Главные вкладки

    статья "Содержание и формы работы с родителями"
    статья на тему

    Русова Анна Георгиевна


    Коротка дана анатация нетрадиционным методам работы с родителями в ходе учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русова Анна Георгиевна

    воспитатель высшей квалификационной категории компенсирующей группы

    МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты

    методическая копилка

     

    «Содержание и формы работы с семьей»

    Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

    Антон Макаренко

    Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» в режиме, и в реализации программы их ребенок.

    Признание приоритета семейного воспитания требует в современном обществе совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

    Сотрудничество – это «общение на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

    Тема данной работы – «Содержание и формы работы с семьей».

    Цель – ознакомление с содержанием и формами работы с семьями воспитанников в условиях современного общества.

    Задачи:

    1. Ознакомиться и проработать теоретический материал по данному вопросу;
    2. Раскрыть портрет современного родителя с целью выбора оптимальных методов работы с семьями воспитанников;
    3. Дать  характеристику нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей.

    Методологической базой по данному вопросу можно считать труды следующих авторов: Е.П. Арнаутовой, Л.Г. Богославец, В.В. Горшениной, О.И. Давыдовой,  Н.Е. Зенченко, А.А. Майер, Н.М. Метеновой, Н.А. Петрущенко, И.В. Самошкиной, Н.П. Черкасовой и др., которые выражают свою точку зрения по данному вопросу следующим образом: взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка; для целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения, и для формирования активной позиции воспитательной роли семьи.

    I. Современный родитель

    Каков же портрет современного родителя?

    Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то, как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодняшний день заняты обеспечением материального благополучия семьи, и совсем мало времени у них остается на общение с детьми.

    С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернет ресурсов и популярной литературной информации непосредственно на практике.

    Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

    Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями – это нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятых и в то же время понятные, доступные, «лёгкие» для современных родителей.

    Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

    Е.П. Арнаутова, О.И. Давыдова, Н.М. Метенова.

    • Психология доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии.
    • Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
    • Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей (таблица контроля в приложении).
    • Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях, во время режимных моментов, практикуется в «Дни открытых дверей», по просьбе педагога, либо по желанию родителей.
    • Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания (собрания-дебаты, индивидуальное общение, встречи по интересам в «Родительском клубе»).
    • Дифференцированный подход. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон и т.д.).

    II. Характеристика нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей

    Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях:

    Направление

    Формы

    Рекламное

    • Стенды
    • Дни открытых дверей
    • Работа сайта ДОУ
    • Публикация
    • Сотрудничество со СМИ

    Диагностическое

    • Анкетирование
    • Опросы
    • Беседы
    • Тестирование
    • Комплексные исследования
    • Работа почтового ящика

    Психолого-педагогическое

    • Наглядная педагогическая пропаганда
    • Родительские собрания
    • Консультации
    • Беседы
    • Тренинги
    • Игра
    • Работа «Родительского клуба»
    • Мастер классы

    Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

    • Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
    • Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях

    Наиболее продуктивными и интересными формами, методами и средствами взаимодействия педагогов и семей воспитанников, как отмечают сами родители в опросах, это:

    • групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;
    • «Родительский клуб», мастер классы для родителей;
    • «Дни открытых дверей»;
    • проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
    • организация проектной деятельности «педагог – дети – родители»;
    • оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей.

    Безусловно, традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Но современные требования к образовательному учреждению, к агитационной работе с родителями воспитанников в данное время предполагает проводить собрания опять же в нетрадиционных формах.

    Почему именно эти формы работы так привлекают родителей? Ответ очень прост – это те формы, которые предполагают участие родителей в процессе воспитания и развития их детей, это формы, которые дают родителям доступ к видению своего чада в процессе. Родитель может наблюдать за деятельностью ребёнка, педагога, учиться на примерах, видеть ошибки, анализировать, сравнивать, ... т.е. «пропустить через себя» весь воспитательно-образовательный процесс, педагогическую ситуацию.

    Итак, давайте рассмотрим следующие формы работы с родителями, которые дают положительный и эффективный результат во взаимодействии, партнёрстве в тандеме ДОУ-СЕМЬЯ.

    II. 1 Собрания в нетрадиционной форме

    Собрания – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

    Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

    Н.М.Метенова считает, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для «галочки», а для пользы дела. Автор рассматривает и предлагает нетрадиционную методику проведения. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор.

    Во-первых, необходимо разработать этапы или методы работы педагога с родителями с целью привлечения родителей к посещению собрания.

    1. Обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия.
    2. Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания.
    3. Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу.
    4. Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись и др. сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей.

    Рассмотрим и коротко раскроем данные этапы.

    1. Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания «Мой ребенок будущий миллионер», цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Всеобуч для родителей по сюжетно-ролевой, дидактической игре, а также играм-макетам, которые несложно сделать дома совместно с ребенком. Следующее собрание «Искусство самопрезентации. Ребенок и общество». Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

    2. Конечно, немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

    Начнем со времени - «когда». Под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

    3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы.

    4. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

    Данное собрание должно быть продумано в плане организации, подбора материала, времени проведения (не затянувшееся) либо оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители десять раз подумают прийти ли к вам на мероприятие.

    Возможные положительные и отрицательные стороны

    организации и проведения собрания:

    положительные

    отрицательные

    Нетрадиционная форма проведения (конференция, дебаты, мастер-класс, деловая игра и др.)

    лекция

    Ограничено во времени

    Собрание длится больше 1 часа

    Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, ДОУ

    Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей

    Качественно подготовленное собрание

    Слабое, плохо подготовленное собрание

    Проходит в форме диалога. Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают

    В форме монолога. Родители только слушают.

    Привлечение узких специалистов ДОУ, выступления детей (музыкальная композиция, сценка, подарки друг другу)

    Выступает один воспитатель

    Исходя, из всего выше сказанного можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно воспитателю необходимо заинтересовать родителей, узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

    II. 2 Родительский клуб

    Это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп.

    Прежде, чем начать работу в данной форме, необходимо запустить опросник с перечнем тем на выбор родителям. Затем составляется план работы по актуальным темам для родителей и готовится материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: «Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки», «Права детей. Кто их защитит?», «Досуг семьи – как его проводить» и т.д.

    Родители во время таких встреч узнают новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могут обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получают при выполнении какого-либо практического занятия, которое потом могут дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры-забавы своими руками, опытническая деятельность, фокусы и многое другое).

    II. 3 Дни открытых дверей (технология организации)

    По мнению авторов: О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения «Дней открытых дверей», практикуемые в  ДОУ.

    Основной критерий анализа – цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним.

    Характерно, что первый для родителей «День открытых дверей» иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду («Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться»). Другой, напротив, побуждает этот интерес («Я и не думал, что с малышом столько проблем»).

    «Дни открытых дверей» на сегодня, самая популярная форма среди взаимодействия ДОУ с родителями. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

    Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремиться «озадачить», а не только успокоить родителей воспитанников. И «День открытых дверей» предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими.

    Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

    Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

    Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить. Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха.

    Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений).

    Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

    II. 4 Газета для родителей

    Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – родительская газета. Выпуском газеты можно придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в любом направлении, обеспечить единства воспитания в детском саду и дома. Это помощь в решении задач, способствующих реализации основной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста через обеспечение своевременной информации об особенностях работы дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду в нетрадиционной форме.

    Газета поможет прорекламировать, дать возможность поделиться интересным семейным опытом всем желающим, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу.  

    Групповая родительская газета – это эффективный способ педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их математических способностей, досуговых мероприятиях и т.д.

    Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о детях, их достижениях, их проблемах и читается родителями.

    Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

    Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. газета нетрадиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно.

    Основные критерии, на которые должен ориентироваться педагог при выпуске газеты – это наличие в ней:

    • информации о мероприятиях группы с детьми в данном направлении;
    • информационных рубрик с привлечением специалистов;
    • эстетики в оформлении, оригинальности;
    • странички/ рубрики «Отзывы родителей о газете».

    Размещена газета должна быть в уголке для родителей. Газета хоть и не главная, но важная форма взаимодействия детского сада и родителей. Она и способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей педагогов.

    II. 5 Метод проектирования

    Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания.

    В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Поэтому метод проектирования, а в частности социальное проектирование, и интересует нас педагогов в рамках данной темы. Но сначала давайте уточним некоторые определения.

    Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

    Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность, направленная на поиск решения возникшей проблемы.

    Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами.

    Т.о. метод проектов даёт возможность активно проявить себя в системе общественных отношений (педагог - ребёнок, педагог - родители, родители - ребёнок, ребёнок - ребёнок, родитель - родитель и т.д.), способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

    По мнению Д. Дьюи «...опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи». Тоже самое мы можем сказать и о взрослой половине воспитательного процесса, цель которого - создание эмоционального равновесия между членами педагогического процесса, обогащение знаний (теоретических и практических) социального института семьи.

    Применение метода проектов связано с большими преимуществами:

    • Метод проектов способствует успешной социализации всех членов благодаря адекватной информационной среде, в которой они учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
    • На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход, что приводит к развитию творческих способностей. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, участники проекта исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
    • Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

    Наряду с преимуществами есть и некоторые трудности с организацией метода проекта в работе с родительским коллективом:

    • Даже самый краткосрочный проект является трудоёмким.
    • Вопрос организации родительского коллектива в условиях современной жизни.
    • Поиск ответственного за проведение, воплощения проекта.

    Эти трудности связанны, как правило, с вопросами организации, с умением вовлечь в проектирование большую часть родительского коллектива, ... – и это в руках педагога, вот тут он и может, и должен проявить свою компетентность, квалифицированность в вопросе по организации работы с родителями. Вот тогда мы можем рассматривать метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым… практическим результатом, оформленным тем или иным образом»

    Требования к применению метода проектов в практике обучения:

    1. наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
    2. практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
    3. ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность;
    4. структурирование содержательной части проекта;
    5. использование исследовательских методов.

    В образовании различают определённые виды проектов (по Н.Н. Боровской): исследовательские, творческие, приключенческо - игровые, информационные и практико – ориентированные.

    Типы проектов:

    По характеру проектируемых изменений:

    - инновационные;

    - поддерживающие.

    По направлениям деятельности:

    - образовательные;

    - научно – технические;

    - социальные.

    По особенностям финансирования:

    - инвестиционные;

    - спонсорские;

    - кредитные;

    - бюджетные;

    - благотворительные.

    По масштабам:

    - мегапроекты;

    - малые проекты;

    - микропроекты.

    По срокам реализации:

    - краткосрочные;

    - среднесрочные;

    - долгосрочные.

    Для того чтобы данный проект имел место быть педагог должен сначала рассмотреть его жизненный цикл, его необходимость.

    Этапы жизненного цикла проекта:

    - разработка концепции проекта;

    - оценка жизнеспособности проекта;

    - планирование проекта;

    - составление бюджета;

    - защита проекта;

    - предварительный контроль;

    - этапы реализации проекта;

    - коррекция по итогам мониторинга;

    - завершение и ликвидация проекта.

    При разработке проекта нужно:

    • не пропускать процедуру прогнозирования;
    • соизмерять желания и возможности;
    • подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;
    • интересоваться мнениями участников проекта;
    • честно планировать своё время;
    • делать всё в свое время;
    • помнить, что не существует объективного анализа.

    Этапы реализации метода проекта (европейский вариант):

    • подготовка: определение темы и целей проекта;
    • планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
    • исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;
    • результаты и/или выводы: анализ информации, формулировка выводов представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.);
    • оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.

    В заключении хочется отметить, что проект в работе с родительским коллективом - это описание конкретной социальной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации. Конечно, как говорилось выше – это трудоёмкий процесс – и в первую очередь для педагога-организатора. Но данный метод даёт возможность задействовать большое количество родителей, что нам и требуется. А самое главное в конечном результате всегда даёт положительный результат, т.к. педагог обязательно должен отметить на родительском собрании весь процесс и всех участников данного процесса, выделить положительные моменты и главное отметить положительные результаты в ходе проектной деятельности.

    Тема данной работы звучала следующим образом – «Содержание и формы работы с семьей». Цель, которая стояла в ходе работы над данной темой – ознакомление с содержанием и формами работы с семьями воспитанников в условиях современного общества. Ознакомившись с методологической, теоретической литературой по данному вопросу в работе раскрыта характеристика некоторых нетрадиционных форм работы ДОУ с семьями воспитанников: «Родительский клуб», «Родительская газета», «День открытых дверей», проектная деятельность и т.д.

    Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Но хочется отметить и о том, что «старые» формы работы забывать нельзя. Они эффективны, необходимы и самое главное их эффективность в работе с родителями зависит от эмоциональности, компетенции педагога.

    Полагаю, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.

    Список литературы

    1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004 (беседа десятая «Создаем в дошкольном учреждении уют для детей и родителей»).
    2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.– М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
    3. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания.-2-е изд., стереотипное.-М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007
    4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») Рассматриваются инновационные формы работы с семьей в условиях открытости дошкольного учреждения и новой философии.
    5. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. –М.: Айрис – пресс, 2007
    6. Метенова Н.М. «Взрослым о детях».
    7. Метенова Н.М. «Родительские собрания в детском саду».
    8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.).
    9. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
    10.  Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
    11.  Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил.

    интернет источники:

    1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
    2. http://school-sad6.narod.ru/ 
    3. http://www.andamento.ru/stendi_dlya_detskogo_sada.html
    4. http://dou-shkola.ru/
    5. http://festival.1september.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации»

    Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом  меняет весь его образ жизни. Многочисле...

    Статья "Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период"

    Лето – прекрасная пора. Это самое благоприятное время для общения детей с природой. Поэтому родители должны серьезно подготовиться к летнему периоду. И задача воспитателя - помочь им в этом....

    Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи

    В материале отражены вопросы по организации  работы с родителями детей. имеющих речевые нарушения. Представлены формы работы с родителями....

    «Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ»

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ІV РАЙОННОМ ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Результативность и эффективность деятельности ДОУ Щербиновского района на основе реализации образовательных программ в с...

    «Направления и формы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ»

    Содержание работы педагога с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для неё необходимое с...

    Методы и формы работы с родителями

    Методы и формы работы с родителями...