Из опыта работы Живодеровой Е.А. воспитателя 1 квалификационной категории Тема: «Использование ТРИЗ в художественно-эстетической деятельности в детском саду»
материал

Живодерова Екатерина Андреевна

Из опыта работы Живодеровой Е.А. воспитателя 1 квалификационной категории

Тема: «Использование ТРИЗ в художественно-эстетической деятельности в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sammobraz._triz.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы Живодеровой Е.А. воспитателя 1 квалификационной категории

Тема: «Использование ТРИЗ в художественно-эстетической деятельности в детском саду»

Технология ТРИЗ привлекла меня возможностью использования во всех областях развития.

ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Данная технология прзвана максимально увеличить эффективность основной программы ДОУ, так как ее можно использовать на базе любой воспитательной программы. Я использую приемы ТРИЗ в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой; в образовательной деятельности, чтобы переключать внимание детей на другие виды работы или в качестве сюрпризных моментов, для обыгрывания и создания различных проблемных ситуаций в старше-подготовительных группах. А также в сюжетных и развивающих играх. Данная технология вошла в мою парциальную программу «Счастливая палитра», где основноя1 является художественно-эстетическая область развития.

Главная задача ТРИЗ – научить учиться. Именно это поможет будущим школьникам быстро и самостоятельно добывать знания и умения.

В театрализованной деятельности инсценировка используется мной как способ поиска истины. Сюжет сказки продумываю сама или беру из литературных произведений. Строиться работа по данной технологии по алгоритму:

На 1 этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельной игровой форме. Это помогает увидеть в окружающем мире противоречия и учит формулировать имх (н-р: семья уезжает в отпуск на месяц. Кто будет поливать цветы в их отсутствие в квартире?)

На 2 этапе проводятся игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. (н-р: хорошо-плохо. Солнце – это хорошо и плохо. Хорошо – греет, плохо – может обжечь)

3 – продумывание новой сказки (у колобка выросли крылья, и он улетел от лисы)

На 4 – учатся находить выход из проблемной ситуации (Зонт нужен большой, чтобы скрыться от дождя, но он нужен и маленький чтобы носить его в сумке. Решение – складной зонтик)

Целью ТРИЗ также является не просто учить находить решение задачи, но и развивать фантазию и креативность детей. Учитывая, что одним из любимых занятий в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, использование нетрадиционных методов и приемов рисования, лепки и аппликации, является одним из путей  развития творческих способностей детей.

Я использую в своей работе следующие приемы: в рисовании - монотопия, рисование по сырой бумаге, коллаж, клева мозаика; в лепке - пластилинография и разные виды аппликаций.

Данная работа способствует развитию и совершенствованию мелкой моторики рук, которую необходимо начинать развивать еще с младшего возраста.

Непосредственно в процессе создания образа обязательно представляю ребенку свободу выбора материала, сюжета своей композиции, а также поиск решения проблемной ситуации, или создание собственного нового решения.

За время работы провожу выставку мастерских с детьми (выставка кукол Веснянка). Дети создавали кукол по алгоритму из ткани, ниток, но дальше при украшении каждый придумывал свою особенность куклы.

Еще также хотелось бы отметить, что технологию ТРИЗ я использую при знакомстве с искусством в парциальной программе. После изучения особенностей каждого из художников, я даю возможность детям создать свой собственный сказочный образ, а по окончании создается иллюстрированная книга сказок.

Также при знакомстве с народным помыслом можно дать задание дома создать (нарисовать, склеить, слепить) свою собственную народную игрушку.

В работе с родителями проводила мастер класс по ознакомлению и приобщению к нетрадиционным техникам художественной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук и фантазии, творческих способностей детей.

Таким образом, возможность выбора материала, новизна обстановки, необычность проблемных ситуаций, помогает решать проблему, а значит формирует всесторонне развитую, креативную, творческую личность с богатым внутренним миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в реализации деятельности художественно-эстетического цикла в семейном детском саду

Программа дополнительного образования по духовно-нравстенному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семейном детском саду или воскресной школе. Авторы Гуськова Н.В., Зозуля А.Н., Попова В.В...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ-ГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ  ПРОЕКТНАЯ РАБОТАПо до...

Итоговое занятие по художественно - эстетическому развитию для детей детского сада. Тема: «Весна пришла, подснежники принесла».

Цели:- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;- Закрепить названия признаков весны, весенних месяцев.- Расширить и активизировать словарь детей по данной теме;- Закрепить навыки...

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

РМО «Представление опыта работы ДОУ по взаимодействию с социальными партнерами в образовательной области – « Развитие художественно- эстетических способностей дошкольников»

Конспект: « Взаимодействие детского сада « Ласточка» с  Тарбагатайской  Детской  школой искусств  ( подготовительная группа) ...

Мастер-класс «Использование динамических пауз в образовательной деятельности в детском саду» (для воспитателей)

Мастер-класс  «Использование динамических паузв образовательной деятельности в детском саду»(для воспитателей)Цель:Представление опыта использования динамических пауз и физк...

Художественно-эстетическое развитие в условии детского сада (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)

Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в наше современное время значительно повысились уровень умственной эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств у детей. Это проя...