Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Матвеева Олеся Александровна

В статье содержится опыт работы в рамках реализации познавательно- исследовательского проекта у детей страшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno-issledovatelnoy_deyatelnosti.docx48.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников

Ребёнок по своей природе  первооткрыватель. В дошкольном возрасте маленьких исследователей  интересует очень многое. Задача педагога направить и поддержать инициативу детей в процессе поиска ответов на вопросы и познания ими окружающего мира.

Мы живём в мире физических явлений, в том числе и звуков. Мы слышим шум ветра, пение птиц, гул автомобилей, музыку, общаемся с помощью звуков.  Это позволяет человеку воспринимать окружающий мир. Кроме того, весной просыпается природа, а вместе с ней и звуки.

В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей присутствуют первичные представления о звуках, но чёткого понимания, что такое звук нет.

Таким образом, был намечен план работы по проекторной деятельности с 03.04.2023 г. по 27.04.2023 г.

Тип проекта: среднесрочный, позавательно-исследовательский, практико-ориентированный. Его цель: создать условия по формированию у детей интеллектуально – творческих навыков посредством знакомства с физическими явлениями.

Задачи:

1)Развивать интеллектуальную, творческую инициативу и социально-коммуникативные качества: формировать у детей представление о групповой работе; способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.2) Расширять и систематизировать знания о звуке как физическом явлении. 3) Обеспечить психологическое благополучие детей во время всех мероприятий. 4) Подобрать способы и формы взаимодействия с родителями по данному виду проекта.

В основу решения этих задач положены следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Реализация достижения результата:

1. Диагностика уровня первичных представлений о звуке как физическом явлении детей 5-7.

2.Изучение и подбор методической литературы для работы с детьми по данной теме.

3. Планирование организации различных видов детской деятельности по данной теме и взаимодействие с семьями.

Основная авторская идея: формирование представлений детей о звуке как физическом явлении, будет осуществляться комплексно, через опытно-экспериментальную деятельность с использованием технологии критического мышления: наглядного моделирования.

Этапы работы над проектом включали: целеполагание, разработку проекта, его выполнение, подведение итогов. На каждом этапе деятельность педагога носила направляющий характер, чтобы дети могли частично либо полностью проявить познавательную и творческую активность. Тем не менее, в практической части по формированию определенных умений и навыков педагог является главной фигурой.

Распределение деятельности педагога и детей по этапам проекта

На этапе целеполагания: во время прогулки дети обратили внимание, что природа просыпается: веселее и чаще поют птицы, шумит ветер, бегут ручьи. Вместе с природой просыпаются звуки. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чей голосок?» (птицы), затем игра продолжается в группе «Звуки предметов», «Чей голосок?» (дети).Воспитатель уточняет, что мы слышим? (звуки). Какие? (природы, предметов, звуки речи)Что такое звук?На этапе разработки проекта использовали модель трёх вопросов: что мы знаем, что мы хотим узнать, что нужно сделать, чтобы узнать, к кому обратиться за помощью? Затем была осуществлена диагностика - интервью «Что такое звук?». После обработки результатов была подобрана необходимая литература, интернет ресурсов  по теме проекта.Этап реализации проекта был условно разделен на 4 части: «Звуки природы и предметов», «Музыкальные звуки», «Звуки речи»,  «Изобретения». В ходе части по узкой тематике был проведён ряд мероприятий. 1 неделя: загадки о звуках природы; дидактическая игра: «Сова»; чтение художественной и справочной литературы (энциклопедий) - Андрей Усачев «Звукарик», пословицы и поговорки; опыты «Распространение звука», «Как мы слышим»; ООД «Где живёт эхо?»; совместная творческая деятельность «Капель»; решение проблемных ситуаций «Что было бы, если не было звуков?»; наблюдение во время прогулки «Звуки природы»; физкультминутки «Дождик», «Пение птиц»; пальчиковые игры «Ветер», «Вода»; просмотр м/ф «Сказки старого дуба»; игровые технологии критического мышления: «Моделирование».

Сотрудничество с родителями позволило обеспечить эффективность данного проекта (пополнению выставки «В мире телефонов», домашняя лаборатория -  рекомендации для опытов по теме проекта в домашних условиях. Академия любознательности https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/opyty-so-zvukom-dlya-detej/?ysclid=lgrq4sevff140548867,маршрут выходного дня – посещение магазинов сотовых телефонов, просмотр м/ф  «Фиксики. Сотовый телефон. и чтение детских энциклопедий по теме проекта), консультации для родителей: «Воспитывайте будущего исследователя», «Вред или польза от телефона», «Игры для развития фонематического слуха», «Экспериментируем дома».

Предполагаемый результат был достигнут: у детей расширилось представление о звуке как физическом явлении; появился интерес в познавательно- исследовательской деятельности; сформировались коммуникативные и речевые навыки,  творческие способности; в процессе проекта у детей проявится желание помогать друг другу в различных ситуациях.

Литература:

1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Мозаика-Синтез,2012. - 336 с.

2.Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3.Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. - С.-Петербург: Детство-пресс, 2021

4.Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа — М.: Мозаика-Синтез, 2019.

5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"

В данном конспекте легко и доступно  раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:1.      Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятель...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к са...