Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с детьми способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы и развитию личности ребенка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Современные формы и методы развития познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников».
Воспитатель МБДОУ № 21 Г.Павлово: Шипаёва А.Г.
Цель: познакомить педагогов с использованием эффективных форм и методов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Представить эффективные формы и методы по развитию познавательно-исследовательской деятельности, используя игровой практикум, ИКТ (слайды), тренинг, обсуждение проблем для активизации педагогов.
- Активизировать педагогов для использования представленных форм в практике работы с детьми.
Этапы мастер-класса | Содержание |
Введение в проблему | Воспитатель: В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность, игра и общение, определены как «сквозные механизмы развития ребёнка», пронизывающие все виды детской деятельности. Предлагаю подумать, какие качества развиваются у дошкольника в ходе познавательно-исследовательской деятельности и поместить свои определения на доску (участники мастер-класса выполняют задание, в ходе сравнения с заранее приготовленной второй доской приходят к мнению, что мнения в целом совпадают). Какие же формы работы позволят развить эти качества? (педагоги высказываются, делают предположения) |
Авторский подход к решению проблемы | Я хочу поделиться наиболее эффективными и интересными для детей формами. 1.Технология «Путешествие по реке времени» направлена «на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему на примере цивилизаций, история транспорта, жилища, а также собственной линии жизни ребёнка, истории своей семьи» (по Н.А. Коротковой) (Демонстрация «Реки времени» о расцвете «малой Родины» - от Павлова-острога в период первых стрельцов, села Павлово в старину и современного города в наше время) Воспитатель предлагает темы для каждой подгруппы участников («Осветительные приборы» - 1 подгруппа, «Обогревательные приборы» - 2 подгруппа), наборы картинок и полотно реки. Участники рассказывают о прошлом вещей и их цивилизации. 2. Ещё одна форма, о которой хочу рассказать - коллекционирование (показ слайдов с коллекциями детей). Дети любят «копить» понравившиеся им вещички, выпрашивать их у друзей, носить с собой и укладывать в коробочки. Задача взрослых – деликатно предложить расширить знания о предметах коллекции, направлять детей на разное её применение, анализируя, синтезируя и обобщая группы предметов.
Коллекции можно использовать, можно рассматривать и любоваться или просто размышлять… 3. Следующая форма - использование картографа. Дети принимают задачу, анализируют предложенные карточки и синтезируют их в подгруппы, обозначенные в задаче. (демонстрация «Полезно-вредно», «Музей прошлого и настоящего») В рамках темы «Мы - россияне» детям предложено заполнить картограф с символами - родное, неродное. (слайд с картографом « Родное - неродное»)
4. Следующая форма - проектирование деятельности. Проектная деятельность детей способствует саморазвитию каждого ребёнка. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой. Дошкольник должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом. Возникшую «вспышку интереса» детей можно использовать для начала проектной деятельности. Например, интерес детей к изобилию яблок на яблонях и на земле, определил проблему и вид проекта: информационно-практико-ориентированный, продолжительностью 1 неделю. 1 этап - подготовительно-проектировочный (или этап проблематизации). Игра «Хорошо-плохо» помогла сформулировать проблему: что мы можем сделать, чтобы не топтать яблоки. Схема - паутинка помогла ознакомить родителей с условиями проекта (помощь в пользовании ножом, использование упавших яблок). На 1 этапе определён продукт детской деятельности: приготовление компота. 2 этап - информационно-просветительский (или этап планирования проектной деятельности). Дети определяют средства, источники информации и свой личный вклад в общее дело. Мы с детьми договаривались, кто будет выносить тару для разных яблок (первые пришедшие в д\с дети), собирать и сортировать (подгруппами по сговору), а кто будет приносить в определённое место (тяжёлую посильную тару – сильные мальчики, нетяжёлую – девочки). На данном этапе результативно использовать: «Звёздочку – подсказку», где дети брали на себя ответственность и ставили свой знак рядом с источником получения информации, н-р, свой красный круг рядом с лучом с книгой. «Руку помощи» помогает планировать деятельность детей в ходе проекта. 3 этап – основной (или этап осуществления проектной деятельности). В нашем проекте дети собирали яблоки, сортировали их в подписанную тару - «На корм скоту», «Гниль», « На компот». По сговору убирали их в соответствии с планом. В ходе 3 этапа объединяются усилия детей, педагогов и родителей в разных видах деятельности, интегрируют во все образовательные области в соответствии с о схемой – паутинкой, «Звёздочкой – подсказкой» и «Рукой помощи». 4 этап – анализ и презентация результатов. Дети варили самостоятельно компот, а фотовыставка была презентацией нашего проекта «Урожай яблок – это хорошо». Все вместе обсуждали результаты проекта, делились переносом деятельности и в бабушкины сады, делали выводы о разумном отношении к продуктам, даже если их много.
1 подгруппа – Тема: «Дикие животные наших лесов». Конечный продукт детской деятельности: презентация макета «Жизнь зверей в природе» 2 подгруппа – Тема: «Друг придет на помощь». Конечный продукт детской деятельности: самодельные игры детей по теме. (Участники обсуждают этапы проекта с опорой на презентацию)
|
Рефлексия (самоанализ) | Ведущий предлагает участникам листы рефлексии: - Было интересно … - Было трудно … - Я поняла, что … - Мне захотелось … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест»
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:1. Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятель...
Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции
В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....
Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми...
Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с миром природы»
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников...
Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников"
В статье содержится опыт работы в рамках реализации познавательно- исследовательского проекта у детей страшего дошкольного возраста....