Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Шипаева Алевтина Геннадьевна

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с детьми способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы и развитию личности ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Современные формы и методы развития познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников».

Воспитатель МБДОУ № 21 Г.Павлово: Шипаёва А.Г.

Цель: познакомить педагогов с использованием эффективных форм и методов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Представить эффективные формы и методы по развитию познавательно-исследовательской деятельности, используя игровой практикум, ИКТ (слайды), тренинг, обсуждение проблем для активизации педагогов.
  • Активизировать педагогов для использования представленных форм в практике работы с детьми.

Этапы мастер-класса

Содержание

Введение в проблему

Воспитатель: В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность, игра и общение, определены как «сквозные механизмы развития ребёнка», пронизывающие все виды детской деятельности. Предлагаю подумать, какие качества развиваются у дошкольника в ходе познавательно-исследовательской деятельности и поместить свои определения на доску (участники мастер-класса выполняют задание, в ходе сравнения с заранее приготовленной второй доской приходят к мнению, что мнения в целом совпадают). Какие же формы работы позволят развить эти качества? (педагоги высказываются, делают предположения)

Авторский подход к решению проблемы

Я  хочу поделиться наиболее эффективными и интересными для детей формами.

1.Технология «Путешествие по реке времени» направлена «на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему на примере цивилизаций, история транспорта, жилища, а также собственной линии жизни ребёнка, истории своей семьи» (по Н.А. Коротковой) (Демонстрация «Реки времени» о расцвете «малой Родины» - от Павлова-острога в период первых стрельцов, села Павлово в старину и современного города в наше время)

Воспитатель предлагает темы для каждой подгруппы участников («Осветительные приборы» - 1 подгруппа, «Обогревательные приборы» - 2 подгруппа), наборы картинок и  полотно реки. Участники рассказывают о прошлом вещей и их цивилизации.

2. Ещё одна форма, о которой хочу рассказать - коллекционирование (показ слайдов с коллекциями детей). Дети любят «копить» понравившиеся им вещички, выпрашивать их у друзей, носить с собой и укладывать в коробочки. Задача взрослых – деликатно предложить расширить знания о предметах коллекции, направлять детей на разное её применение, анализируя, синтезируя и обобщая группы предметов.

  • Коллекция «Города России» расширяет знания детей, побуждает  к активности, инициативности. Дальнейшее применение коллекции – поиск крупных городов на карте России, с целью формирования целостной картины мира.
  • Предлагаю подумать, какие групповые коллекции можно собрать с детьми и как в дальнейшем их использовать для познавательного развития, если тема для 1 подгруппы - «Птицы», а тема 2 подгруппы - «Посуда». (Участники мастер-класса предлагают свои варианты коллекций и их применение в познавательно-исследовательской деятельности по данной теме, ведущий может дать свои советы использования, н-р, деление всех картинок с посудой на 3 части и помещение их на лист ватмана в нужную  колонку с обозначением: кухонная, столовая, чайная. Лист вывешивают в центр для закрепления знаний).

Коллекции можно использовать, можно рассматривать и любоваться или просто размышлять…

3. Следующая форма - использование картографа. Дети принимают задачу, анализируют предложенные карточки и синтезируют их в подгруппы, обозначенные в задаче. (демонстрация «Полезно-вредно», «Музей прошлого и настоящего») В рамках темы «Мы - россияне» детям предложено заполнить картограф с символами - родное, неродное. (слайд с картографом « Родное - неродное»)

  • Предлагаю из перепутанного множества картинок  выбрать символы и сформулировать задания каждой подгруппы детям для заполнения картографа (символы: трава, кусты, деревья, наземный, воздушный, водный транспорт и набор соответствующих картинок)

4. Следующая форма - проектирование деятельности. Проектная деятельность детей способствует саморазвитию каждого ребёнка. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой. Дошкольник должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом. Возникшую «вспышку интереса» детей можно использовать для начала проектной деятельности. Например, интерес детей к изобилию яблок на яблонях и на земле, определил проблему и вид проекта: информационно-практико-ориентированный, продолжительностью 1 неделю.

1 этап - подготовительно-проектировочный (или этап проблематизации). Игра «Хорошо-плохо» помогла сформулировать проблему: что мы можем сделать, чтобы не топтать яблоки. Схема - паутинка помогла ознакомить родителей с условиями проекта (помощь в пользовании ножом, использование упавших яблок). На 1 этапе определён продукт детской деятельности: приготовление компота.

2 этап - информационно-просветительский (или этап планирования проектной деятельности). Дети определяют средства, источники информации и свой личный вклад в общее дело. Мы с детьми договаривались, кто будет выносить тару для разных яблок (первые пришедшие в д\с дети), собирать и сортировать (подгруппами по сговору), а кто  будет приносить в определённое место (тяжёлую посильную  тару – сильные мальчики, нетяжёлую – девочки).

На данном этапе результативно использовать:

 «Звёздочку – подсказку», где дети брали на себя ответственность и ставили свой знак рядом с источником получения информации, н-р, свой красный круг рядом с лучом с книгой.

«Руку помощи» помогает планировать деятельность детей в ходе проекта.

3 этап – основной (или этап осуществления проектной деятельности). В нашем проекте дети собирали яблоки, сортировали их в подписанную тару - «На корм скоту», «Гниль», « На компот». По сговору убирали их в соответствии с планом. В ходе 3 этапа объединяются усилия детей, педагогов и родителей в разных видах деятельности, интегрируют во все образовательные области в соответствии с о схемой – паутинкой, «Звёздочкой – подсказкой»  и «Рукой  помощи».

4 этап – анализ и презентация результатов. Дети варили самостоятельно компот, а фотовыставка была презентацией нашего проекта «Урожай яблок – это хорошо». Все вместе обсуждали результаты проекта, делились переносом деятельности и в бабушкины сады, делали выводы о разумном отношении к продуктам, даже если их много.

  • Предлагаю продумать этапы проектов в каждой подгруппе по указанным темам и конечным продуктам детской деятельности:

1 подгруппа – Тема: «Дикие животные наших лесов». Конечный продукт детской деятельности: презентация макета «Жизнь зверей в природе»

2 подгруппа – Тема: «Друг придет на помощь». Конечный продукт детской деятельности: самодельные игры детей по теме.

(Участники обсуждают этапы проекта с опорой на презентацию)

 

Рефлексия (самоанализ)

Ведущий предлагает участникам листы рефлексии:

- Было интересно …

- Было трудно …

- Я поняла, что …

- Мне захотелось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:1.      Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятель...

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....

Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В статье содержится опыт работы в рамках реализации познавательно- исследовательского проекта у детей страшего дошкольного возраста....