Сообщение для воспитателей "Виды совместной и самостоятельной деятельнгости во второй младшей группе"
консультация (младшая группа) на тему

Воронина Альбина Ивановна

Трудовая деятельность во второй младшей группе направлена на реализацию цели развития у детей любознательности к деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании.задачи воспитания и развития детей направлены на то, чтобы: 1. Помочь ребенку освоить первые представления о конкретных видах труда, направленных на заботу о детях; 2.Обеспечитьпостепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к простейшему сенсорному анализу; 3Помочь .осознанать правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и маиериалах, которые дети используют в своей деятельности; 4.Воспитание ценностного и бережного  отношения к игрушкам, предметам , как результату труда взрослых; 5.Приобщение воспитанников к самообслуживанию( одевание, раздевание, умывание) ; 6. способствовать развитию самостоятельности, волевых усилий, положительной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumenty_20.09.2013.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Виды совместной и самостоятельной деятельности во второй младшей группе

Трудовая деятельность во второй младшей группе направлена на реализацию цели развития у детей любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании.

Задачи воспитания и развития детей:

- помочь ребёнку освоить первые представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещения детского сада и участка и т.п.) и соответствующий словарь;

- обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу, выделению ярко выраженных качеств и свойств предметов (назначение предмета, его части и назначение; материал, из которого сделан предмет, цвет, форма, размер);

- способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности (предметная деятельность, игра, самообслуживание);

- воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результату труда взрослых;

- приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, волевых усилий, положительной самооценки.

Во второй младшей группе различают три вида совместной и самостоятельной деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Самообслуживание:

1. Обучение самостоятельному одеванию и раздеванию в определённой последовательности.

2. Воспитание опрятности: замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого.

Хозяйственно-бытовой труд:

1. Выполнение поручений взрослого разложить материал к занятию, убрать на место игрушки, собрать мусор на участке, очистить дорожки от снега.

2. Приучение к соблюдению порядка и чистоты в помещении и на участке.

3. Оказание помощи няне в сервировке стола: формировать умение, необходимое при дежурстве  по столовой (2-я половина года).

Труд в природе:

  1. Уход за животными.
  2. Уход за растениями.

Цель самостоятельной деятельности: воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

Задачи, которые стоят перед взрослыми:

1. Создание условий для занятий трудовой деятельностью по желанию.

2. Формирование основ самостоятельной деятельности.

Большое место в самостоятельной деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремления к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребёнка, важнейший фактор в формировании его трудолюбия. Решающее значение имеют игровые приёмы, именно они позволяют воспитателю с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Так воспитатель может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, отводят ей место в группе, учат её навыкам самообслуживания, а та даёт оценку их действиям.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к избалованным детям, имеющим склонность к зазнайству, использовать поощрение нужно осторожно.

Эффективными приёмами являются: привлечение положительного примера («Посмотрите как Таня быстро и правильно одевается»). Большое место занимают такие приёмы как «рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав интерес к предметам. Например: «Какие красивые сандалики у Леры, цветочки на них красные, ремешок белый, наверное они хорошо будут застёгиваться». Очень действенным приёмом является показ инсценировок «Как Мишка умывается». Воспитателю надо учитывать то, как ребёнок выполняет действие (как завернул рукава, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость). Важно побуждать детей к взаимопомощи («Помочь Тане снять футболку»...) Но пользоваться этим приёмом нужно осторожно, чтобы ребёнок не привык к постоянной помощи. Формированию у ребёнка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у детей интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая элементарные представления о труде няни, дворника, повара, медсестры, нужно обратить их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают для всех, старательно, аккуратно, быстро). Привлекаем внимание к трудовым операциям взрослых (няня смочила тряпку, отжала, протёрла полку, прополоскала тряпку, опять отжала), рассматриваем материалы и оборудование, которые используют в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда («Полка стала чистая»). Так у ребёнка складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса ляжет удовлетворение той или иной потребности людей. Формированию этих понятий служит и такой приём, как создание ситуаций, побуждающих детей к деятельности.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на заботу об окружающих. Вот почему так важно приобщить к нему детей как можно раньше. Хозяйственно-бытовой труд во 2 младшей группе в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно – это отдельные действия, которые ребёнок производит на первых порах совместно со взрослыми. Например дети вместе с няней протирают стульчики. И пусть этот труд совсем незначителен (а порою малыши мешают взрослому в работе), но его нужно всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Необходимо, чтоб труд был посильным. Но уже в этом возрасте дети должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Тогда дети осознают его значимость, необходимость («Хорошо, что Лера очистила снег со скамейки, мы теперь на ней можем посидеть»).

В течение дня воспитатель должен найти для каждого ребёнка нужное и полезное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно. Со второго полугодия малышам начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой приём. Например, кукла говорит: «как красиво накрыли столы Андрюша и Стёпа, я с удовольствием посижу за ними». Нужно воспитывать у детей умение замечать непорядки в окружающей обстановке. Групповая комната должна быть чистой, аккуратно прибрана, не было разбросанных игрушек. Видя, что дети их разбросали можно им сказать:

Ну теперь за дело дружно –

Убрать игрушки нужно!

Труд в природе. Воспитывая у детей ценностное отношение к труду педагог старается вызвать у них желание трудится в уголке природы и на участке. Осенью наблюдаем за сбором урожая старшими группами, но выполняем некоторые поручения (собираем сухие листочки в ведерки и снести их в большую тележку). Если воспитатель сам увлечён по-настоящему работой, у детей появляется желание помочь ему. С наступлением весны наблюдаем за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на клумбах цветов. Это помогает заинтересовать трудом в природе, вызвать желание самим что-то посадить. Малыши наблюдают как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Можно предложить  им встать друг за другом и утоптать дорожку. «Вот какая красивая и ровная получилась дорожка». По ней мы будем ходить, а на грядке выращивать овощи. По грядкам ходит нельзя». С помощью воспитателя дети сажают лук, высеивают крупные семена (горох, бобы). Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии детей. Прополку, рыхление, подкормку воспитатель делает сам. Летом продолжаем наблюдение за трудом старших детей, можно рассмотреть выращенные овощи, вспомнить, как сажали луковицы. Ухаживая в утренние часы за растениями уголка природы, воспитатель показывает и объясняет, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию. Дети могут поливать растения, вытирать  пыль с крупных листьев (с помощью воспитателя). Протирая листочек надо сказать «Осторожно протирай листик, чтобы он не сломался. Вот какой  он чистый и блестящий стал». Следует с детьми проводить посадку лука и крупных семян декоративных растений.

В процессе всех видов совместной и самостоятельной деятельности особое внимание надо уделять навыкам культурного поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Прося о помощи взрослых, называть их по имени-отчеству, использовать слова «спасибо» и «пожалуйста».

Литература:

1.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования СПб.: ООО « Издательство «Детство-Пресс». 2011год.

2. Голицина Н.С. «Перспективное планирование в детском саду. 2-я Младшая группа», - Москва, 2011год.

3. Давыдова Н.А., Лысова Е.А. и др. «Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа, - Издательство «Учитель», 2012год.

4. Крулехт М.В., Крулехт А.А. «Образовательная область «Труд» Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие, - «Детство-ПРЕСС», 2012год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной области «Познание» на тему: «В гостях у трех медведей»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной области "Познание" на тему: "В гостях у трех медведей"...

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Связная речь-Это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.В нашей г...

Перспективное планирование игр по конструкторско-модельной деятельности для самостоятельной деятельности во второй младшей группе.

Таблица конструкторско-модельной деятельности для самостоятельной деятельности во второй младшей группе....

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» во второй младшей группе

План работы по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»во второй младшей группе...

Перспективное планирование игр – экспериментов для самостоятельной деятельности во второй младшей группе.

Месяц Неделя Тема Цели и задачи Материал, оборудование Методическое обеспечение Примечание Июнь 1 - 4 «Солнечный зайчик» Познакомить с естественным источником света – солнцем. Малень...

«Как организовать самостоятельную деятельность во второй младшей группе детского сада»

Статья о организации самостоятельной деятельности детей четвертого года жизни...