Главные вкладки

    Статья по музыке (подготовительная группа) по теме:
    Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

    Наталия Юрьевна Лебедева

    Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков у детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_po_ikt_moy.docx22.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы на тему:

    «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

    Работа проводилась на базе ГБДОУ Детский сад №34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Музыкальный руководитель Сизова Н. Ю.

    Участники педагогического процесса – старшие дошкольники 6 – 7 лет, родители, воспитатели групп.

    Особенностью системы работы по использованию ИКТ в воспитании дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с тем, что организация процесса обучения должна быть построена так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

    Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти:

    зрительную, слуховую, образную, ассоциативную .

    Цель педагогического опыта:

     С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

    Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить определенные задачи:

    • сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

    • существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

    • обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;

    • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

    • развить интегративные качества дошкольника.

    Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих обще-дидактических принципах обучения:

    • принцип сознательности и активности;

    • принцип связи обучения с практикой;

    • принцип системности и последовательности;

    • принцип доступности;

    • принцип наглядности;

    • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

    • принцип полноты и целостности.

    Какие же функции выполняет компьютер (ноутбук) в педагогической деятельности музыкального руководителя:

    1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.

    2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.

    3.Позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.

    4. Оформлять документацию.

    5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.

    6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.

    7. Является незаменимым и единственным вариантом создания презентаций и видеофильмов.

    Всё это помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

    Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду:

    слушания музыки,

    пения,

    музыкально-ритмических движений,

    музыкально-дидактических игр.

    Икт средства включаются во все виды музыкальной деятельности.

    В разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации, в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.

    Мультимедиа- презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. А зачастую, мои презентации являются обрамлением действия сцен спектакля или праздника. Важно помнить, что материал должен быть доступен  в первую очередь, для ребёнка.

    Например, праздник «Магазин для мам» для детей средней группы был оформлен и ярко и динамично дополнен презентацией с видами отделов магазина, картинок с изображением предметов, животных и др. Финалом же явилось поздравление, обращенное к  женщинам –мамам, бабушкам, педагогам. Дети и взрослые были в восторге!

    Мультимедийные презентации разработаны с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

    На выпускной праздник «Подарок инопланетян» я создала презентацию, включающую в себя и анимированные картинки с изображением ноутбука («главного героя» праздника) и перемещение по интернету, и чужестранцев и их мест обитания и пребывания, и, наконец, изображение самих «загадочных отправителей посылки в детский сад» - инопланетных существ Барбариков.

    Мультимедийные пособия эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание» НОД.

    Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому в этом виде деятельности используются электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Мною созданы игры - презентации по развитию певческих навыков: чувства ритма, музыкального слуха, ладового чувства и тембровой окраски звука.  Это: «Музыкально-дидактическая игра «Что принёс Дед Мороз?», «Весёлые распевочки», «Путешествие» по голосовым играм С. Коротаевой, песенка-игра «У оленя дом большой». Результатом работы по развитию певческих навыков с применение ИКТ является устойчивая положительная динамика при диагностике на начало и конец учебного года, а так же уровень мониторинга.

    При выполнении музыкально- ритмических упражнений различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

    Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 6–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области "Музыка"

    Формы, методы и приёмы, используемые в работе

    Основная форма работы – подгрупповая и индивидуальная, в сочетании с наблюдением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием картинок, просмотром фильмов, познавательными беседами («Жанры музыки», «Великие композиторы», «У музыки есть настроение», подвижными и дидактическими играми «Музыкальный светофор», «Концерт по телевизору», «Волшебная карусель»), составлением и отгадыванием загадок «Музыкальные загадки». Так же в своей работе использую ИКТ при подготовке и проведении развлечений и тематических дней, в музыкальных инсценировках при подготовке утренников («Новый год», «8 марта», «Выпускной праздник ».В непосредственной образовательной деятельности -упражнения на развитие голоса и слуха «Птица и птенчики», «Заяц и зайчата», «Попугай, повторяй! », «Божья коровка», «Качели».  Систематически использую авторские видеоролики по слушанию музыки: «Времена года», «Животные в музыке», «Новогодняя палитра».

    Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, развивает определённый тип мышления.

    Форма работы с родителями:

    Родительские собрания с использованием ИКТ;

    Совместное проведение досугов, развлечений, праздников;

    Проведение мастер – классов, тренингов;

    Дни открытых дверей;

    Анкетирование;

    Индивидуальные и групповые консультации.

    Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

    Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

    Презентация непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста. Тема: "В поисках сокровищ".

    —Программное содержание: Развивать умения детей восстанавливать числовой ряд, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном порядке. Развивать понимание взаимообразных отношений между чис...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»

    Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

    Возрастная группа: старшаяПроблема: «Как избежать опасностей на улице»Игровая мотивация: Поможем детям понять, что такое «улица»?Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюден...

    Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы»

    Настоящие методические материалы предназначены для проведения непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию социально-эмоциональной сферы  с группой детей старшего...