Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
    консультация (младшая, старшая группа) на тему

    Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Речевое развитие – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.
    Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
    Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога.

    Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную информацию для себя. В недрах диалогической речи начинается складываться монологическая речь.

    Речь считается связной, если для нее характерны: 
    — содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); 
    — точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к 
    данному содержанию); 
    — логичность (последовательное изложение мыслей);

    — ясность (понятность для окружающих); 
    — правильность, чистота, богатство (разнообразие). 
    .

    Виды занятий по развитию связной речи 

    1. Пересказ по сюжетной картине.
    2. Пересказ по серии сюжетных картинок.
    3. Описательный рассказ.
    4. Драматизация.
    5. Творческий рассказ.

    Дидактические игры:

    «Посмотри, что увидел, расскажи»

    «Рисуем словами»

    «Что дальше»

    «Угадай по описанию»  и др.

    Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития :

    • Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

    • Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

    • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

    Факторы успешного речевого развития дошкольников:

    1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно.  Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

    2. Формирование представлений об окружающем мире.  Дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего они используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

    3. Развитие любознательности. Любознательность  выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать. Задача воспитателя - поддерживать любознательность ребёнка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

    4. Сенсорное воспитание. Для ребёнка- дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

    5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.  Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие:

    - Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

    - Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

    - Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

    - Дидактические игры занимают особенно важное место, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

    - Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, ребенок имеет возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

    - Развивающая среда. В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку, т.к. иллюстрированная книга является важнейшим компонентом речевой среды. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и они всегда вызывают положительные эмоции. Простое рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться со сверстниками впечатлениями.

    Речевое развитие - это сложная, каждодневная, кропотливая работа, потому что каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь  должна быть живой, непосредственной, выразительной.

     К шестилетнему возрасту у ребенка должен быть:

    завершен процесс звукообразования;

    полностью сформирован фонематический слух;

    сформирован словарь и грамматический строй;

    умение логично и связно строить высказывания;

    речевая активность.
      Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна
    осуществляться совместно с родителями.

     





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

    Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

    Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

    Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

    Консультация для родителей. Тема: «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста».

    КонсультацияТема: «Речевое развитие  ребенка старшего дошкольного возраста»....

    Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

    Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольного возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук....

    Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»

    Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...