Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»
статья по музыке (подготовительная группа) по теме

Наталия Юрьевна Лебедева

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ikt_moy.docx22.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Работа проводилась на базе ГБДОУ Детский сад №34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Музыкальный руководитель Сизова Н. Ю.

Участники педагогического процесса – старшие дошкольники 6 – 7 лет, родители, воспитатели групп.

Особенностью системы работы по использованию ИКТ в воспитании дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с тем, что организация процесса обучения должна быть построена так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти:

зрительную, слуховую, образную, ассоциативную .

Цель педагогического опыта:

 С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить определенные задачи:

• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;

• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

• развить интегративные качества дошкольника.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих обще-дидактических принципах обучения:

• принцип сознательности и активности;

• принцип связи обучения с практикой;

• принцип системности и последовательности;

• принцип доступности;

• принцип наглядности;

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

• принцип полноты и целостности.

Какие же функции выполняет компьютер (ноутбук) в педагогической деятельности музыкального руководителя:

1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.

2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.

3.Позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.

4. Оформлять документацию.

5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.

6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.

7. Является незаменимым и единственным вариантом создания презентаций и видеофильмов.

Всё это помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду:

слушания музыки,

пения,

музыкально-ритмических движений,

музыкально-дидактических игр.

Икт средства включаются во все виды музыкальной деятельности.

В разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации, в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.

Мультимедиа- презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. А зачастую, мои презентации являются обрамлением действия сцен спектакля или праздника. Важно помнить, что материал должен быть доступен  в первую очередь, для ребёнка.

Например, праздник «Магазин для мам» для детей средней группы был оформлен и ярко и динамично дополнен презентацией с видами отделов магазина, картинок с изображением предметов, животных и др. Финалом же явилось поздравление, обращенное к  женщинам –мамам, бабушкам, педагогам. Дети и взрослые были в восторге!

Мультимедийные презентации разработаны с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

На выпускной праздник «Подарок инопланетян» я создала презентацию, включающую в себя и анимированные картинки с изображением ноутбука («главного героя» праздника) и перемещение по интернету, и чужестранцев и их мест обитания и пребывания, и, наконец, изображение самих «загадочных отправителей посылки в детский сад» - инопланетных существ Барбариков.

Мультимедийные пособия эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание» НОД.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому в этом виде деятельности используются электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Мною созданы игры - презентации по развитию певческих навыков: чувства ритма, музыкального слуха, ладового чувства и тембровой окраски звука.  Это: «Музыкально-дидактическая игра «Что принёс Дед Мороз?», «Весёлые распевочки», «Путешествие» по голосовым играм С. Коротаевой, песенка-игра «У оленя дом большой». Результатом работы по развитию певческих навыков с применение ИКТ является устойчивая положительная динамика при диагностике на начало и конец учебного года, а так же уровень мониторинга.

При выполнении музыкально- ритмических упражнений различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 6–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области "Музыка"

Формы, методы и приёмы, используемые в работе

Основная форма работы – подгрупповая и индивидуальная, в сочетании с наблюдением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием картинок, просмотром фильмов, познавательными беседами («Жанры музыки», «Великие композиторы», «У музыки есть настроение», подвижными и дидактическими играми «Музыкальный светофор», «Концерт по телевизору», «Волшебная карусель»), составлением и отгадыванием загадок «Музыкальные загадки». Так же в своей работе использую ИКТ при подготовке и проведении развлечений и тематических дней, в музыкальных инсценировках при подготовке утренников («Новый год», «8 марта», «Выпускной праздник ».В непосредственной образовательной деятельности -упражнения на развитие голоса и слуха «Птица и птенчики», «Заяц и зайчата», «Попугай, повторяй! », «Божья коровка», «Качели».  Систематически использую авторские видеоролики по слушанию музыки: «Времена года», «Животные в музыке», «Новогодняя палитра».

Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, развивает определённый тип мышления.

Форма работы с родителями:

Родительские собрания с использованием ИКТ;

Совместное проведение досугов, развлечений, праздников;

Проведение мастер – классов, тренингов;

Дни открытых дверей;

Анкетирование;

Индивидуальные и групповые консультации.

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Презентация непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста. Тема: "В поисках сокровищ".

—Программное содержание: Развивать умения детей восстанавливать числовой ряд, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном порядке. Развивать понимание взаимообразных отношений между чис...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией хлебороб Тема «Во славим руки хлебороба»

Ознакомление дошкольников с профессиями родного края в рамках реализации регионального образовательного проета "ТЕМП"...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...