Мастер-класс «Использование динамических пауз в образовательной деятельности в детском саду» (для воспитателей)
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Войтова Ирина Михайловна

Мастер-класс  «Использование динамических пауз

в образовательной деятельности в детском саду»

(для воспитателей)

Цель:

Представление опыта использования динамических пауз и физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз в детском саду.

 

2. Обогатить педагогическую копилку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Использование динамических пауз

в образовательной деятельности в детском саду»

(для воспитателей)

Цель:

Представление опыта использования динамических пауз и физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз в детском саду.

2. Обогатить педагогическую копилку.

                                        Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса "Использование динамических пауз в образовательном процессе детского сада".

 И мы начнем  с двигательной игры «Веселое приветствие» .

            Педагоги встают парами по кругу.

 Сейчас будет звучать музыка, вы будете двигаться по кругу. Музыка остановится, и каждая пара остановится друг напротив друга. Я скажу, как вам нужно будет поприветствовать друг друга (спина к спине, правая рука к правой руке, нос к носу, левое плечо к левому плечу).

        Уважаемые коллеги, настроение у нас поднялось, вы улыбаетесь! Присаживайтесь на места.

       Всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. И основными причинами ухудшения здоровья детей является гиподинамия - дефицит двигательной активности. В дошкольном возрасте закладываются основы физического, психического и личностного развития. Потребность в двигательной активности у детей дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями — это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов. Поэтому, на занятиях мы можем и должны использовать малые форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки, динамические паузы. Что такое физкультминутки? (ответы).

        Да,  это кратковременные физические упражнения, направленные на предупреждение утомляемости и восстановление работоспособности детей. Чаще педагоги используют комплексы физкультминуток, состоящие из 3-5 упражнений. Упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики для разных групп мышц. Для физминутки чаще всего  используется стихотворная форма. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

- текст стихотворения должен быть высокохудожественным,  используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения может сочетаться с темой занятия, его программой и задачей; и продолжительность физминутки не более 2-3 минут. Как правило, они проводятся примерно в середине деятельности в виде игровых действий.

По установленной методике, физминутки выполняют сидя за столом, стоя за столом, около стола.

Коллеги, приглашаю вас расположиться в зале, как вам будет удобно и выполнить  физминутку "Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.) .

В конце каждой физминутки следует включать спокойную ходьбу и упражнения на расслабление, восстановление дыхания.

***

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

 

А можно провести любую музыкальную физминутку.

                        Музыкальная физминутка «Хорошо».

Уважаемые педагоги, давайте вспомним, что такое динамические паузы для дошкольников? (ответы)

    Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Динамические паузы проводятся: во время образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Двигательные разминки могут проводиться в начале, середине или конце образовательной деятельности. В начале дня они помогут детям собраться, настроится. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. Их основная задача - позволить сменить ребенку позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие.

Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз.

                                         Гимнастика для глаз

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

 

Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

5. Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;

7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;

9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

 

     Подвижные игры в качестве динамической паузы с детьми могут использоваться на всех видах занятий - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые совпадают с тематикой образовательной деятельности. Могут проводиться в любой его части и в любое время, по усмотрению воспитателя.

                               "Вот и осень к нам пришла"

Листья на ветках

Все лето висели. (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил

И они пожелтели. (руки на верху, повороты кистями"шарики-фонарики")

Октябрь с собою

Принес листопад. (плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают

И в танце кружат. (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел. (присели)

И под ногами

У нас зашумел. (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

На ковре ведущая разбрасывает осенние листья с разных деревьев. предлагает каждому участнику выбрать понравившийся, взять в руки.

                                  

     Также можно использовать дидактические игры с движениями, которые хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

 

Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами. 

«Найди себе пару»

Оборудование: парные фигуры по количеству детей.

Ход игры.

Дети выбирают геометрические фигуры.

Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту.

-Как фигуры хороши!         (Свободные движения под музыку)

-Так и пляшут от души.

-Квадраты затопали,           (Дети топают ногами)

-А круги захлопали.            (Хлопки)

-Посмотрите, треугольник

Как углами завертел.           (Повороты туловища вправо, влево)

И затопав, и захлопав,          (Дети топают и хлопают.)

-С прямоугольником запел:

-Тра-та-та, тра-та-та,             (Прыжки вокруг себя.)

-Вот так пляска! Красота!       (Музыка закончилась.)

-Раз-два-три! Себе пару ищи! (Дети находят пару своей фигуре.)

 

 

 

Физминутка может проводиться в форме любого двигательного действия и задания:

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

 

 -  В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

                       «Если весело живется, делай так»

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, 2 хлопка над головой.) - 2 раза

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся, (Руки на пояс, повороты в стороны.)

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, хлопок над головой.)

Если весело живется, (наклон в сторону) делай так, (Поднимание и опускание плеч.)

Если весело живется, (наклон в другую сторону) делай так, (Поднимание и опускание плеч.)

Если весело живется, (наклон в одну сторону) мы друг другу улыбнемся, (Поднимание и опускание плеч.)

Если весело живется, (наклон в другую сторону) делай так, (Поднимание и опускание плеч,

Если весело живется, (присед, делай так (упор согнувшись, выпрямиться, два хлопка по коленям) - 2 раза;

Если весело живется, (присед) мы друг другу улыбнемся, (упор согнувшись, выпрямиться, два хлопка по коленям)

Если весело живется, (присед) делай так, (упор согнувшись, выпрямиться, два хлопка по коленям);

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, 2 хлопка над головой, поднимание и опускание плеч 2 раза, хлопки по коленям.) – 2 раза;

Если весело живется, (Руки на пояс, полуприсед с поворотом в одну сторону.) мы друг другу улыбнемся, (Руки на пояс, полуприсед с поворотом в другую сторону.)

Если весело живется, (шаги на месте) делай так, (Поднимание рук через стороны, 2 хлопка над головой, поднимание и опускание плеч, хлопки по коленям.)

 

     Чем отличаются динамические паузы от физкультминуток? (ответы)

Они отличаются прежде всего длительностью и проводятся в течение 5 -10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т. д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления.

Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы.

    При подготовке и проведении физминуток и физпауз необходимо помнить:

- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;

- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;

- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.

     Содержанием физминуток и физпауз могут быть не только физические упражнения,а также: логоритмические упражнения, пальчиковые упражнения и игры, игры на развитие физиологического и речевого дыхания, малоподвижные игры на различную тематику и др. Игры и упражнения можно проводить с речевым сопровождением (проза, стихи) и без него. Посредством физминуток и физпаузможно решать различные задачи:

• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;

• развитие общей моторики, мимики;

• развитие выразительности и грации движений;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие слухового внимания и слуховой памяти;

• развитие чувства ритма;

• обогащение словарного запаса по лексическим темам;

• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

• развитие силы голоса;

• развитие интонационной выразительности речи;

• воспитание дружелюбия; организованности, самостоятельности;

• координация речи с движением;

 

                Основные требования к выбору упражнений:

• Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей; быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными;

• Упражнения должны быть знакомы детям;

• Комплекс упражнений должен быть направлен на основные большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;

• Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;

• Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий (упражнения с выпрямлением ног туловища, с наклонами и поворотами туловища, разведением плеч (рук) в стороны, подниманием головы;

• Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером деятельности;

Последнее упражнение должно быть направлено на снижение физиологической нагрузки (свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом).

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых.

                                         Рефлексия.

Использовался материал с сайта

https://infourok.ru/master-klass-dlya-vospitatelej-dou-dinamicheskie-pauzy-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-dou-5300258.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ

Цель мастер-класса:  ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....

Мастер класс: «Использование нетрадиционного оборудования для проведения НОД «Физическое развитие» в детском саду»

  Одной из основных задач нашего сада  - это развитие и формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, создание мотивации, обучение и привитие интереса к занятиям ф...

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»

Практическая  часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у  педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....