Знаменитые мосты Петербурга!
консультация (подготовительная группа) на тему

Брысова Татьяна Юрьевна

Мост всегда достаточно активно «звучит» в пейзаже реки и города. Хорошо понимая ту роль, которую играют мосты в формировании облика Санкт-Петербурга, советские архитекторы органично вписали их в панорамы каналов и протоков невской дельты. Облик ряда мостов, расположенных в старой части города, стилизован «под классицизм»; использование этого художественного приема привело к тому, что новые сооружения «сжились» с окружающей архитектурой. Мосты, возведенные в других районах Санкт-Петербурга, в окружении новых зданий, отличаются, напротив, подчеркнуто современным архитектурным обликом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_znamenityh_mostah_peterburga_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знаменитые мосты Санкт-Петербурга

Аничков мост

        Аничков мост через Фонтанку, расположенный в створе Невского проспекта – трехпролетное каменное сооружение, которое по праву считается одним из красивейших мостов Санкт-Петербурга и является ярчайшей визитной карточкой города. Свое название мост берет от фамилии строителя — инженера-подполковника М. О. Аничкова, батальон которого располагался вблизи от моста, в так называемой Аничковой слободе.

        В 1715 году, повинуясь указу Петра I, повелевшего: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост», началось строительство деревянного балочного многопролетного моста, стоявшего на сварных опорах.2 Предназначалось данное сооружение для перекрытия протока и заболоченной поймы реки Фонтанки, и было возведено довольно скоро, уже через год, после начала строительства, в мае 1716 года.

        В период с 1726 по 1742 годы мост многократно ремонтировался, и лишь в 1749 году, по проекту архитектора Семена Волкова, был подготовлен новый деревянный мост на свайных опорах. Сделано это было в основном для «Индийского подарка» - слонов, которые должны были пройти по старой Московской дороге. В то время Аничков мост не имел разводного пролета. Его пролетные строения были обшиты досками и оформлены «под гранит».

        В 1783-1787 годах был, наконец, таки, сооружен постоянный Аничков мост, ставший трехпролетным, каменным. Центральный пролет моста, выполненный из дерева, был сделан подъемным. К слову сказать, новое сооружение оказалось аналогичным Чернышеву мосту, который сохранился до наших дней.

        В 1841 году произошла перестройка Аничкова моста, при которой его расширили до красной линии Невского проспекта, все пролеты сделали арочными, а башни удалили. Строительство этого нового моста производилось по проекту инженеров И. Ф. Буттаца и А. X. Редера. Строительные работы выполнялись подрядчиком М. Пименовым под руководством инженеров А. Соболева и Н. Дершау, а надзор за столь важным процессом осуществлял инженер А. Д. Готман. Длина нового сооружения составила 54,6 метра, а  ширина — 37,9 метра.  Отлитая из чугуна ограда моста, с барельефами морских коньков и русалок, была выполнена архитектором А. П. Брюлловым, и напоминает мотивы узора решетки, созданной для берлинского Дворцового моста.

        Главной художественной изюминкой Аничкова моста стали четыре конные скульптурные группы «Укрощение коня человеком», установленные на гранитных пьедесталах устоев.Созданные талантливым скульптором  бароном П. К - Клодтом, они представляют собой укрощаемого коня. К слову сказать, высокохудожественные эти скульптуры, наряду с Медным всадником и фигурами львов, вошли в число символов Санкт-Петербурга.               

        Две первые скульптурные группы, отлитые из бронзы, были установлены в 1841 году на западных устоях Аничкова моста. Интересно, что копии этих изваяний были отправлены в  Неаполь, Орловскую усадьбу, в Стрельну и в Берлин. В 1850 году такие же скульптуры нашли свое место и на восточных устоях моста. В тяжелые времена блокады эти ценные произведения искусства были сняты с пьедесталов и для сохранности закопаны в саду Дворца пионеров. Сделано это было как раз своевременно, так как во время немецких артиллерийских обстрелов и бомбежек, мост получил серьезные повреждения. Вследствие этого были разрушены большие участки ограждений моста и гранитные постаменты. Однако, еще до Дня Победы, ограждения Аничкова моста были восстановлены, а к 1 мая 1945 года на свои места вернулись и уникальные скульптуры.               

         В период с 1906 по 1908 года на Аничковом мосту были проведены реконструкционные работы, в которых принимали участие инженеры Г. Г. Кривошеин, С. П. Бобровский и архитектор П. В. Щусев.

        В ходе реконструкции были переложены и облицованы  розовыми гранитными камнями, чистой и получистой тески, кирпичные своды сооружения, а конструкции моста изолировали рольным свинцом. Кроме того, тротуары были выложены большеразмерными плитами из красного гранита.               

         В 2000 году, в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, известные на весь мир скульптуры,  были отправлены на реставрацию, после чего, приняв обновленный вид, они вновь вернулись на свои пьедесталы, радуя горожан своим  присутствием.

Поцелуев мост

        Поцелуев мост, выстроенный в 1738 году, расположен через реку Мойку, в створе улицы Глинки. Пройдя отсюда в одну сторону, всего несколько минут, можно выйти к театральной площади и Государственной консерватории. Если же устремить свои стопы в другом направлении от Поцелуева моста, то дорога выведет на площадь Труда и далее к Неве, прямо на мост Лейтенанта Шмидта.               

        Свое интересное название, Поцелуев мост получил от фамилии купца Поцелуева, который владел находившимся поблизости питейным заведением «Поцелуй», довольно известным среди петербуржцев.

        В начале своего существования, в 1738 году, Поцелуев мост был деревянным, и состоял всего лишь из нескольких досок, переброшенных горожанами через реку Мойку. Предусмотрена сия ненадежная конструкция была исключительно для пешеходного движения. Тем не менее, не смотря на свою примитивность, мост был подъемным, а его раскраска в разные цвета, дала строению еще одно народное название – Цветной.               

        В 1758 году мост был модернизирован и перестроен для транспортного проезда. В ходе реконструкции мост преобразился, и стал трехпролетным, имеющим каменные опоры. В таком виде мост просуществовал до начала 19 столетия.               

        В 1816 году, продиктованное увеличившимися транспортными нагрузками, было произведено строительство нового моста, ставшего арочным, чугунным и однопролетным. Возведение нового сооружения через Мойку осуществлялось по проекту инженера и архитектора В. И. Гесте, по которому длина моста составила 41,5 метра, а ширина – 23,5 метра. Металлические конструкции моста были изготовлены уральскими заводами Н. Н. Демидова. Въезды на мост украсили гранитные обелиски с фонарями, а узорчатая ограда сооружения в точности повторила рисунок ограды набережных реки Мойки.               

        В 1907-1908 годах, когда на мосту прокладывались трамвайные пути, несущие конструкции его были заменены железными, а ширина расширена за счет тротуаров, располагавшихся на вынесенных консолях.      

        Надо сказать, что перенесенные Поцелуевым мостом многочисленные реконструкции, ничуть не повредили его внешнему виду. Напротив, в середине 20 века, стараниями архитектора А. Л. Ротача, занимавшегося восстановлением исторического облика многих петербургских мостов, были воссозданы четырехгранные фонари этого старейшего сооружения. Фигурная решетка моста и четыре обелиска, увенчанные позолоченными шарами, так же остались в неизменном своем виде, такими, как были более ста лет назад.

        Нельзя не отметить, что довольно необычное название моста, породило не мало романтических легенд. В частности, рассказывали, что в 18 веке, когда городской границей являлась набережная Мойки, на Поцелуевом мосту со своими возлюбленными прощались люди, покидавшие город. Здесь же происходили и встречи, возвратившихся из путешествия с ждавшими их людьми, которые, по понятным причинам, не могли обойтись без горячих поцелуев. По другим слухам, недалеко от Поцелуева моста располагалась тюрьма, и арестанты прощались на нем со своими родными. Также, существует версия, что на этом мосту устраивались тайные свидания влюбленных молодых людей, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства. 

        Интересно, что возникшие в прошлые века легенды о Поцелуевом мосте, нашли свое отражение в реальности нашего времени. Развивающийся городской фольклор произвел на свет большое количество примет, так или иначе связанных с этим старинным строением. Так, например, считается, что счастье озарит путь тех влюбленных, которые поцелуются на мосту, а еще лучше – под ним. Причем от длительности поцелуя напрямую зависит количество, и продолжительность счастливого времени. Современная петербургская свадьба ни в коем случае не может обойтись без этого ритуала, ведь молодожены обязательно должны пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причем начать поцелуй следует на одном берегу Мойки, а закончить – на другом. Кроме того, существует поверье, что при расставании близких людей, прощание их на этом мосту обязательно ускорит встречу, и уехавший человек обязательно вернется.

Мост Александра Невского

        Мост Алекса́ндра Невского — мост через Неву в Санкт-Петербурге. Он был назван в честь Александра Невского.

        Мост соединяет площадь Александра Невского (окончание Невского проспекта) и Заневский проспект. Вплоть до 2004 года (открытие Большого Обуховского (вантового) моста) он являлся самым длинным мостом в городе: длина без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м. Ширина 35 м. Семипролётный (стационарные боковые пролёты, в т. ч. над набережными, перекрыты двумя трёхпролётными неразрезными предварительно напряжёнными строениями коробчатого сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса), с разводным двукрылым пролётом в центре, железобетонный, с предварительно напряжённой арматурой. В конструкции использованы ванты — стальные тросы диаметром 70 мм, стягивающие отдельные части моста. 25-метровые крылья разводятся всего за две минуты. Двукрылое разводное пролётное строение расположено в центре. Привод разводки гидравлический, впервые применённый на разводных мостах в городе.

1959 на конкурсе победил проект инженеров А. С. Евдонина, К. П. Колчкова и Г. М. Степанова (архитекторы — А. В. Жук, Ю. И. Синица). Мост возведён (рабочее название Старо-Невский) в 19601965 гг., испытание моста было проведено с помощью колонны армейских танков. 5 ноября 1965 года мост сдан в эксплуатацию. С постройкой моста нынешний вид приняла и площадь Александра Невского, здесь с незапамятных времён находились склады, а само место пользовалось дурной славой среди горожан.

        Однако в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Гидроизоляция со временем бала изношена, стальные напрягаемые канаты активно коррозировали. К 1967 56 тросов лопнуло, по мосту проходило только троллейбусное сообщение. Из-за бесхозяйственности городских властей мост продолжал разрушаться вплоть до 1982, когда в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла. Мост был закрыт, налажено паромное сообщение. В дальнейшем движение по мосту было восстановлено, однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были. В 2000—2001 гг. проведена реконструкция моста по проекту инженера А. А. Журдина под руководством инженера В. Г. Павлова.

        В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы.

Дворцовый мост

        Дворцовый мост — разводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербурге. Он соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Длина моста — 260,1 м, ширина — 27,8 м. Состоит из пяти пролетов. Разведенный двукрылый центральный пролет Дворцового моста — один из символов города.

        1856 года вблизи будущего моста начал устанавливаться плашкоутный мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского моста, получившего название Дворцовый. С 1896 году перенесён вверх по течению на 50 м в то место, где позже возведён постоянный мост.

        1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского. На первом этапе конкурса из 27 проектов не было выбрано ни одного. Оставалась неопределенность и с трассой будущего моста. Затем было проведено еще два конкурса, общее число проектов достигло 54. В 1909 году был принят проект инженера А. П. Пшеницкого. 5 февраля 1911 года был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов; в нём была указана дата окончания строительства: 15 октября 1913 года. Но этим планам не суждено было сбыться: строительство началось в 1912 году, было задержано из-за начавшейся войны.

        Мост был открыт только 23 декабря 1916 года, но оформление моста было закончено только после революции, например, чугунные перильные решетки появились только в 1939 году. Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова. Пшеницкому удалось достичь удивительного эффекта: мост как бы стелется по воде, сохраняя панораму невских берегов. С приходом новой власти, в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.4

        Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году. В 1977 году реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1998 сняты трамвайные пути.

        Уникальный разводной механизм моста, который поднимает 700-тонные пролёты вверх, состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов. Механизм работает достаточно надёжно, однако иногда случаются небольшие инциденты: например, в октябре 2002 года отломился один из зубьев на шестерне, что привело к остановке разводки моста и задерже судов на Неве. Обычно механизм чинят в течение суток.

  1. Мосты Санкт-Петербурга - неотъемлемая часть его архитектурных ансамблей, его жизни, его славной и героической истории.

        Нередко город на Неве называют Музеем мостов. Представить без них сегодня Северную столицу так же немыслимо, как Москву без Кремля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знаменитые люди Петербурга"

Целевые ориентиры:- познакомить детей со знаменитыми людьми Санкт - Петербурга: И.А.Крылов, С.Я.Маршак и К.И.Чуковский;- воспитывать чувство уважения к великим  людям, к их вкладу в развитие лите...

«Разводные мосты Петербурга – символ города»

Многие города имеют свои официальные и неофициальные символы – опознавательные знаки, по которым узнают этот город. Для Петербурга таким символом является разведенный над Невой мост. Данная мето...

«Мосты Петербурга» НОД по художественно-творческой деятельности

Развитие творческой инициативы детей средствами художественной выразительности...

Конспект занятия « Самые знаменитые мосты Санкт-Петербурга»

Расширяем представление  детей о красоте родного города Санкт-Петербурга, О красивейших невских мостах, а их важности и уникальности.Познакомить детей с мостами нашего города через реку Нева с на...