Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».
консультация

Воробьева Лариса Владимировна

Дата : 26.05.03

Цель:

1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.

2.Итоги анкетирования.

3.Дидактические игры.

4.Фрагмент НОД с использованием инновационного метода « Кубика – Блума» в развитии речи детей.

Ход родительского собрания.

Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас , вашу заинтересованность в теме нашего сегодня собрания « Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических игр».

         На сегодняшний день богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у ребенка дошкольного возраста – явление редкое. Говорить умеют все , но говорить правильно единицы из нас.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Установка на развитие

 — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Задачи образовательной области « Речевое развитие »:

 — владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 — развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Кроме традиционных речевых задач  особое внимание следует обратить на задачи: — развития диалогической речи дошкольников;

 — развития речевого творчества;

— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

 

 Подобные приоритеты расставлены не случайно.

  1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
  2.  Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности.

 

Причины низкого уровня развития речи:

- дети дошкольного возраста проводят много времени перед телевизором, в компьютере, гаджете,

- взрослые  часто используют в общении с ребенком не всегда правильную речь,

- книги, если и  читают, то не обсуждают,

- нет совместных игр ребенок- родитель,

- взрослые не развивают у детей слуховое восприятие (узнавание различных звуков природы, бытовые шумы, слушание музыки),

- важна регулярность и последовательность,

- не проводятся упражнения по речевому развитию (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики).

 

Для успешного развития речи необходимо.

 

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.

В дошкольном учреждении максимально создаются условия для развития речи детей. По данной проблеме систематически проходят педагогические советы, тренинги, консультации для родителей и педагогов.

В общении с взрослыми и сверстниками педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой, задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

 Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей.

 Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря:

- создают ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносимый смысл слов);

         - знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Развивают связную речь:

- побуждая детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;

- организуют диалоги между детьми и взрослыми.

 Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

 Так же создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей:

- педагоги стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

 Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы и поощряют детское словотворчество.

 

Источниками развития выразительности детской речи

 

• Устное народное творчество.

• Художественная литература

• Речь воспитателя

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественные произведения детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

 

Самым мощным, самым эффективным средством развития связной, образной, выразительной и культурной речи - является СКАЗКА.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

         Сказка — это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанная

         Использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сочиняя сказки, ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

         С помощью  сказки можно решать  все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.

 

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении;

- иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие» включает :

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря; развитие связной,

- грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи,

- фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой,

- детской литературой,

- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для себя я открыла инновационный прием, позволяющий добиться результатов в формировании мыслительной деятельности, развить в детях чувство коллективизма, сформировать не только критическое мышление, но и систематизировать полученные знания у дошкольников. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск, что ведет к переходу от объект- субъектных отношений к субъект- субъектным.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Средства развития речи

- общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда;

- обучение родной речи;

- художественная литература;

- изобразительное искусство, музыка. Театр;

 

Игровая деятельность

 

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач

речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие

диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и

выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах

людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу

необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения;

вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку

точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать

собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для

реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.

 

 

 

 

Методы развития:

 

                                      «Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

         - Кто сидел на моем стуле?

         - Кто ел из моей чашки?

         - Кто спал в моей постели?

         - Кто же был в нашем доме? И т.п.

                                      «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

 Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший  занимает место последнего в ряду.

                                                            «Светофор»

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Баман  

Паман

Банан  

Банам

Витамин

Митанин

Фитамин

ваван  

даван  

баван  

ванан                  

витанин

митавин

фитавин

альбом

айбом

аньбом

авьбом

клетка

кьетка

клетта

альпом

альмом

альном

аблем

кьекта

кветка

тлекта

«Повтори»

         Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                    

Бык-бак-бок                                    

Дам-дом-дым                                  

Ком-дом-гном                                

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка пленка

При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

«Похоже - не похоже»

         Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан,

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

 

                                               «Поймай звук»

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

                    Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

 Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

 Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой,  выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.

                            «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых                                                           содержат звук С»

  Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

  Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

  Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

                   Лото «Назови картинку и найди первый звук»

 Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

 Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

       

                                               «Замкни цепочку»

         Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

         Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более чёткой, правильной, выразительной.

                                               «Найди фишке место»

 Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема:  прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Картинки к игре: зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц), улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч), газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц).

                            «Пройди вокруг и не заблудись»

  Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

  Описание игры. Игра состоит из игровых полей  (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим  картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).

          Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдёт лабиринтом от картинки к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернётся к началу на своем игровом поле.

                                               Лото «Паронимы»

 Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

 Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.

Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

         Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок, колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп,  зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.

 

                            «Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

 

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

 Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

                                      «Кого позовут в гости»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

 

Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, - «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в солее – «хозяине, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится  неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков. Картинный материал для игры: картинки -«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки- «гости»: три звука – оса, сом, жук, рак; четыре звука – коза, сова, бобр, крот; пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков – корова, курица, кролик, ворона.

                                               «Разгадай ребус»

 Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

 Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Карточки с предметными картинками для игры:

Голуби, раки - гора

Бутылка, рябина - бура

Мячи, тазы - мята

Кораблик, жаворонок - кожа

Сухари, шары - суша

Ромашка, тазы - рота

Телефон, малина - тема

Чулок, дома - чудо

Вагон, рябина - Варя

Карандаш, банка - кабан

Банан, бабочка - баба

Колобок, марка - комар

Девочка, лопата - дело

Лисички, самолет - лиса

Шуба, ракета - Шура

«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

                                               «Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками  для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи  - уколы

Ломы, шары, диван  - лошади

Гиря, тапочки, ракета  - гитара

Совы, лопата, машина  - солома

Огурец, пушка, карандаш  - опушка

Дома, ромашка, гиря - дороги

Карандаш, тюлень, шары - катюша

Оса, синица, наперсток  - осина

Орехи, совы, капуста - осока

Ворона, роза, тарелка  - ворота

Оса, куры, нитки  - окуни

Банан, заяц, рыба  - базары

Сова, балалайка, карандаш -  собака

                                      «Из слогов  - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

 

II. Игры для развития лексической стороны речи

 (формирования словаря)

 

                             «Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра- настольная лампа.

 

2.Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

         Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

         К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

         Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

                                               «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

         Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

         Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

                                               «Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

         Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

«Новоселье»

  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

  Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

                                               Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

 

                                               «Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

 Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

         ***                                                                   ***

В тёмной темнице                          Красные лапки

Красны девицы.                             Щиплют за пятки

Без нитки, без спицы                      (Гусь)

Вяжут вязеницы.

   (Пчёлы в улье)

         ***                                                        ***

Явился в жёлтой шубке                    Чёрный, проворный,

Прощайте, две скорлупки.                Кричит «крак»,

         (Цыплёнок)                                Червякам враг.

                                                                  (Грач)

         ***                                                       ***

Летела птица,                                    Не зверь, не птица,

Не перната, не крылата,                    А нос, как спица.

Носик долгий,                                          (Комар)

Голос тонкий.                                                 ***

Кто её убьёт,                                    Спал цветок и вдруг проснулся:

Человечью кровь                             Больше спать не захотел.

Прольёт.                                           Шевельнулся, встрепенулся,

  (Комар)                                           Взвился вверх и улетел.

                                                                  (Бабочка)

         ***                                                            ***

Много мастеров                                Верещанья, белобока.                                

Срубили избу без углов.                  А зовут её …. (сорока).

      (Муравьи)                                

         ***                                                   ***

Маленький мальчишка                     Жу-жу, жу-жу,

В сером ярмячишке                          Я на ветке сижу,

По дворам шныряет,                         Букву Ж все твержу,

Крохи собирает,                                Зная твердо букву эту,

В поле ночует,                                   Я жужжу весной и летом.

Коноплю ворует.                                     (Жук)

    (Воробей)

         ***                                                                         ***

На полянке возле ёлок,                                     На шесте дворец,

Дом построен из иголок.                                  Во дворце певец,

За травой не виден он,                                      А зовут его… (скворец).

А жильцов в нём миллион.  (Муравейник.)

 

 

                                               «Собери пять»

 Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

 Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

                                               «Кто как голос подаёт»

 Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

 Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

         Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

                                                        «Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

 Ход игры. Дети стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

 Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

                                                        «Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

 Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.

                                               «Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

 Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

 Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

         - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

         Дети отвечают:

         - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

         - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

                                               «Скажи по-другому»

 Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

                                               «Подбери слово»

 Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

 Ход игры.  Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

                       

                                               «Первоклассник»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

 Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

          В игре закрепляется  название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

                                                        «Кузовок»

 Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

 Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

 Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

 Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

         - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу,  и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на  -ок, и передаёт кузовок дальше.

                                      «Найди лишнюю картинку»

 Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»  

                                               «Назови три предмета»

 

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

  Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

 Ход игры. Дети,  говорит воспитатель, мы уже играли  в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

         - Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

         В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

                                                «Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

 Ряд картинок для игры:

1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

4. Кукушка, сова бабочка, сорока.

5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

6. Ромашка, береза, ель, тополь.

7. Помидор, огурец, морковь, слива.

8. Шапка, берет, шляпа, носок.

9. Топор, пила, ручка, рубанок.

10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

                                               «Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

                           

                          Верно ли это?

                   Собирают сыр с кустов.

                   С зайцами пасут коров.

                   На лугу доят волов.

                   В пляс пускается медведь.

                   Тыквы стали песни петь.

                   Косят косари леса.

                   На снегу лежит роса.

                   Верно ли, что как-то раз

                   От дождя нас зонтик спас?

                   Что луна нам ночью светит?

                   Что конфет не любят дети?        Л.Станчев                              

                                      «Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

 Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

     

 

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок  правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.

2. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.

3. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.

4. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).

5. Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.

6. Облекайте занятия в игровую форму.

7. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

8. Развивайте фонематический слух ребёнка.

9. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

10. Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Дыхательная гимнастика:

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру.

Вот некоторые упражнения для развития дыхания:

1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.

2. «Летят гуси». Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».

3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.

4. «Трубач». Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.

Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.

Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Чистим зубки» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

2. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

3. «Очень вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 5 -10 раз.

4. «Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево- вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее- быстро- медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

6. «Грибок» - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 сек. (уздечка языка - это «ножка грибка», сам язык - его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

7. «Гармошка» - сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

Речевые игры:

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

 «Я знаю 5…»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.

«Правда или ложь»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.

Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

«Скажи по-другому»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.

Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает  слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т.д.

                                               «Подбери словечко»

Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.

Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).

«Кто длиннее?»

Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.

Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово:

 рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т.д.

3. По третьему вопросу «Научите ребенка любить книгу» - Арбузова Е.В. рассказала, что часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать. Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но книга, по-прежнему, необходима. Она всегда здесь, всегда рядом. Книга первая открывает ребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, порадоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность.

 

 Игры для развития связной речи

                                      «Кто больше заметит небылиц?»

 Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

 Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

         - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

         Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

         После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

         Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

                                      «Где начало рассказа?»

 Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

                                      «Найди картинке место»

   Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

   Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 Наборы серийных картинок для выкладывания

 

                                               «Исправь ошибку»

   Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

   Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

                                      «Какая картинка не нужна?»

 Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

 Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

                                               «Отгадай-ка»

Цель игры:  обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.

Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета

Он разноцветный, круглой формы. Его можно  бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло

                                               «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

                                                        «Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф  сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

                            «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

                                               «Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

                                                        «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

                                     «Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных  рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

                                      «Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф». 

 

Фрагмент НОД с использованием « Кубика – Блума » .

 

Решение

1.Уделять внимание развитию речи ребенка (больше общаться с ним, читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их) .

 2.Прививать ребенку эмоциональную заинтересованность при прочтении книг.

Голосовали:

За – 13

Против – 0

Воздержались – 0

 

Секретарь : Хамаева О.Е.     _____________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде». ЦЕЛЬ: обсудить  с родителями проблему трудового воспитания в семь...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание  "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности речевого развтия детей среднего дошкольного возраста"...

Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

КОНСПЕКТ НОД  ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной ГРУППЫ. Тема:Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».Цель:способствовать развитию речи детей старшего дошкольного в...