Общая информация и описание опыта на тему: «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
материал по математике (старшая группа)

Копанева Ирина Юрьевна

Общая информация и описание опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_informatsiya_i_opisanie_opyta_eshchenko_a.v_1.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

                                                                                     "Чем больше воспитатель                                   учит своего воспитанника выражать себя в труде, деятельности, тем большим авторитетом он является для воспитанника"

 (В.А. Сухомлинский)

Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).        

Абакус – древние китайские счёты. С помощью абакуса проводится обучение по ментальной арифметике. Главными целями ментальной арифметики являются развитие концентрации внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребёнок сможет выполнять сложные арифметические задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи быстрее калькулятора. Уникальность методики – в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Развивая оба полушария, ребёнок становится уверенней в себе, с лёгкостью изучает иностранные языки и успешно реализовывает себя в учёбе и дальнейшей работе.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Цели и результаты методики. Тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации.

Главными задачами ментальной арифметики являются:

1. Развитие воображения и логики. Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют «абакус», в Японии – «соробан»). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, подключая воображение. На многочисленных видеозаписях процесса обучения можно заметить, что ребенок делает движения пальцами, передвигая воображаемые кости.

2. Развитие обоих полушарий мозга. Вычисления – это логичные, рациональные действия, то есть задача левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление – это уже правое полушарие. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика помогает развить оба полушария и за счет этого добиться больших успехов в решении математических задач.

 3. Улучшение памяти. Ребенок запоминает новую технику, образ счетов, множество определенных манипуляций. Все это активно тренирует память. Если интенсивно работать в этом направлении с детства, то в будущем запоминать большие объемы информации для него не составит труда.

 4. Тренировка концентрации внимания и упорство. Такая необычная и сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству.

 5. Развитие математических способностей.        

Задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов:

-На первом дети осваивают технику счёта на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счёта обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое запоминание и выполнение действий: дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать.

-На втором этапе программы дети переходят к счёту в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счётам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счётов. Так ребёнок учится производить предлагаемые счёты в уме. Он представляет перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счётов.

Абакус состоит из рамки, перекладины, спиц и косточек. Косточки поделены на две части. В одной части четыре косточки. И они получили название земные, так как смотрят вниз. А верхняя косточка она одна. Они получили название небесные, так как постоянно смотрят наверх. Считаем на абакусе двумя руками, то есть указательным и большим пальчиком. Большим пальчиком поднимаем косточки, опускаем указательным. Небесные косточки двигаем только указательным пальчиком. Сейчас нам абакус показывает ноль, потому что ни одна косточка не поднята к перекладине. Чтобы показать один, нужно сначала разобраться, где разряд единиц. Спиц на абакусе очень много, они показывают разряды.

Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «птичка и цветок», «пространственное рисование» Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей. В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.

Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.

Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления, логики.

В своей практике я использую различные упражнения:

1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)

2. Кинезиологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. («-ухо – нос – хлопок»); развивает моторику и тактильные ощущения. («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»)

3. Лабиринты. способствуют развитию логического и пространственного мышления, учат ребенка анализировать, развивает внимание.

4. «Головоломки»(«Колумбово яйцо», «Дорисуй домик», «Волшебное дерево»)

 5. Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный, черный», «Покажи и назови правильно»)

Также в своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Я провела анкетирование среди родителей по данной теме. Родители группы заинтересовались данной методикой. За «круглым столом» мы обсудили реализацию курса развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Я рассказала, о целях, задачах, этапах, формах и методах обучения детей.

Для более успешной работы мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики. Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону. Психические процессы память, мышление, воображений улучшились в среднем на 7%., этот результат мы с воспитанниками закрепили участием в различных онлайн конкурсах, таких как «Совушка», «MINDSKILLS» и др.

Также в моей работе я использую  игры Воскобовича: «Игровой квадрат», дидактическая игра «Нетающие льдинки озера Айс», «Математические корзинки» и др.; дары Фребеля; игры с блоками Дьенеша; круги Эйлера…

Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что ментальная арифметика представляет собой не только новый способ освоения навыков вычисления. Отличные результаты методика дает и в сфере всестороннего развития личности. Кроме того, во время занятий ментальной арифметикой активизируется потенциал маленького человека.

Практика и отзывы показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной для детей. На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки. Я уверенна, мы добьемся своих целей. И станем маленькими гениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....

Общая информация и описание Конкурс Воспитатели России Верность профессии Тымуш Л.И.

Общая информация и описание Конкурс Воспитатели России Верность профессии Тымуш Л.И....

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА "МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА" ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доклад  на  тему "Возможности  метода  "Ментальная  арифметика"  для  интелектуального  развития  дошкольников"...

Статья «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей прису...

ЭЛЕМЕНТЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому для всестороннего развития детей я выбрал...

Методические рекомендации «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»

Ментальная арифметика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребен...