Мастер-класс «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
материал (средняя группа)

Шарашкина Олеся Сергеевна

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах воды.

Задачи:

  • Объяснить детям такие явления как взаимодействие воды с бумагой, с деревом
  • Познакомить со свойствами минеральной воды
  • Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
  • Вовлечь детей в экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Орешковская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ «Орешковская ООШ»)

Мастер-класс «Сказка как средство организации

познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Старший воспитатель: Шарашкина О.С.

2024 г.

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах воды.

Задачи:

  • Объяснить детям такие явления как взаимодействие воды с бумагой, с деревом
  • Познакомить со свойствами минеральной воды
  • Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
  • Вовлечь детей в экспериментальную деятельность.

Оборудование для образа педагога: костюм Василисы, сундук, игрушка Росинка,книга сказок.

Оборудование для опытов: ёмкость для воды, кувшинки из бумаги, зеркало, банка, белый картон, фонарики, подставки для книг, вода газированная, пластилин, галька, сухие веточки.

Ход проведения мастер-класса

Звучит музыка. Воспитатель в образе Василисы Премудрой, в руке сундучок.

Педагог:

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)

Педагог: Я – Василиса Премудрая, пришла к Вам из сказки с берега реки Оки. У меня есть необыкновенная книга сказок и волшебный сундучок.  Что же в нем лежит?

 «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает).

Это моя помощница – Росинка. Она расскажет нам о своем удивительном путешествии на берегу реки Оки.

Сказка «Путешествие Росинки»

Эта история произошла на берегу тихой речки. Ранним летним утром первые лучи солнца осветили луг, отражаясь в капельках росы всеми цветами радуги. Все эти капельки были родными сёстрами, но каждую из них ждала своя неповторимая история. Одну из таких историй я и хочу вам сегодня рассказать.

Наша Росинка родилась на листке купальницы. Она ничем не отличалась от других капелек росы, может, сверкала чуть-чуть поярче, потому что ветер шевелил листок, на котором она сидела.

Да, в такое чудесное утро трудно было усидеть на одном месте. Так началось удивительное путешествие нашей Росинки. Она покатилась с листочка на листочек, с травинки на травинку, пока не оказалась у самого берега реки. Тишину нарушало лишь тихое журчание воды. Речная гладь сверкала в лучах восходящего солнца. И тут Росинка заметила, как на поверхности воды показался зелёный цветочный бутон на толстой ножке. Он начал медленно раскрываться, пока не превратился в прекрасный белый цветок с жёлтой серединкой.

Вы, конечно же, догадались, что это за цветок? Это – кувшинка, или водяная лилия. Утром цветок кувшинки распускается, поднимаясь из воды (недаром её ещё называют «дитя солнца»), а вечером – закрывается и опять прячется под воду.

Опыт 1

Хотите посмотреть, как распускаются кувшинки? Мы с вами будем в роли волшебников, а поможет нам в этом вода – одно из самых волшебных веществ в мире. В этом мы сегодня не раз убедимся.

Инструкция: возьмите емкость, возьмите бутылку, которая обозначена желтым треугольником.  Кувшинки у нас из бумаги. Лепестки кувшинок «закрыты» (загнуты лепестками внутрь). Возьмите кувшинку лепестками вверх, только аккуратно, не разбудите наш цветок. Осторожно опустите цветы на поверхность воды и понаблюдайте, что происходит.

Ребята, кто из вас попробует объяснить, почему у наших кувшинок раскрылись лепестки. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага разбухает , сгибы распрямляются, и цветок «распускается».

Так вот, ребята, наша Росинка засмотрелась на прекрасный цветок. Вдруг она услышала всплеск воды. Росинка не сразу поняла, что это было и начала присматриваться к водной глади. Снова появился этот звук, и Росинка пригляделась – это были озорники карасики. которые выныривали из воды, в надежде увидеть что-то интересное, и заныривали обратно.

-«Какие ловкие и шустрые» - подумала Росинка. «Вот бы мне научиться у  них».

Опыт 2

- Ребята, давайте с вами продемонстрируем, как ловко играли карасики в воде.

Для этого возьмите емкость с синим кругом. бутылку красным треугольником Это газированная вода. Налейте воду в емкость до отметки. Возьмите пластилин. Попробуйте слепить из него рыбок.

Теперь опускаем наших рыбок в емкость с газированной водой. Наблюдаем.

Пузырьки воздуха поднимают рыбок на поверхность, затем, когда пузырьки лопаются, рыбки опускаются на дно.

Долго Росинка наблюдала за игрой маленьких рыбок. И продолжала бы наблюдать, если не отвлекло ее странное мерцание на другом берегу. «Что-то интересное там происходит, так хочется посмотреть…Но как мне перебраться на тот берег?». Росинка оглянулась, вокруг нее лежали лишь камни и веточки.

 Как вы думаете на чем перебраться Росинке на другой берег? Давайте это проверим.

Опыт 3

Перед вами лежат веточки и камни. Опустим камень в воду. Что с ним произошло? Теперь опустим в воду веточку. Что наблюдаем?

 Веточка не тонет, значит Росинка сможет перебраться на ней.

Перебралась Росинка по озеру на веточке, а помогали ей в этом озорные карасики и ветерок попутный. Когда Росинка оказалась на другом берегу, все ей казалось иным. «Как хорошо на моем берегу!» - услышала Росинка. «Кто ты, и почему это твой берег?» - спросила Росинка.  

– Я, лягушонок, люблю воду, ведь и я часть своей жизни провожу в воде, а другую – на берегу.

- Дождливая погода для меня – лучшая, а ещё во время дождя иногда появляется радуга.

- А что такое – радуга? – поинтересовалась Росинка.

- Это большой разноцветный мост. Но она очень быстро куда-то пропадает, как и не бывало её. Я думаю, она очень вкусная, как разноцветные леденцы.,- начал объяснять Лягушонок.

- Как жаль, что я не умею летать,- с грустью сказал Лягушонок, - очень бы хотелось попробовать радугу на вкус.

Опыт 4

Ребята, а вы знаете, что такое радуга? Чтобы полюбоваться радугой, мы не будем дожидаться дождя, и увидим радугу прямо сейчас. Волшебница-вода нам в этом поможет, а ещё нам необходим солнечный луч и нехитрое оборудование: широкая ёмкость с водой, белый лист бумаги и зеркало.

Опустим зеркало в ёмкость с водой под наклоном, зеркальной стороной к картине. Направим свет от фонарика на ту часть зеркала, которая находится в воде. На картине должна отразиться семицветная полоска.

. А в природе радуга возникает в то время, когда солнечные лучи во время дождя проникают сквозь капельки воды в воздухе. Капли отклоняют свет на разное расстояние, поэтому и получаются разноцветные полоска, в науке она называется «спектр».

 Теперь вы убедились, что радугу невозможно попробовать на вкус, и прокатиться по ней не получится. Радугой можно только любоваться!

Солнечное утро постепенно переходило в погожий денёк. Лягушонок, попрощавшись, нырнул в прохладную воду. А что же наша Росинка? А что произошло с ней дальше, ребята, попробуйте сочинить сами и рассказать свои истории в следующий раз.

Сказка завершается

Сундучок закрывается.

Я вас приглашаю теплым летним днем посетить берег реки Оки в поселке Фруктовая, быть может вы повстречаете и нашу Росинку. Но это будет летом.

А сейчас, в этот морозный день мне хочется поздравить Вас с наступающим Новым годом. Каждого из вас  мне хочется поздравить с праздником, подарив Вам волшебное пожелание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской ...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в  образовательную деятельность доу....

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»...