? (Червей.) Знаете ли вы, чем отличается грач от вороны? На первый взгляд этих птиц трудно отличит друг от друга. Но к грачам в России всегда относились с чувством благожелательности и симпатии. Грач, как и скворец, всеобщий любимец, вестник весны.

Ворону всегда недолюбливали. Даже приметы о вороне и граче сложены в народе разные.  Про ворону говорят: «Раскаркалась ворона — быть беде». А про грачей говорят совсем другое. «Если грачи покинули свои гнезда — быть беде».

Тем не менее и грачи, и вороны — представители огромного отряда воробьиных, семейств врановых (вороновых) птиц. Кроме грача и вороны к семейству врановых принадлежат: сорока, галка, сойка, кедровка и ворон.

Игра на прогулке. «Воробьи и вороны»

Ведущий делит детей на 2 команды. Одна воробьи, другая вороны. Они выстраиваются друг против друга на расстоянии 4 м. Заранее определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Вороны!» Значит, воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал: «Воробьи!» - тогда воронь
убегают, а воробьи их ловят. Ведущий подсчитывает число пойманных игроков и объявляет победителей.

«Домик для друга»

Цель прогулки

Развивать интерес и любовь детей к природе. Формировать реалистическое представлении о птицах, о скворце. Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц приспособлении ее к среде обитания. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

Ход беседы

Ребята, а кто из вас знает, кто построил дом для скворца? Как дом называется?

В России всем нам известный «птичий домик» -  скворечник, появился в начале XVII век; в эпоху правления Петра Великого. Увидев во время своего путешествия по Европе скворечники, он ввел эту традицию и у себя на родине.

Птицы очень благодарные существа. Живущие рядом, они оказывают неоценимую помощь садоводам (скворчиный выводок за 5 дней может съесть около 1000 майских жуков и их личинок, не считая огромного множества гусениц и других паразитов). Ну, и конечно, пичуги радую
нас своим видом и пением, делают нас ближе к природе.

А из какого материала сделаны скворечники? Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Скворец поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на воток. Скворец относится к пересмешникам: он отлично подражает голосам людей и животные. А кто еще может поселиться в скворечнике? Несмотря на название в скворечнике могут поселиться мухоловки-пеструшки, горихвостки, воробьи, зырянки (или малиновки) и трясогузки.  А другим птицам нужен дом?

«Ласточка»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать знания детей о жизни перелетных птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы входе наблюдения. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

Ход беседы

Сегодня мы с вами поговорим о маленькой перелетной птичке- деревенской ласточке. Е еще называют касаточкой. Окраска у ласточки сверху сине-черная с металлическим отблесков снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна. Хвое длинный, с глубоким вырезом посередине.

Прилетают ласточки в середине мая.

Все ласточки -  насекомоядные, ловят летающих насекомых, точнее, тех, кого ветер и потоки теплого воздуха, поднимающегося от земли, уносят высоко вверх. И ласточки едят их большом количестве. Только за время кормления птенцов ласточки прилетают к гнезду сотни раз (деревенская, например, до 600 раз) и в каждый прилет приносят по нескольку насекомые.
Ласточки — это «дети воздуха», на землю садятся очень редко и не охотно. В воздухе они демонстрируют сложнейшие фигуры высшего пилотажа: пикируют, делают мертвые петли, планируют и кувыркаются. Пролетая над водой, могут напиться либо на мгновение окунуться.

Гнезда ласточки сооружают в таких местах, откуда можно сразу броситься в воздух: на  обрывах, на стенах или под карнизами домов. Обычно это аккуратные сооружения из соломинок (в качестве арматуры) и из глины и земли (основной материал), склеенные слюной. У деревенских гнездо в форме чаши, у городских — шарообразное. Некоторые роют норы. Это береговые ласточки, или, как их часто называют, береговушки.

Игра на прогулке. «Раздавить шарик соперника»

Двум игрокам дается по одному надувному шарику, который они привязывают к левой ноге Правой ногой надо раздавить шарик соперника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека весенних прогулок

Прогулки расчитаны на детей старшего дошкольного возраста....

Картотека весенних прогулок(май)

Материал будет интересен воспитателям младших групп....

Картотека весенних прогулок во второй младшей группе.

Учить детей наблюдать и описывать изменения в природе....

Картотека весенних прогулок

рогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах улично...

КАРТОТЕКА ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАРТОТЕКА ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...