Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ – технологии. Художественно – эстетическая деятельность.
методическая разработка на тему

Постник Ольга Фёдоровна

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.                                                                                                                           Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.                                        Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)                                                  Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.                                                               Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.                                                                                              Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.                                                                      Каждый ребенок – это сундук с сокровищами, полный необыкновенных идей, мыслей и фантазий. Но, к сожалению, не всегда у детей появляется возможность его открыть или правильно воспользоваться его содержимым. Поэтому детям необходимо давать возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

 Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной  активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:

*развитие воображения;

*развитие мышления;

*формирование качеств творческой личности;

*формирование культуры общения, поведения, чувств.

Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников. В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.                                                                            

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:                                                                                                                          *Воспитать качества творческой личности;

*Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:                                                                                                         1. Развитие воображения.                                                                                                                  2. Оригинальность мышления.

3. Способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы.                                                                                 4. Находчивости, внимательности и сообразительности.

 Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора:

*изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

*материала на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.

Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Использование методов активации творческого мышления, воображения в  работе с детьми дошкольного возраста:

 

1.    Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской, или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т. Д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывании их друг на друга.

2.    Монотипия – краски наносятся на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа. Потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.

3.    Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок проступает на цветном фоне.

4.    Рисование по сырой бумаге – сначала лист смачивают, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится когда рисунок высохнет.

5.    Рисование щетками. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.

6.    Коллажи – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

7.    Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.                                                                

8.     «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.

9.    Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

10.  Рисование по копировальной бумаге. На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности.                                                                                                           Морфологический ящик (выбор способов и средств рисования и образов рисования)

Материал

Гуашь

Карандаш

Цветные мелки

Акварель

Чем изображать

Кисточкой

Поролоном

Пальцем

По трафарету

На чём  изображать

На бумаге

На доске

На ткани

На асфальте

 

Из этих элементов дети выбирают варианты: цветными мелками на доске, пальцами на ткани, карандашами на бумаге… Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.

Тема: Весна - красна

Образ  весны (кто это?)

Девочка

Женщина

Три девочки (3месяца)

Одежда, украшения

Длинное платье, бусы, веночек

Сарафан, корона

Корзинки с подарками

Как появится

На ковре-самолёте

На тройке

Появится с утренней зарёй на небе

Характер

Добрая

Ласковая

Трудолюбивая

 

 

Портрет.

Форма головы

круглая

овальная

квадратная

треугольная

Волосы

прямые

кудрявые

белые

черные

Глаза

круглые

полукруг

звёздочки

овальные

Нос

две точки

картошкой

длинный

треугольник

Рот

бантиком

овальчик

полудуга

обычный

Уши

большие

маленькие

антенны

спиральки

Из этих элементов дети выбирают варианты. Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.

ТПФ (типовые приёмы фантазирования)и РТВ (развитие творческого воображения)                                                                                                                                  Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.

Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

Рисование фантастических героев с использованием метода  фокальных  объектов «Чудесные вещи».                                                                                   Эмпатия.                                                                                                                                 Приём вживания в образ«Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: «Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым)«Я - кот».                                                                                                                 *Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.                                                                                                                                 *Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил.                                                                                   *Примеривание образа на кого-то: «Мама - сказочная героиня»«Папа-богатырь»«Люди-животные».                                                                                                    * Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.                                                                                                                                               * Рисование эмоций.                                                                                                                   * Игровое задание:                                                                                                                                   - нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;                                                                          - улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;                                                                                       - позлись, как гром, вихрь, ураган;                                                                                                        - испугайся, как человек, увидевший молнию;                                                                                             - устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;                                                                                            - отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

 

Игры на воображение                                                                                                 1.«Волшебный карандаш» (работа в парах)                                                                                                                               Цель: учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.                                                                                                                                                                 Ход игры: Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.                                                      2. «Как видят мир животные?».                                                                                                     Цель: учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями.                                                                                                                                                               Ход игры: Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.                                                                                3. «Творец».                                                                                                                         Цель: учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа .                                                                                                                                               Ход игры: Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр.) из которого им необходимо сделать картину и презентовать ее на «выставке».                                                                                                                    4.  «Картинки».                                                                                                                 Цель: учить детей вариативности (создавать «много из одного»).                                                                  Ход игры:  Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему. Затем детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал.

 5. «Бумагопад».                                                                                                             Цель: учить детей видеть в слабоструктурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки.           Ход игры: Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину                              6. «Дорисовки».                                                                                                                                Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.                                                                                                                          Ход игры: Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.                                                                                                     7. «Необычный портрет».                                                                                           Цель: учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.                                                                                                     Ход игры: Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ.

8. «Спаси букву от буквоеда».                                                                                             Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.                                                                                                                         

Ход игры: детям предлагается спасти буквы од буквоеда, дорисовать букву до сюжетного изображения.

9. «Фоторобот».  Цель: создание образа фантастического героя,  из комбинации частей других героев.                                                                                            10. Психорисование.                                                                                                                           Дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. Водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное.                        11. Волшебный листок.                                                                                                                               Геометрические фигуры – на что они похожи. Даются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, по одному. Предлагается детям дорисовать, чтобы получился законченный рисунок.

Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур,  и из них нужно составить композицию.                                    1-ый уровень - низкий, когда рисуют в фигуре (колобок, окно).                                           2-ой уровень - средний, подрисовывают (цветок, дом).                                                              3-ий - высокий, когда геометрическая фигура становится лишь элементом для большого рисунка (машина, кошка, вагоны и т. д.).                                            12.  Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.                                                                                                                                                     13.  Волшебный островок.  На лист приклеивается произвольной формы лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.                                        14.Сказка по кругу. В течение нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.

 

Использование методов ТРИЗ по ознакомлению детей  с художественной литературой

Все дети любят сказки. Они оказывают большое влияние на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа.

Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. Целесообразно научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных задач. Преимущество сказочных задач состоит в том, что речь идет лишь о предлагаемой ситуации, задач, которую нужно решить. При решении сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

Русская народная сказка «Колобок».

Сказочная задача: «Как сделать так, чтобы и песенка была услышана, и колобок остался живой?».

Ответы детей: «Забраться лисе на макушку; дать микрофон».

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Сказочная задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?».

Ответы детей: «Не варить ему; не убирать; не стирать, он Машу и выгонит».

Сказочная задача: «Но вдруг медведь рассердиться и съест Машу».(притвориться больной).

Французская сказка «Красная Шапочка».

Сказочная задача: «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?».

Ответы детей: «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка».

Русская  народная  сказка «Заюшкина избушка».

 Сказочная задача: «Нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?»

Ответы детей: Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла. Закрыть трубу ветками.  Спрятать дрова.

Придумывание сказок.                                                                                                                                                       1. Метод добавления.                                                                                                       Показ на картинках основных героев сказки, а последняя картинка не по сказке.                                                                                                                                                                                                     Цель: придумать сказку по данным картинкам, развивать речь детей,  воображение, фантазию.                                                                                                        Например: Красная Шапочка, бабушка, волк и вертолет.                                                                                                                                                     2. Метод фантоидеи.                                                                                                                                                 Дать группе или ребенку фантастическую идею.                                                              Например: Красная Шапочка полетела жить на Марс (ребенок должен развить сюжет).                                                                                              3. Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).                                                                                 За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ. Учить воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.                  Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.                                                                                          Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки; системный оператор (знакомство с книгой, знакомство с героями, анализ сказки); использование внешних ресурсов для сочинения текста сказочного типа и загадок;

Системный оператор

Тема: Знакомство с книгой

 

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6. Завод по переработке древесины. типография

3. Книжки в библиотеке, магазине, в саду, домашняя библиотека

9.Книжки, не похожие одна на другую по форме, цвету, содержанию

Система

4. Деревом

1. Книжка

7. Книжка, которую дети хотят сделать и которая понравиться малышам

Подсистема

5. Ствол, кора, чернила.

2. Из чего состоит книга: иллюстрации, текст, листочки, обложка.

8. Картон, трафарет, клей, открытки…

            

Тема: Сказочные герои

 

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6.Герои, с которыми Буратино общался в сказке

3. Семья Буратино, страна Буратиния

9.Герои, с которыми Буратино встретиться на Луне

Система

4.Буратино в сказке «Золотой ключик»

1. Буратино

7. Буратино на Луне

Подсистема

5.Внешний вид Буратино, его поступки по сказке

2. Части тела Буратино, его характер

8. Внешний вид Буратино: скафандр, различные машины, которыми он пользуется

 

 

 

 

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6.Художники, режиссёры, наделившие Чебурашку конкретными качествами

3.Общество Чебурашек

9.Новые фильмы, новые книги с этим героем

Система

4.Писатель, который придумал этот образ

1.Чебурашка

7.Чебурашка – робот; Чебурашка –папа; Чебурашка – мама.

Подсистема

5.Рисунки, чертежи, выкройки, по которым создавали Чебурашку

2.Детали игрушки: голова, уши, туловище…

8.Детали новой игрушки: микросхемы, одежда, батарейки…

   

Колобок

 

Будущее колобка. (Лиса съела)

 

Из каких продуктов его бабушка испекла? (Мука,  яйца, молоко)

 

Где он был вначале сказки? (лежал на окошке остывал)

 

Прошлое колобка. Откуда он появился?(бабушка по сусекам поскребла…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение концовки сказки:

- Почему лиса захотела съесть колобок (Он вкусный, румяный, аппетитный)

- А что надо сделать, чтобы лиса не захотела съесть колобка? ( Надо сделать его не вкусным: посыпать солью, перцем, песком, вываляться в луже)

Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.   Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Что он делает? (скачет, прыгает)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

 Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

 

Использование методов ТРИЗ в музыкальной деятельности.

Круги Луллия.

1.Игра «Определи настроение музыкального произведения»                                                                                                                  

Цель: активизировать ассоциативное мышление и воображение, закреплять использование цветофункционального метода.                                                               Реальное задание: подобрать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне).                                                                                                                      Задание фантастическое: соединив несоответствующую  пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию. например, если веселая пиктограмма совпадет с картинкой грустной осени, можно предположить, что просто в хмурый день вспомнилось о веселом лете и т. п.                                                                                                                                             2. Игра «Отгадай, чьё произведение?».                                                                                 Цель:  закреплять знания детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление.                                                                                            Реальное задание: прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Щелкунчика с портретом П. Чайковского и т. п.).                                                                              Задание фантастическое: при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка «Шествия гномов» не с портретом Грига, а с Римским –Корсаковым, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй, т. к. Римского –Корсакова называют сказочником в музыке и т. п.)

 

 

3. Игра «От какого предмета части».                                                                                           Цель: Закреплять знания детей о музыкальных инструментах, находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, духовой, струнный и т. д.) Для этого на одном круге изображены картинки музыкальных инструментов, а на другом –только их части.                                     Реальное задание: найти реальное сочетание, какая из частей принадлежит тому или иному инструменту.

 

 

Реальное задание: пофантазировать как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например: баралайка, скриподудка, фортебаян)

3. Игра «Времена года».                                                                                           на первом круге расположить картинки четырех времен года, на втором – музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для сочинения мелодии или аккомпанемента.

 

Реальное задание: ребенок выбирает стрелкой время года, вспоминает музыкальное произведение о нем и выбирает на другом круге инструмент для украшения музыки; (например, музыку А. Вивальди «Весна» - звучанием дудочки и металлофона; «Лето. Гроза» - барабаном).                                                      Реальное задание: при случайном выборе сочиняет свою музыку.

 «Символическая аналогия».                                                                                                                     В разделе «Пение» очень удачно применять  приемы разучивания и исполнения песен по схемам, используя метод «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка русской народной песни «Два веселых гуся»

 

1рис. Жили у бабуси два весёлых гуся.                                                                                                      2 рис. Один серый, другой белый, два весёлых гуся .                                                                              3 рис. Мыли гуси лапки в луже у канавки.  Один серый, другой белый, спрятались в канавке.                                                                                                                                4 рис. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!»                                                                                                                                        5. рис. Выходили гуси, кланялись бабусе. Один серый, другой белый, кланялись бабусе.                                                                                                             Эмпатия. Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.                                           Игра «Да – нетка». Цель: развивать навыки сужения поля поиска, ориентировки в пространстве, классификации, анализа ситуации.

 Занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, изодеятельности, познании художественной литературы,  но и других видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskaya_deyatelnost.docx589.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ – технологии.  Художественно – эстетическая деятельность.

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.                                                                                                                           Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.                                        Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)                                                  Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.                                                               Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.                                                                                              Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.                                                                      Каждый ребенок – это сундук с сокровищами, полный необыкновенных идей, мыслей и фантазий. Но, к сожалению, не всегда у детей появляется возможность его открыть или правильно воспользоваться его содержимым. Поэтому детям необходимо давать возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

 Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной  активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:

*развитие воображения;

*развитие мышления;

*формирование качеств творческой личности;

*формирование культуры общения, поведения, чувств.

Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников. В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.                                                                            

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:                                                                                                                          *Воспитать качества творческой личности;

*Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:                                                                                                         1. Развитие воображения.                                                                                                                  2. Оригинальность мышления.

3. Способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы.                                                                                 4. Находчивости, внимательности и сообразительности.

 Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора:

*изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

*материала на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.

Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Использование методов активации творческого мышления, воображения в  работе с детьми дошкольного возраста:

  1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской, или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т. Д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывании их друг на друга.
  2. Монотипия – краски наносятся на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа. Потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.
  3. Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок проступает на цветном фоне.
  4. Рисование по сырой бумаге – сначала лист смачивают, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится когда рисунок высохнет.
  5. Рисование щетками. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.
  6. Коллажи – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.
  7. Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.                                                                 
  8.  «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.
  9. Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.
  10. Рисование по копировальной бумаге. На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности.                                                                                                           Морфологический ящик (выбор способов и средств рисования и образов рисования)

Материал

Гуашь

Карандаш

Цветные мелки

Акварель

Чем изображать

Кисточкой

Поролоном

Пальцем

По трафарету

На чём  изображать

На бумаге

На доске

На ткани

На асфальте

Из этих элементов дети выбирают варианты: цветными мелками на доске, пальцами на ткани, карандашами на бумаге… Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.

Тема: Весна - красна

Образ  весны (кто это?)

Девочка

Женщина

Три девочки (3месяца)

Одежда, украшения

Длинное платье, бусы, веночек

Сарафан, корона

Корзинки с подарками

Как появится

На ковре-самолёте

На тройке

Появится с утренней зарёй на небе

Характер

Добрая

Ласковая

Трудолюбивая

Портрет. 

Форма головы

круглая

овальная

квадратная

треугольная

Волосы

прямые

кудрявые

белые

черные

Глаза

круглые

полукруг

звёздочки

овальные

Нос

две точки

картошкой

длинный

треугольник

Рот

бантиком

овальчик

полудуга

обычный

Уши

большие

маленькие

антенны

спиральки

Из этих элементов дети выбирают варианты. Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.

ТПФ (типовые приёмы фантазирования)и РТВ (развитие творческого воображения)                                                                                                                                  Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.

Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

Рисование фантастических героев с использованием метода  фокальных  объектов «Чудесные вещи».                                                                                   Эмпатия.                                                                                                                                 Приём вживания в образ«Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: «Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым)«Я - кот».                                                                                                                 *Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.                                                                                                                                 *Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил.                                                                                   *Примеривание образа на кого-то: «Мама - сказочная героиня»«Папа-богатырь»«Люди-животные».                                                                                                    * Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.                                                                                                                                               * Рисование эмоций.                                                                                                                   * Игровое задание:                                                                                                                                   - нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;                                                                          - улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;                                                                                       - позлись, как гром, вихрь, ураган;                                                                                                        - испугайся, как человек, увидевший молнию;                                                                                             - устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;                                                                                            - отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

Игры на воображение                                                                                                 1.«Волшебный карандаш» (работа в парах)                                                                                                                               Цель: учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.                                                                                                                                                                 Ход игры: Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.                                                      2. «Как видят мир животные?».                                                                                                     Цель: учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями.                                                                                                                                                               Ход игры: Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.                                                                                3. «Творец».                                                                                                                         Цель: учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа .                                                                                                                                               Ход игры: Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр.) из которого им необходимо сделать картину и презентовать ее на «выставке».                                                                                                                    4.  «Картинки».                                                                                                                 Цель: учить детей вариативности (создавать «много из одного»).                                                                  Ход игры:  Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему. Затем детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал.

 5. «Бумагопад».                                                                                                             Цель: учить детей видеть в слабоструктурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки.           Ход игры: Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину                              6. «Дорисовки».                                                                                                                                Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.                                                                                                                          Ход игры: Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.                                                                                                     7. «Необычный портрет».                                                                                           Цель: учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.                                                                                                     Ход игры: Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ.

8. «Спаси букву от буквоеда».                                                                                             Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.                                                                                                                          

Ход игры: детям предлагается спасти буквы од буквоеда, дорисовать букву до сюжетного изображения.

9. «Фоторобот».  Цель: создание образа фантастического героя,  из комбинации частей других героев.                                                                                            10. Психорисование.                                                                                                                           Дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. Водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное.                        11. Волшебный листок.                                                                                                                               Геометрические фигуры – на что они похожи. Даются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, по одному. Предлагается детям дорисовать, чтобы получился законченный рисунок.

Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур,  и из них нужно составить композицию.                                    1-ый уровень - низкий, когда рисуют в фигуре (колобок, окно).                                           2-ой уровень - средний, подрисовывают (цветок, дом).                                                              3-ий - высокий, когда геометрическая фигура становится лишь элементом для большого рисунка (машина, кошка, вагоны и т. д.).                                            12.  Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.                                                                                                                                                     13.  Волшебный островок.  На лист приклеивается произвольной формы лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.                                        14.Сказка по кругу. В течение нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.

Использование методов ТРИЗ по ознакомлению детей  с художественной литературой

Все дети любят сказки. Они оказывают большое влияние на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа.

Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. Целесообразно научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных задач. Преимущество сказочных задач состоит в том, что речь идет лишь о предлагаемой ситуации, задач, которую нужно решить. При решении сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

Русская народная сказка «Колобок».

Сказочная задача: «Как сделать так, чтобы и песенка была услышана, и колобок остался живой?».

Ответы детей: «Забраться лисе на макушку; дать микрофон».

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Сказочная задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?».

Ответы детей: «Не варить ему; не убирать; не стирать, он Машу и выгонит».

Сказочная задача: «Но вдруг медведь рассердиться и съест Машу».(притвориться больной).

Французская сказка «Красная Шапочка».

Сказочная задача: «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?».

Ответы детей: «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка».

Русская  народная  сказка «Заюшкина избушка».

 Сказочная задача: «Нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?»

Ответы детей: Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла. Закрыть трубу ветками.  Спрятать дрова.

Придумывание сказок.                                                                                                                                                       1. Метод добавления.                                                                                                       Показ на картинках основных героев сказки, а последняя картинка не по сказке.                                                                                                                                                                                                     Цель: придумать сказку по данным картинкам, развивать речь детей,  воображение, фантазию.                                                                                                        Например: Красная Шапочка, бабушка, волк и вертолет.                                                                                                                                                     2. Метод фантоидеи.                                                                                                                                                 Дать группе или ребенку фантастическую идею.                                                              Например: Красная Шапочка полетела жить на Марс (ребенок должен развить сюжет).                                                                                              3. Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).                                                                                 За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ. Учить воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.                  Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.                                                                                          Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки; системный оператор (знакомство с книгой, знакомство с героями, анализ сказки); использование внешних ресурсов для сочинения текста сказочного типа и загадок;

Системный оператор

Тема: Знакомство с книгой

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6. Завод по переработке древесины. типография

3. Книжки в библиотеке, магазине, в саду, домашняя библиотека

9.Книжки, не похожие одна на другую по форме, цвету, содержанию

Система

4. Деревом

1. Книжка

7. Книжка, которую дети хотят сделать и которая понравиться малышам

Подсистема

5. Ствол, кора, чернила.

2. Из чего состоит книга: иллюстрации, текст, листочки, обложка.

8. Картон, трафарет, клей, открытки…

             

Тема: Сказочные герои

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6.Герои, с которыми Буратино общался в сказке

3. Семья Буратино, страна Буратиния

9.Герои, с которыми Буратино встретиться на Луне

Система

4.Буратино в сказке «Золотой ключик»

1. Буратино

7. Буратино на Луне

Подсистема

5.Внешний вид Буратино, его поступки по сказке

2. Части тела Буратино, его характер

8. Внешний вид Буратино: скафандр, различные машины, которыми он пользуется

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6.Художники, режиссёры, наделившие Чебурашку конкретными качествами

3.Общество Чебурашек

9.Новые фильмы, новые книги с этим героем

Система

4.Писатель, который придумал этот образ

1.Чебурашка

7.Чебурашка – робот; Чебурашка –папа; Чебурашка – мама.

Подсистема

5.Рисунки, чертежи, выкройки, по которым создавали Чебурашку

2.Детали игрушки: голова, уши, туловище…

8.Детали новой игрушки: микросхемы, одежда, батарейки…

   

Обсуждение концовки сказки:

- Почему лиса захотела съесть колобок (Он вкусный, румяный, аппетитный)

- А что надо сделать, чтобы лиса не захотела съесть колобка? ( Надо сделать его не вкусным: посыпать солью, перцем, песком, вываляться в луже)

Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.   Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Что он делает? (скачет, прыгает)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

 Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Использование методов ТРИЗ в музыкальной деятельности.

Круги Луллия.

1.Игра «Определи настроение музыкального произведения»                                                                                                                  «Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей

Цель: активизировать ассоциативное мышление и воображение, закреплять использование цветофункционального метода.                                                               Реальное задание: подобрать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне).                                                                                                                      Задание фантастическое: соединив несоответствующую  пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию. например, если веселая пиктограмма совпадет с картинкой грустной осени, можно предположить, что просто в хмурый день вспомнилось о веселом лете и т. п.                                                                                                                                             2. Игра «Отгадай, чьё произведение?».                                                                                 Цель:  закреплять знания детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление.                                                                                            Реальное задание: прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Щелкунчика с портретом П. Чайковского и т. п.).                                                                              Задание фантастическое: при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка «Шествия гномов» не с портретом Грига, а с Римским –Корсаковым, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй, т. к. Римского –Корсакова называют сказочником в музыке и т. п.)

http://www.maam.ru/upload/blogs/4639e7775c41a5fce185dcdf913cae0b.jpg.jpg

3. Игра «От какого предмета части».                                                                                           Цель: Закреплять знания детей о музыкальных инструментах, находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, духовой, струнный и т. д.) Для этого на одном круге изображены картинки музыкальных инструментов, а на другом –только их части.                                     Реальное задание: найти реальное сочетание, какая из частей принадлежит тому или иному инструменту.

http://www.maam.ru/upload/blogs/33af371e224fcc795f4c66ef3f6817f0.jpg.jpg

Реальное задание: пофантазировать как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например: баралайка, скриподудка, фортебаян)

3. Игра «Времена года».                                                                                           на первом круге расположить картинки четырех времен года, на втором – музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для сочинения мелодии или аккомпанемента.

http://www.maam.ru/upload/blogs/46a6b65b4335868077994badde0bfa57.jpg.jpg

Реальное задание: ребенок выбирает стрелкой время года, вспоминает музыкальное произведение о нем и выбирает на другом круге инструмент для украшения музыки; (например, музыку А. Вивальди «Весна» - звучанием дудочки и металлофона; «Лето. Гроза» - барабаном).                                                      Реальное задание: при случайном выборе сочиняет свою музыку.

 «Символическая аналогия».                                                                                                                     В разделе «Пение» очень удачно применять  приемы разучивания и исполнения песен по схемам, используя метод «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка русской народной песни «Два веселых гуся»

http://www.maam.ru/upload/blogs/dd1b6a34f70fbfcea5659249c25e502f.jpg.jpg

1рис. Жили у бабуси два весёлых гуся.                                                                                                      2 рис. Один серый, другой белый, два весёлых гуся .                                                                              3 рис. Мыли гуси лапки в луже у канавки.  Один серый, другой белый, спрятались в канавке.                                                                                                                                4 рис. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!»                                                                                                                                        5. рис. Выходили гуси, кланялись бабусе. Один серый, другой белый, кланялись бабусе.                                                                                                             Эмпатия. Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.                                           Игра «Да – нетка». Цель: развивать навыки сужения поля поиска, ориентировки в пространстве, классификации, анализа ситуации.

 Занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, изодеятельности, познании художественной литературы,  но и других видах деятельности.