Владение современными образовательными технологиями и методиками, их эффективное применение в работе
статья на тему

Голтаева Нина Игоревна

Опыт применения в работе воспитателя современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladenie_sovremennymi_obrazovatelnymi_tehnologiyami_.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Владение современными образовательными технологиями и методиками, их эффективное применение в работе

В современных условиях социального развития на воспитателей дошкольных учреждений возлагаются важные задачи – воспитывать и обучать новое поколение людей. Именно от их инициативы, таланта и творческого труда будет зависеть развитие общества, его научно технический, экономический и социальный прогресс.

Инновационные формы и методы воспитания – крайне необходимый инструмент работы воспитателя в нынешних условиях. Они помогают решать многие вопросы педагогической работы. В процессе ее мною была выработана система основных правил работы с детьми, способствующая значительному повышению эффективности педагогической деятельности.

Исходя из комплекса этих задач, можно выделить три группы функций педагогической работы:

  1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогике и передовому педагогическому опыту;
  2. Функции детского сада по отношению к детскому коллективу;
  3. Функции по отношению к конкретному ребенку.

Указанные функции обязательно должны иметь конкретный результат, причем первые два пункта имеют своей целью реализацию третьего. Именно в этом процессе дошкольное учреждение приближается к решению педагогических задач, ведущих к инновационным изменениям.

На первых этапах становления педагогической деятельности очень помогли знания, полученные на курсах повышения квалификации, и творческая помощь коллег. Профессиональная взаимосвязь специалистов в дошкольном учреждении – залог успеха. Все мы работаем в слаженном взаимодействии и тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитательном процессе.

Опираясь на эту основу, я владею и практически применяю современные здоровьесберегающие, педагогические и развивающие технологии, что помогает правильно организовывать образовательный процесс и способствует рациональному планированию моей педагогической работы.

Здоровьесберегающие технологии.

Применяя эти технологии, я ставлю перед собой следующие цели:

  1. Гармоничное физическое и психическое развитие детей.
  2. Формирование интереса к занятиям физкультурой.
  3. Формирование здорового образа жизни.

Существующие технологии этого направления можно разделить на такие группы:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, спортивные и подвижные игры, дыхательные упражнения, релаксация, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, коррегирующие упражнения);
  • технология формирования здорового образа жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, коммуникативные игры, игротерапия, точечный и самомассаж);
  • коррекционные технологии (психогимнастика, арт-терапия, логоритмика, сказкотерапия, коррекция поведения).

Каждое утро мы с детьми начинаем с энергичной зарядки, которая включает в себя приветствие, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель приветствия – создать комфортную, эмоционально благоприятную, дружественную обстановку среди детей, начиная с утра. Утреннюю гимнастику провожу, используя следующие формы: традиционную, с обыгрыванием темы (например, «Весна пришла»), зарядку с использованием предметов, эстафету. Регулярные занятия утренней гимнастикой развивают у детей правильную осанку, тренируют и усиливают работу всех органов и систем (дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой и др.), готовят ребенка к тем нагрузкам, которые ему предстоит испытывать в течение дня. Пользуюсь опытом работы Н.Н. Ефименко («Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»).

Чтобы закрепить общеразвивающие упражнения, использую инновационную технологию ритмопластики – работу с музыкально-пластическими композициями, имеющими ярко выраженный, понятный детям игровой образ.

Прогулка имеет целью обогатить двигательный опыт детей и удовлетворить их потребность в движении. Во время прогулки использую основные движения, спортивные упражнения, применяю подвижные игры с моторными игрушками и другими пособиями, провожу как индивидуальную работу с детьми, так и в подгруппах. Включаю двигательную деятельность также в наблюдения за природой и в увлекательный труд. Провожу с детьми игры-этюды, игры-эксперименты для развития познавательных способностей, игры-путешествия. Подготовила картотеку подвижных игр и игровых упражнений для проведения интересных и развлекательных прогулок по сезонам.

После прогулки мы с детьми, устроившись на ковре, выполняем упражнения на релаксацию, для снятия возбуждения и мышечного напряжения. При этом пользуюсь элементами методики Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».

После дневного сна провожу гимнастику пробуждения, имеющую целью медленное восстановление тонуса детского организма: «Прогулка по морю», «Я на солнышке лежу». Эти комплексы сформированы из хорошо знакомых детям ациклических упражнений:

  • на растягивание;
  • на координацию движений;
  • на профилактику плоскостопия;
  • на профилактику нарушений осанки;
  • силовые статические и динамические упражнения для укрепления и развития мышц спины, плечевого пояса и брюшного пресса.

После зарядки пробуждения провожу дыхательную гимнастику, чтобы восстановить дыхание и сердечный ритм. Здесь я использую простые упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха), «Насос» («Накачиваем шины»), «Цветок» (упражнение, направленное на достижение дыхательной релаксации за счет определенных физиологических рефлексов), «Собачка» (закаливание зева).

После дневного сна использую «игровые дорожки», сочетая их с контрастными воздушными ваннами, для повышения двигательной активности у детей. Летом ходим босиком по «дорожкам здоровья», сделанным из гальки, для профилактики плоскостопия и закаливания кожи стоп.

В режиме дня предусмотрены динамические паузы для решения следующих задач:

  • снижение психической нагрузки на сенсорные каналы ребенка (слуховой, зрительный, двигательный, тактильный), а также на его эмоционально-волевую сферу;
  • эмоционально-активный отдых детей;
  • активизация мышечного тонуса детей после статического положения во время занятий.

При проведении закаливающих процедур я придерживаюсь следующих принципов: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей детей, активное положительное их отношение к закаливанию, комплексность и последовательность. Приучаю детей к обтиранию полотенцем и обширному умыванию, включающему ополаскивание водой комнатной температуры лица, шеи и рук (до плеч). Сюда же входит сезонное (летом) мытье ног после прогулки. По мере адаптации детей температура воды постепенно снижается с целью повысить сопротивляемость организма. В теплые солнечные дни вместе с медсестрой проводим для детей солнечные ванны с соблюдением временного режима.

В работе с детьми использую методики нетрадиционного оздоровления:

  • пальчиковая гимнастика – для тренировки мелкой моторики пальцев рук;
  • гимнастика для глаз – для укрепления мышц глаз и снятия усталости (с применением элементов методики Базарного);
  • игровой точечный массаж – для профилактики и лечения простудных заболеваний (по разработкам А.А. Уманской и М.Ю. Картушиной. Сюда входят:

  1. закаливающее дыхание – «поиграем с ручками»;
  2. массаж рук и пальцев – «поиграем с носиком»;
  3. массаж «волшебных» точек ушей – «поиграем с ушками»;
  4. закаливающий массаж стоп – «поиграем с ножками».

Арт-терапия – методика коррекции и развития ребенка с помощью художественного творчества. От ребенка здесь не требуется особых способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапия вызывает у детей положительные эмоции, способствует формированию активной жизненной позиции, преодолению безынициативности и пассивности. Особенно важна эта технология, когда дело касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе совместной деятельности я использую следующие виды арт-терапии:

  • сказкотерапия – доступным для понимания ребенка словами, в увлекательной форме показываю детям окружающую жизнь, характеры и поступки людей, объясняю, к чему приводит то или иное действие героя сказки. Эта удивительная возможность пережить или «проиграть» различные жизненные ситуации делает сказку одним из самых эффективных методов работы с детьми. С детьми я проигрываю на новый лад известные сказки, придумывая более веселую концовку. При этом пользуюсь рекомендациями из книги «Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой;

  • изотерапия – позволяет детям свободно, без специальных навыков изодеятельности участвовать в познавательном процессе. Кроме того, результаты изотерапии могут использоваться как психодиагностический материал;

  • песочная терапия – тактильный контакт с песком позволяет детям расслабить мышцы рук, испытать новые ощущения, преодолеть замкнутость и зажатость, почувствовать себя художником. Рисование на песке позволяет быстро исправить недостатки рисунка. Игры с песком развивают внимание, глазомер, аккуратность, умение сдерживать себя (раскапывать песок осторожно, не разбрасывая);

  • музыкотерапия – не только доставляет детям удовольствие, но и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Музыка развивает у детей фантазию, творчество, воображение. На гиперактивных детей воздействует успокаивающе, повышает интерес к окружающему миру, культуру ребенка. Во время прослушивания песен и звуков природы я знакомлю детей с природными явлениями, миром животных и птиц, героями сказок и пр.;

  • игровая технология – очень естественна, поскольку дошкольное детство – это период игры, через которую у детей происходит развитие многих психических функций, познание окружающего мира. Поэтому я широко использую сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие игры в каждодневной педагогической деятельности – учитывая, что игра должна всегда соответствовать возрасту ребенка;

  • куклотерапия – вид игровой технологии, особенно полезный для детей в Доме ребенка. Она позволяет преодолеть отрицательные эмоциональные состояния, освободиться от переживаний одиночества и страха. Я провожу с детьми как индивидуальные, так и групповые занятия, разыгрывая небольшие этюды - «Мама скоро придет» и др.;

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – хорошо развивает у детей творческое воображение, изобретательскую смекалку, обогащает речь, учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Основные этапы методики ТРИЗ:

  1. «Поиск сути» – постановка перед детьми проблемы и совместный поиск различных вариантов решения;
  2. «Тайна двойного дна» – выявление противоречий внутри проблемы;
  3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Решение проблемы.

Информационно-коммуникативные технологии – самые новые и перспективные в дошкольных учреждениях. Открывают почти безграничные возможности в образовательном процессе. Я использую на физкультурных занятиях музыкальное сопровождение и физкультминутки, записанные на разных мультимедийных устройствах (планшет, ноутбук). Дети с удовольствием повторяют упражнения за персонажами на экране – например, «Зарядка с солнышком». Использую ноутбук для создания познавательных мультимедийных презентаций на разные темы, для прослушивания аудиозаписей рассказов и сказок. Владею ИКТ на пользовательском уровне. Создала мини-сайты на порталах maam.ru, ncportal.ru, где веду электронное портфолио;

Технология познавательно-исследовательской деятельности – создание ситуаций в процессе деятельности детей, которые они должны разрешать посредством проведения опыта (наблюдение за плавающими и тонущими предметами, таяние снега, полет бумажного самолетика на улице и в помещении и др.) Анализируя явление, ребенок самостоятельно овладевает представлением о нем, делает выводы и умозаключения, что способствует установлению в сознании детей связей между явлениями, самостоятельному познанию устройства вещей, формированию картины мира;

Проектный метод – в дошкольных учреждениях осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, потому что ребенок еще не в состоянии сам сформулировать проблему и определить замысел проекта. Проектная деятельность с детьми формирует способность работать в команде, коммуникативные навыки, исследовательскую способность, самостоятельность, творческое воображение. Для этого метода я применяю самые разные мероприятия: совместное чтение, разучивание стихов, компьютерные технологии, проведение экспериментов, дидактические игры, изобразительную деятельность и др.

Личностно-ориентированная технология – направлена на создание субъект-субъектных отношений в ходе общения (обучения), чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия его природных задатков. Это возможно, только обладая достаточным терпением, уважая в ребенке его индивидуальность. Я всегда стремлюсь разглядеть в ребенке его неповторимый мир, отнестись внимательно и с пониманием к его потребностям. Эта технология – одна из основ взаимоотношений воспитателя и воспитанника.

Во время работы я стараюсь создать в группе радостную, комфортную атмосферу. Привлекаю внимание детей к эмоциональному состоянию товарищей, поощряю их к сопереживанию и доброте. При возникновении конфликтов стремлюсь разрешить их с помощью обсуждения. Для создания позитивной психологической обстановки в группе учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Литература:

  1. Павлова М.А, Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации. М., Учитель, 2016.

  1. Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. М., Учитель, 2013.

  1. Дыбина О. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. М., Сфера, 2014.

  1. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М., Сфера, 2014.

  1. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. М., Сфера, 2016.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М., Речь, 2016.

  1. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. М., Прометей, 2016.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М. Сфера, 2015.

  1. Судакова Е.А. Где живет музыка. Иллюстративный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду. М, Детство-Пресс. 2015.

  1. Лыкова И.А., Бартковский А.И. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-методическое пособие. М., ИД Цветной мир, 2014.

  1. Подгорных О.М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа. М, Учитель. 2014.

  1. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. М. Мозаика-Синтез, 2013.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М., Мозаика-Синтез, 2014.

  1. Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов. СПб, Питер, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Владение современными образовательными технологиями

Настал век новых технологийБез них нам невозможно житьКомпьютер стал сейчас так моденС ним невозможно не дружить....

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Продуктивное использование современных образовательных технологий и методик и эффективное применение их в практической деятельности

Данный материал содержит в себе описание современных образовательных технологий, которые применяет в своей работе старший воспитатель в практической деятельности...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре

Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий,  методик ...