Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"
материал по развитию речи по теме
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского сада. К.Д. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_o_peske.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование песка как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками»
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского сада.
Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных приемов и средств педагогического воздействия.
К.Д. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка».
Несомненно, «Песочная терапия» — одно из довольно ярких и эффективных решений этого вопроса.
Ведь песок – это дар природы. Каждая писчинка содержит в себе кусочек солнца, дуновение ветерка и капельку росы. Игры с песком доставляют детям огромное удовольствие, ведь это одна из форм естественной активности ребенка и доступен он каждому.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный, образовательный эффект, а так же во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.
На сегодняшний день большое количество детей испытывают трудности в развитии речи, что в той или иной степени отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. У них часто нарушена координация движений, низкое развитие мелкой моторики, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, мышления.
Логопедические игры с песком - очень эффективное и современное решение в коррекционно-образовательной работе учителя - логопеда детского сада. В коррекции речевых нарушений у детей игры с песком помогают развивать правильное дыхание, мелкую моторику, которая как нельзя лучше способствует развитию речи, автоматизировать корригируемые звуки, обогащать и активизировать словарный запас, формировать лексико - грамматические категории языка, развивать связную речь. Учат детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.
Они вызывают положительные эмоции у детей, стабилизируют эмоциональное состояние, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.
Игры на развитие дыхания
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам:
· Набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувать живот «шариком».
· Выдыхать медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
Дуя, можем клад найти,
Иль дорожку провести,
Отыскать в песке картинку
Или выровнять тропинку…
«Спрячем пальчики»
Мы песочек будем брать, наши пальцы засыпать,
Сыпим, сыпим мы песок –
Получился бугорок.
Чтобы пальчики найти,
С них песок мы сдуть должны.
«Помоги зайцу»
В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
«Выровняй дорогу»
От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Секрет»
В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Что под песком»
Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Добрый медвежонок»
Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
«Поможем Маше»
У Маши порвались бусы и все бусинки рассыпались в песке. Ребенок, раздувая песочек, находит все бусинки.
Игры на развитие артикуляционной моторики
Часы тикают тик – так,
Пора пальчикам гулять!
(артикуляционное упражнение «Часы» с одновременным движением
пальцами рук по песку вправо – влево)
На качелях покачались.
(артикуляционное упражнение «Качели» с одновременным движением
пальцами рук по песку вверх - вниз)
На лошадке покатались.
(артикуляционное упражнение «Лошадка» с одновременным движением пальцев «Скачет лошадка»)
Вкусных ягод мы поели – облизаться захотели.
(артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» с одновременным разглаживанием песка руками)
Вот песочка гора – его прихлопаем? – да-да
(артикуляционное упражнение «Накажем непослушный язычок» с одновременным похлопыванием по песку рукой или попеременно правой - левой)
Игры на автоматизацию, дифференциацию звуков
«По дорожке»
По дорожке ползет змея и шипит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу…
По дороге едет машина:
Шо-шо-шо, шо-шо-шо…
Едет самолет – готовится взлететь:
Су-су-су, су-су-су…
А вот дорожка из камушков.
Змея ползет между ними и шипит:
Ша-шу-шо, ши –шу-ше, шу-ши-шо…
«Друзья идут в гости»
Друзья (игрушки) находятся далеко друг от друга, им тяжело идти по песку. Давай выложим для них дорожку из камешков (ребенок выкладывает дорожку)
Сейчас они могут ходить друг другу в гости. Шагая по камушкам пальчиками произносим: са-ша-са, со-шо-со, уш-ус-уш. А теперь обратно: шта-што-шту, ска-ско-ску, сна-шна-сна.
«Кто в домике живет»
Ребенок в кучке песка находит мелкие игрушки (с помощью кисточки или двух пальчиков) и разлаживает их по домикам «с»-«ш»
«Повтори»
Ребенок повторяет тройки слогов или слов и одновременно повторяет движения руками
(шум-сок-шаг, кошка-мошка-сушка, колос-малыш-камыш)
«Кулачки»
Ребенок повторяет рифмовку и на каждое слово сжимает кулачки с песком
(Робот Роме помогает, с ним игрушки собирает)
«Проложи дорожку»
Ребенок повторяет чистоговорку и на каждое слово выкладывает камушки
(Шли сорок мышей, несли сорок грошей)
Игры на формирование фонематического слуха
«Спрячь руки в песок»
Ребенок слушает слова и если в слове есть звук «ш», то прячет руки в песок.
«Сыпется песок»
Предлагаем ребенку засыпать игрушки (картинки) песочком
Если слово начинается на звук «с»,
То ребенок сыплет песочек и произносит с-с-с,
А если на «ш», то произносит ш-ш-ш…
Игры на формирование слоговой структуры слова
«Следы на песке»
Сделать следы на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
«Мельница»
Насыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Игры на формирование лексико - грамматического строя речи
«Бабочки»
Прилетели бабочки (картинки)
Одна бабочка, две бабочки,….пять бабочек.
Давайте нарисуем для каждой бабочки листочек –
Один листочек, два ….., пять листочков.
Расскажи про каждую бабочку-
«Красная бабочка на листочке, синяя бабочка на листочке……»
Игра: «Какой бабочки не стало»
«Цветочки»
Вот какие красивые цветочки (картинки).
Один цветочек, два цветочка,…..пять цветочков.
Давайте нарисуем для каждого цветочка вазочку.
Расскажите про цветочки:
Синий цветочек в вазочке, желтый цветочек в вазочке….
«Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными
(шарик – легкий, блюдце – пластмассовое…).
Игры на развитие связной диалогической, монологической речи
«История» (игра для 1-3 детей)
Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества малыша становятся видны психологу.
«Зверюшки на дорожке»
Игрушечный лягушонок, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса (цветные картонные кружки – модели, обозначающие диких животных: оранжевый – лиса, белый – заяц, серый – волк, коричневый – медведь и т. д.)
Детям предлагается выбрать себе животных по цвету и обрисовать по контуру на песке, украсить бусинками, пуговицами или бросовым материалом. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
«Песочная страна»
Дети выбирают фигурки, в названии которых есть заданный звук, и создают постройку, используя эти фигурки. Потом составляют рассказ (сказку).
«Две игрушки»
На песке дети в парах рисуют два предмета (н-ер, мяч и воздушный шар). Составляя диалог от имени предметов, сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
«Покажи сказку»
Ребёнок, используя мелкие игрушки, предметы, составляет и рассказывает сказку.
С песочком больше вы играйте,
С ним речь детей вы развивайте.
Ведь игры эти с малых лет
Приносят детям лишь успех!
Логопедическая история «Зайчонок Пушистик в песочной стране»
В песочной стране живет зайчик Пушистик. Вот он спрятался за кустиком от лисы. Надо ему помочь. Давайте заметем следы зайчика, чтобы лиса его не нашла. Для этого мы сейчас будем дуть в трубочку на песочек и раздувать следы. Глубоко вдыхаем воздух носом, надувая животик, а потом дуем в трубочку (дыхательное упражнение).
Стал зайчик выглядывать из-за кустика, посмотрел вправо – влево, стал потихонечку подпрыгивать вверх - вниз, захотел поесть морковки и стал облизываться (артикуляционная гимнастика с одновременным движениям рук).
Трусливый зайчик боится любого шороха. И только услышит шум, сразу прячется. Сейчас мы покажем, как зайчик прячется. Как только услышите в слове звук «ш», прячьте руки в песок (фонематический слух).
Надоело зайчонку бояться и прятаться, побежал он искать морковку. Видит, дорожка
из камней (выкладывают). А по ней едет машинка, колесами шуршит по песку: шо-шо-
шо, шо-шо-шо. А между камней ползет змея и шипит: шу-шу-шу, шу-шу-шу. А девочка
Маша прыгает по камушкам и говорит: шо-шо-ша - Маша хороша, ша-ша- шу
- по камушкам спешу. Расскажите, что делает змея? Что делает машина? Что делает
Маша? (автоматизация звука «ш», расширение словаря, грамматический строй речи).
Позвала Маша зайчика в гости и попросила помочь ей найти в песке игрушки. Вот
сколько игрушек у Маши. Давайте расскажем о них – У Маши есть шарик круглый,
шишка шершавая, кошка серая… (автоматизация «ш», расширение словаря, связной
речи).
Поблагодарила Маша Зайчика и угостила его вкусной, сладкой морковкой
(обрисовывают морковку на песке по шаблону кисточкой и выкладывают по контуру
бусинками, пуговицами…).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыт внедрения системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОНР"
Консультация для педагогов по внедрению системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОНР...
Интегрированная модель взаимодействия специалистов в организации коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения.
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда....
Организация коррекционно-образовательной деятельности в детском саду.
Надо помнить, что частая и длительная работа на близком расстоянии очень утомительна для зрения и способствует его нарушению....
ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ ДОУ.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ ДОУ.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в о...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ ДОУ.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи...
Мастер-класс «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах воды.Задачи:Объяснить детям такие явления как взаимодействие воды с бумагой, с деревомПознакомить со свойствами минеральной водыВызвать инт...