Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
рабочая программа

Раева Анастасия Александровна

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?

Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).

В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Доказано, что в этом возрасте мозг детей наиболее пластичен, поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период.

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое за логику.

Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой – левое. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.

Главными задачами ментальной арифметики являются:

- концентрация внимания

- развитие фотографической памяти

- развитие творческого мышления, логики, воображения

В рамках  Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования,  которые  предполагают непрерывную образовательную деятельность, я разработала дополнительный курс развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Этот курс охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.

Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «птичка и цветок», «пространственное рисование». Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей.

В работе  с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.

Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности  и в этом нам помогают  карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.

Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления,логики.

В своей практике я использую различные упражнения:

  1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)
  2. Кинезиологические упражнения,

улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю.(« -ухо – нос – хлопок»);

развивает моторику и тактильные ощущения .(«Колечко»,«Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»)

  1. Лабиринты.способствуют развитию логического и пространственного мышления, учат ребенка анализировать, развивает внимание. (
  2. «Головоломки»(«Колумбово яйцо» , «Дорисуй домик», « Волшебноедерево»)
  3. Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный ,черный», «Покажи и назови правильно»)

Мною разработано

Тематическое годовое  планирование

с использованием  ментальной арифметики в образовательной деятельности.

Тема

1-2

 Знакомство с ментальной арифметикой

3-4

Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»

5-6

Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.

7-8

Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.

9-10

Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.

11-12

Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9

13-14

Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах от 1 до 10.

15-16

Набор чисел от 1 до 10

17-18

Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 1 до 10

19-22

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 1 до 10

23-24

Набор двузначных чисел от 1 до 10 на абакусе

25-28

Простое сложение. Примеры на простое сложение

29-32

Простое вычитание. Примеры простое вычитание

23-35

Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах от 1 до 10

36

Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание.

Продумана  структура непрерывной образовательной деятельности дошкольников

с использованием элементов ментальной арифметики.

  1. Постановка проблемы.
  2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
  3. Игры и упражнения  на развитие мышления, внимания, памяти, логики.
  4. Работа с абакусом.
  5. Работа  с использованием  ментальных карт, схем, интерактивных игр, тренажеров
  6. Расслабление, релаксационные упражнения.
  7. Рефлексия.
  8. Здоровьесберегающие технологии

Для отслеживания результатов  образовательной деятельности  мною была проведена диагностика воспитанников группы на начало работы по выбранной теме и в ходе ее реализации.

Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону.

В своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Я провела анкетирование среди родителей по данной теме.

Родители группы заинтересовались данной методикой .

За  «круглым столом» мы   обсудили  реализацию  курса  развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики.

Я рассказала, о целях, задачах, этапах, формах и методах обучения детей, представила свои наработки.

Пригласила принять участие в мастер-классе «Ментальная арифметика для дошкольников»,на котором родители решали  математические примеры с помощью новой методики .

В родительском клубе «Гнездышко» я представила опыт работы по данной теме, где рассказала, как можно подготовить дидактический материал самостоятельно для работы дома.

Сейчас ведется активная работа по созданию видео – уроков для детей.

Для более  успешной работы  мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики.

Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной  для детей.

На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки.

Я уверенна, мы добьемся своих целей. И станем маленькими гениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей

В данной работе описывается опыт работы с интерактивной доской врежимных моментах. Данный материал идёт вместе с презентацией на заданную тему....

Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...

Опыт работы "Использование интерактивных музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности дошкольника"

Интерактивные игры - просты и доступны, интересны и привлекательны. Они побуждают у детей желание петь, слушать, играть, танцевать и импровизировать....

ЭЛЕМЕНТЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому для всестороннего развития детей я выбрал...