Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"
методическая разработка по теме

Федаева Наталья Константиновна

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качество воспитательно-образовательной работы с детьми, а также позволяют повысить уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Лямбирского муниципального района РМ

Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников

Технология: мастер – класс

                               Подготовила:

                                                         воспитатель I кв. категории

                                                                      Федаева Наталья Константиновна

Использование элементов системы М. Монтессори

в образовательной деятельности дошкольников

Технология: мастер – класс

Цель: обучение использованию элементов системы М. Монтессори для реализации образовательной деятельности

Задачи: 

1.Сформировать представление о возможностях использования элементов системы М. Монтессори при организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ

2. Обучать приемам технологии М. Монтессори

3. Вызвать у участников мастер – класса интерес к системе М. Монтессори

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива

Оснащение: дидактические игры системы М. Монтессори, карточки с заданиями, карточки «Эмоции», видео презентация.

Ход:

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Мы предположили, что включение в образовательный процесс элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. 

Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии с ФГТ образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  1.  Основные разделы в системе М.Монтессори

1. Упражнение по овладению навыками практической повседневной деятельности.

  1. Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движения.
  2. Упражнения по уходу за собой.
  3. Упражнения по уходу за предметами окружающей среды.
  4. Основы культуры поведения в обществе.
  5. Особые виды движений.

2. Сенсорное воспитание.

2.1. Упражнения для развития зрения.

2.2. Упражнения для развития осязания.

2.3. Упражнения для развития слуха.

2.4. Упражнения для развития чувства тяжести.

2.5. Упражнения для развития чувства тепла.

2.6. Упражнения для развития обоняния.

2.7. Упражнения для развития вкуса.

2.8. Упражнения для развития стереогностического чувства.

3. Математика.

3.1. Упражнения для введения в мир чисел от 0 до 10.

3.2. Упражнения для введения в десятичную систему счисления, знакомства с четырьмя основными арифметическими действиями.

3.3. Упражнения для развития последовательного счета до 1000.

3.4. Упражнения на арифметические действия и запоминание таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

  1. Русский язык.

4.1. Упражнения в развитии мускулатуры рук и мелкой моторики.

4.2. Упражнения в рисовании и штриховке.

4.3. Упражнения с шершавыми буквами.

4.4. Упражнения с подвижным алфавитом.

4.5. Механическое письмо.

4.6. Чтение.

  1. Космическое воспитание.

5.1. Упражнения по биологии.

5.2. Упражнения по истории.

5.3. Упражнения по географии.

5.4. Упражнения по астрономии.

5.5. Упражнения по информатике.

5.6. Упражнения с водой.

Дидактический Монтессори-материал включает в себя следующие виды:

-материал для развития моторики;

-сенсорный материал;

-материал для развития музыкальных способностей;

-материал для приобретения социального и нравственного опыта;

-материал по чтению и письму;

-математический материал;

-материал по биологии, географии, естествознанию, истории и т.д. (материал раздела "Космическое воспитание").

техника обогащения активного словаря

ребенка новыми понятиями

ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ «УРОК»

Первой ступень. Педагог говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это — ...». Новые термины желательно повторить несколько раз, вовлекая в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, «стереогностическое» восприятие ребенка, его барическое чувство или мускульную память. Например, при запоминании названий геометрических тел педагог показывает, как их ощупывают со всех сторон обеими руками, дает их поочередно ребенку, чтобы тот повторил действия педагога, и называет их: «Это — шар. Это — куб. Это — конус». Для знакомства с названиями цветов педагог говорит, указывая на соответствующую табличку: «Это — зеленый. Это — белый. Это — лиловый». Если речь идет о количествах, например, при работе с золотым материалом, ребенку дают подержать в руках, ощупать и «взвесить» предметы, представляющие определенные количества, а затем сообщают: «Это единица. Это — десяток. Это — сотня. Это — тысяча».

Вторая ступень. Педагог дает ребенку задания типа: «Дай мне... Покажи мне...». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Заданий следует давать достаточно много, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия. Они должны быть также достаточно разнообразными для поддержания интереса ребенка и предоставления ему дополнительной возможности двигательной активности. Применяемые при этом предметы несколько раз перемешивают. Так, в Примере с геометрическими телами можно предложить ребенку не только дать или показать то или иное тело, но и попросить его: «Положи, пожалуйста, шар в корзину. Поставь куб себе на колени. Поставь конус на куб. Положи шар на ладонь левой руки» и т.д.

Первая и вторая ступени служат для обогащения пассивного словаря ребенка.

Третья ступень. (Новые термины переходят из пассивного словаря в активный). Педагог указывает на предмет и задает вопрос, касающийся его названия, какого-либо свойства или же представленного им количества: «Что это? Какой это? Сколько это?» Подобные вопросы также желательно повторить не менее 2 раз для каждого предмета, перемешивая их перед следующим вопросом. Например, цветные таблички, геометрические тела или предметы из золотого материала — бусину-единицу, стержень-десяток, квадрат-сотню и куб-тысячу — несколько раз перекладывают, меняют их расположение друг относительно друга, проверяя, насколько хорошо ребенок запомнил новые термины.

Контроль и коррекция ошибок. Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Можно выделить ряд способов самоконтроля. Простейший из них - механический, доступный уже для самых маленьких детей. Например, понимание, что если цилиндры-вкладыши имеют разные размеры, то каждый цилиндр подходит только для одного отверстия. Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики, - посредствам контрольных карт. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких, как цветные точки, наклеенные на дно коробочек с запахами по правилу: одинаковый запах – одинаковый цвет.

Имеются также другие способы самоконтроля. Так, например, педагог обращает внимание ребенка на пролитые капли воды и показывает, как их удалить с помощью губки. Губка или тряпочка обязательно входит в комплект. В дальнейшем ребенок сам заметит подобную ошибку и исправит ее. Если иметь в виду также косвенные методы работы над ошибками, то педагогу, как уже было сказано выше, всегда следует выявить их причину и дать ребенку возможность приобрести больше опыта, знаний и умений в соответствующей сфере.

Приведем примеры дидактических Монтессори-игр и способы работы с ними (приглашаются желающие для игры с дидактическими материалами):

ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ

МАТЕРИАЛ: 2 деревянных ящика с деревянными коробочками-цилиндрами. В ящике с красной крышкой находятся б коробочек с красными крышечками, в ящике с синей крышкой - б коробочек с синими. Коробочки из одного ящика при встряхивании издают различные шумы: от тихого до громкого. Для каждой коробочки из одного ящика имеется парная в другом ящике, издающая при встряхивании точно такой же шум. На днище коробочек с одинаковыми шумами наклеены контрольные метки - кружочки одного и того же цвета. Метки всех пар отличаются по цвету друг от друга.

ЦЕЛИ: прямая: развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания. Косвенная: подготовка к музыкальным занятиям.

Числовые штанги

Материал: 10 деревянных штанг, разделенных на красные и голубые отрезки длиной по 10 см; длины штанг меняются от 1 м до 10 см; каждая штанга короче предыдущей на 10 см.

Цели: прямая — научиться считать от 1 до 10, воспринимая каждое из количеств 1 — 10 как единое целое; косвенная — подготовка к знакомству с десятичной системой счисления.

Числа и чипсы

Материал: коробка с вырезанными из дерева красными числами от 1 до 10 в одном отделении и 55 красными пластмассовыми кружочками-чипсами — в другом. Тонкая палочка.

Цели: прямая — тест на умение последовательно считать до десяти и соотносить количества и символы; знакомство с четными и нечетными числами; косвенная — подготовка к делению.

Также в образовательной деятельности, при закреплении пройденного материала можно использовать карточки с  «контрольной меткой». Например, карточки для использования в ходе НОД в образовательной области «Социализация» или «Познание». (Демонстрируется способ работы с дидактическим материалом и предлагается поиграть в эти игры).

      Рефлексия.
      Уважаемые слушатели, прошу вас выполнить  рефлексию по методике «эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии (участники  выбирают карточки с эмоциями). Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые дидактические игры системы М. Монтессори и приемы работы с ними. Данную технологию можно использовать как в НОД, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно общаться, помогать друг другу

Методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, повышают уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Данные материалы  позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

Использованная литература:

  1. Брыжинская Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов.гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка: Пер. со 2-го ит. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТОО "Монтессори-Центр". -1993. – 168 с.
  3. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч.1. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ФЭМП дошкольников с использованием элементов системы М. Монтессори

Долгосрочный проет по формированию элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов системы М.Монтессори...

Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"

Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...

«Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками»

Материал для педагогов ДОО и родителей по использованию  дидактических игр и элементов системы  М. Монтессори в работе с детьми....

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....

Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...

ЭЛЕМЕНТЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому для всестороннего развития детей я выбрал...